?Соцветие курая? - спортивно – игровая программа Цели: Приобщение к культурному наследию родного края, национальной игровой культуре, к изучению башкирского народного творчества. Развитие физических и творческих способностей. Формирование чувства любви и уважения к народным традициям. Воспитание толерантности. Оборудование: реквизит для соревнований: Дата проведения: 12.10. 2023 г. Время: 10.00 Ход мероприятия: 1. Организационный момент. Звучит запись с мелодией курая. Заранее подготовленная ученица читает стихотворение. Башкортостан – чудесная земля!Кругом сады – зелёные поля!На зорьке тихо солнце ясное встаёт,Как белый лебедь, Агидель плывёт.Башкортостан – родная сторона,Она добром и солнцем полна. (Ф.Губайдуллина)[1] - Как называется республика, в которой мы живём? (Башкортостан). - Какие национальности здесь живут? (Русские, башкиры, татары, чуваши, мари, мордва и т.д.) - У каждого народа есть свои традиции, праздники, игры. О традициях и играх какого народа будем сегодня говорить? (Башкирского). 2. Прекрасная природа Южного Урала способствовала развитию башкирского народного искусства, фольклора. В древнем искусстве башкир сочетались драма, музыка, танец, игра. Отголоски былого единства всех видов народного творчества можно найти в эпосе, сказках, танцах и играх. Многие игры исполнялись в прошлом на различных празднествах и во время обрядов. Особенно красочно проходили массовые весенне-летние праздники (йыйын, бэйге, майзан, сабантуй, каргатуй). На йыйынах и сабантуях проводились соревнования в борьбе, беге, скачках, стрельбе из лука. Особое место занимали веселые игры: бег в мешках, бег с яйцом в Ложке, влезание на намыленный шест, катание яиц с горки и др. В конце марта отмечается праздник Науруз. Что это за праздник, сейчас нам расскажут ваши товарищи. 1 ученик. Науруз – начало года,Пшеница – начало рода,Будет урожай – будет еда,Пусть год будет удачным всегда. 2 ученик. Урожай будет такой,Что котлы будут полны,Дни стоят погожие,А в стране царит покой!(Ф.Губайдуллина) [1] - В давние времена считали, что год начинается весной. Делали большую куклу – деда, завязывали лоскутки, говоря то, от чего хотят избавиться вместе со старым годом и сжигали. К тому празднику готовятся в каждой семье. Рано утром маленькие дети, молодёжь ходят по домам, старики дают им благословение. После сжигания соломенной куклы проводятся различные соревнования. Мы тоже поиграем. Игра ?Перетягивание каната? Делимся на 2 команды. Двумя руками беремся за концы каната. Перетянуть противника на свою сторону (за черту, которая чертится мелом в центре зала). 3. Весенне-летние девичьи игры начинались на женском обрядовом празднестве каргатуй. Они сопровождались песнями, плясками, хороводами, проводились и спортивные соревнования. В беге, прыжках, в перетягивании тканного полотенца участвовали женщины всех возрастов, а мужчины участвовали в теплые летние вечера в играх с войлочным мячом (туп) и с деревянным шаром (сэкэн). Башкирские дети, наблюдая за игровыми упражнениями взрослых, стремились освоить необходимые навыки. Взрослые готовили детей к этим упражнениям. С 4-5-летнего возраста мальчиков начинали обучать верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник - должен был передать свои умения и навыки сыновьям. Современные народные башкирские игры широко распространены в сельской местности. Они пользуются популярностью как у детей школьного возраста, так и у молодежи. Известны игры в альчики (ашык), городки (бура), чижик (осэт), прятки (йэшенмэк), с мячом (туп), с деревянным шаром (сэкэн). Играют в них и мальчики, и девочки. Ряд башкирских игр содержит элементы театрализации. Одни из них сопровождаются песнями, другие основаны на танцевальных движениях. Встречаются игры, которые развиваются в форме драматического диалога, например ?Возьму птенца?, ?Спрячу платочек?, ?Медведи-волки есть ли тут??, ?Кольцо?, ?Верблюд?. Есть один любимый праздник, который мы проводим после окончания весенних полевых работ. Этот праздник очень любят в нашей республике. Теперь его проводят даже в Москве и других городах России. Какой это праздник? (Сабантуй). Сабан – в переводе с башкирского языка означает плуг, это праздник плуга. - Вы бывали на таком празднике? - Какие игры вам больше всего понравились? Игра ?Бег с яйцом? 2 команды. Всем игрокам вручаются деревянные ложки. Первым игрокам в ложки кладется по яйцу (сваренное). По сигналу первые игроки берут в рот ложку с яйцом и бегут до отметки, вернувшись в команду, передают яйцо 2-м игрокам. 4. Вы любите играть? Какие игры вам больше нравятся? Сегодня поиграем в башкирские народные игры Игра ?Кем будешь?? Все встают в круг, у одного человека завязывают глаза. Ведущий подходит к одному ученику и спрашивает : ?Кем он будет??. Он должен назвать профессию. [2] Игра ?Платочек?. Также в круге дети выбирают водящего по считалке. В руке у водящего платок. Он бежит по внешнему краю круга и должен незаметно подложить платок кому-нибудь. Если этот ученик заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы сесть на его место. Таким образом, дети меняются. Башкирская народная игра Юрта (Тирмэ) В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: Мы, веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, И помчимся на лужок. На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту. Жмурки в кругах (Тунэрэкле куз бэйлэш) Эта игра особенно популярна среди девочек школьного возраста. Количество участников - от 3 до 20 человек. Играющим требуются платок и чистые листки бумаги для подкладывания под него. Описание. Согласно жеребьевке, намечается водящая, которая завязывает глаза платком, подложив чистый листок бумаги под платок. Пока водящая завязывает глаза, остальные участники чертят вокруг себя небольшие круги (в разном направлении от водящей, желательно по кругу). Расстояние между кругами произвольное. Водящая с завязанными глазами по сигналу идет к стоящим в кругах, а они в это время меняются местами, переходя из круга в круг. Как только водящая подойдет к ним, все застывают на месте: никто не должен выходить из круга, передвигаться в нем, меняться местами. Водящая ищет, вытянув руки перед собой. Чтобы не попасться ей под руки, стоящие в кругах могут наклоняться, приседать. Найдя кого-нибудь, водящая должна назвать ее имя. Та, чье имя отгадано, меняется ролью с водящей, завязывает себе глаза. Игра продолжается. Если имя не отгадано, то участники игры, не говоря ни слова, начинают хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящая продолжает искать. Правила: Водить одному человеку можно до 3 раз, после чего проводится жеребьевка и выбирается новый водящий. Нарушившая правило, согласно которому нельзя двигаться с места, как только водящая подойдет к какому-либо кругу, становится водящей. Игры с предметами Скачки (Ат сабыштырыу) В игре участвуют девочки и мальчики младшего и среднего школьного возраста, 3-10 человек. Проводится на ровных площадках у школы, у дома, в пионерлагере. Для игры нужны плоский деревянный диск диаметром 6-7 см, кол высотой примерно 40 см и деревянные прутики длиной 20 см (по количеству играющих). Описание. На земле чертят 3 концентрических круга (один в другом) диаметром 1, 2, 3 м. В центр вбивают кол. На расстоянии 1 м от внешнего круга проводят линию старта. От нее на расстоянии 10-15 м чертят линию финиша. Расстояние от линии старта до линии финиша разбивается на полуметровые дистанции (рис. 1). Рис. 1 Скачки Каждый игрок втыкает на линии старта свой прутик (своего ?коня?). Затем все участники, перебежав к линии финиша, выстраиваются в шеренгу, установив путем жеребьевки очередность в бросании диска. Первый в шеренге бросает с линии старта диск в кол. Если он попадет в него, то переставляет своего ?коня? на пятую черту. Если диск, не задев кола, попадет в центральный круг, то ?конь? бросавшего ?перескакивает? на третью черту. Если диск падает во 2-й круг, то ?конь? переставляется па вторую черту, если в 3-й, - на первую черту. Если диск падает за чертой большого круга, то ?конь? бросавшего остается на месте. И так играет каждый: после одного броска первого бросает второй и т. д. Тот, чей ?конь? быстрее ?проскачет? все дистанции, считается победителем. Играющим приходится все время бегать от линии старта или от кругов до линии финиша. Правила: При броске диска нельзя заступать за линию старта. Если играющий это сделает, его бросок не засчитывается. Установленная очередность должна строго соблюдаться. Бросать диск 2 раза подряд не разрешается. Прутик (Шуйдук) Эта игра является разновидностью русской игры в чижа. Проводится она на воздухе, главным образом мальчиками-подростками. В игре обычно участвует 4-6 человек. Для нее нужны деревянная палка длиной 1 м и прутик (шуйдук) длиной 20-25 см. Описание. Участники рассчитываются по порядку номеров. Первый по счету делает продолговатую ямку и поперек нее кладет прутик. Вокруг ямки чертится круг диаметром примерно 40 см. Остальные становятся на некотором расстоянии от ямки. Первый участник просовывает палку под прутик и резко подбрасывает его вверх, остальные ловят. Тот, кто быстрее добежит до прутика и поймает его в воздухе, получает условленное число очков. Если никто не сможет поймать прутик в воздухе, то второй по счету участник берет прутик с земли и бросает в ямку. Первый игрок, стоящий у ямки, защищает ее, подставляя палку. Если прутик окажется в кругу, то второй по счету игрок становится с палкой у ямки, а первый присоединяется к ловящим прутик (став последним в очереди). Если прутик не попадет в круг, то первый по счету берет его в левую руку и палкой бьет по нему. Остальные бегут, стараясь поймать прутик на лету. Поймавший получает условленное количество очков. Если никто не поймает прутик, то второй по счету снова берет прутик и бросает в круг, стараясь попасть в палку. На этот раз палку втыкают перпендикулярно к земле, поскольку круг издалека плохо виден. Как и в первом случае, если прутик попадет в круг, то второй участник становится на место первого, а первый оказывается последним по счету. Если прутик упадет не в центре круга, то палкой измеряется расстояние от линии круга до прутика. Сколько раз ?ляжет? палка на этом расстоянии, столько очков получает бросавший прутик, т. е. первый игрок. Игра продолжается. К концу ее у каждого участника набирается определенное количество очков. Тот, у кого их больше, остается у круга и бросает палку как можно дальше. Участник с наименьшим количеством очков должен бежать за прутиком, произнося звук ?бзззз...? (на одном дыхании). Взяв прутик, он бежит к кругу и бросает прутик в ямку. Остальные бегут вместе с ним, прислушиваясь, не прервется ли произносимый им звук. Если он прерывается, то снова бросают прутик (с того места, где прервался звук) и участник, имеющий наименьшее количество очков, бежит за ним, произнося на одном дыхании тот же звук - ?бззз...?. Правила: В начале игры устанавливается предельное для нее количество очков (100-200). Если кто-либо из участников наберет большее, чем было установлено, количество очков, он может часть их передать своему товарищу. Прутик бросают с того места, куда он упадет в случае, если никто его не поймает. Шар на земле (Ер шары) В игре участвуют подростки, не более 10 человек. Проводится на площадке у дома, у школы, в пионерлагере. Для игры нужны деревянный шар (или мяч), кол с выемкой на верхушке для шара (мяча) и палки длиной 1 м (по количеству играющих). Описание. Чертят две параллельные линии на расстоянии 10 м одна от другой. В центр первой линии вбивают кол, на верхний конец которого кладут шар (мяч). Рис. 2. Шар на земле Игра начинается с выбора ?пастуха? (по жребию). Каждый участник делает себе лунку по окружности вбитого кола, примерно на расстоянии 4 м от центра (рис. 2). Все выстраиваются у второй линии и поочередно бросают палки, стремясь сбить с верхнего конца кола шар (мяч). Если удается это сделать, то ?пастух? и сбивший бегут за шаром и за палкой. Если ?пастух? сумеет захватить шар и бросить его в лунку прежде, чем бросавший поднимет свою палку, то он становится бросающим и присоединяется к остальным игрокам. Если сбивший шар успеет захватить палку, опередив ?пастуха?, то становится в конец строя играющих и может продолжать игру. Если шар не удастся сбить никому, ?пастух? берет его и катит по земле к палкам, которые держат играющие (опустив их концы в лунки). Тот, чьей палки коснется мяч, становится ?пастухом?. Правила: Если игрок не собьет шар, то его палка остается лежать на земле. ?Пастух? стоит в стороне от вбитого кола, чтобы не попасть под удар палки. Уральский мяч (Урал тубы) Игра проводится на открытых площадках детьми среднего и старшего возраста. В ней участвуют 8-16 человек. Для игры необходим маленький резиновый мяч. Описание. На площадке чертят три параллельные линии длиной 10 м на расстоянии 5-6 м друг от друга. Первая называется линией бросания мяча, вторая - средней линией, третья - линией обхода. Играющие делятся на две команды: бросающих мяч и ловящих мяч (?пастухов?). Команда бросающих становится за линией бросания, ?пастухи? размещаются произвольно на всей площадке до линии обхода. Один игрок из команды бросающих подбрасывает мяч и с силой направляет его ударом руки в сторону линии обхода. Затем сразу же бежит за мячом к этой линии, добегает до нее и возвращается на место к линии бросания. ?Пастухи? стараются поймать мяч и бросить его в сторону линии бросания до того, как бросивший добежит до своего исходного места. Если ?пастухам? удастся это, то игрок, бросавший мяч, остается на том месте, до которого успел добежать. Затем мяч бросает второй участник из команды бросающих. Игрок, добежавший до своего места, получает право бросать мяч еще раз. Если все игроки, бросавшие мяч, остаются между линией обхода и линией бросания, то чертится еще одна, прерывистая, линия, которая называется ?мостиком из одного волоска?. Она разделяет на равные части поле между линией обхода и средней. На этой линии выстраиваются участники команды, бросающие мяч. Один из участников команды ?пастухов? берет мяч и, подойдя к линии бросания, считает до трех. Один из игроков, стоящих на линии, должен отбежать в любую сторону от ?пастуха?, а тот вдогонку убегающему бросает мяч. Если ?пастух? попадет в убегающего, то команда бросающих становится командой ?пастухов?. В противном случае команда бросающих занимает свое прежнее место. Правила: Мяч отбивают примерно с середины линии бросания. Мяч бьют строго по очереди. Игрок, успевший добежать до линии обхода и вернуться на линию бросания не будучи осаленным, должен повторно бросить мяч (сразу, без отдыха). Мяч можно ловить и брать с земли. Медный пень Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети- хозяева становятся за стульями. Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина: Я хочу у вас спросить, Моно ль мне ваш пень купить? Хозяин отвечает: Коль джигит ты удалой, Медный пень тот будет твой. После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: ?раз, два, три – беги!? - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым, встает за медным пнем. Правила игры: Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином. Липкие пеньки Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные игроки бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пеньки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные игроки становятся пеньками. Правила игры: Пеньки не должны вставать с мест. Стрелок Проводятся две параллельных линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2м. один игрок – стрелок. Он с мячиком в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Правила игры: В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды ?Сеть!? присел последним. Момент броска мяча определяется самим стрелком. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием. Итог мероприятия - Ребята, с традициями и играми какого народа мы сегодня познакомились? - Почему нам нужно знать традиции башкирского народа? - Каждый народ, живущий в Башкортостане, имеет свои корни, традиции. Наша с вами задача состоит в том, чтобы стараться не забывать то, что создавал народ веками и уважать наследие других народов, проживающих в Башкортостане.
Соцветие курая