Рекомендации для родителей на тему:
«Способны ли родители своими силами скорректировать речь ребенка?»
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Если у ребенка есть серьезные речевые нарушения, то просто прочитанных книг будет недостаточно для их исправления. Для эффективной коррекции речи необходимы как специальные знания, так и соответствующее оборудование. Например, для обучения правильному произношению звуков, которые ребенок не может произнести, используются логопедические инструменты. Без таких инструментов процесс обучения может быть значительно затруднен.
В некоторых случаях всего лишь нужно обратить внимание ребенка на правильном произношении звуков, чтобы достичь положительного результата.
В других ситуациях может потребоваться предварительная работа над развитием артикуляционной мускулатуры с помощью специальных упражнений. Однако если после месяца занятий ребенок все еще не овладел правильным произношением, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту.
Следует соблюдать несколько ключевых правил:
Н
е следует использовать «сюсюкающий» стиль,
то
есть
избегать
лепетного
языка
и искажения произношения, подражая детской речи
В
ажно,
чтобы
ваша
речь
оставалась
четкой
,
плавной
,
эмоционально
насыщенной и
умеренной
по
темпу
П
ри
общении
с
ребенком
старайтесь
не
перегружать
речь
сложными для произношения
словами
,
непонятными
фразами
и
выражениями
Прежде, чем читать книгу стоит объяснить новые и незнакомые слова, которые попадаются в тексте.
Необходимо
не
только
объяснить
ребенку
в
понятной
дл
я
него
форме
,
но
и
продемонстрировать это
на
практике
.
Стоит
задавать
только
четкие и
конкретные
вопросы
,
не
спеша ожидать
ответ
.
Ругать
ребенка
за
несовершенства
в
речи
,
передразнивать
его или раздраженно исправлять недопустимо.
Чтение стихотворений, соответствующих возрасту ребенка, будет весьма полезным.
Крайне важно развивать слуховое внимание, артикуляционную подвижность и мелкую моторику рук.
Специалист корректирует проблемы со звукопроизношением, а также способствует расширению лексического запаса, а также формирует навыки составления текстов и грамотного оформления фраз с грамматической точки зрения. Логопед может подготовить ребенка к освоению грамоты, если у него имеются речевые затруднения, что в свою очередь содействует более успешному обучению в школе. Только специалист в области логопедии способен квалифицированно оценить ситуацию и определить необходимость проведения специализированных занятий.
Своевременное обнаружение трудностей позволяет оперативно приступить к их решению и добиться лучших результатов. Гораздо проще усвоить информацию с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибки. Не стоит полагаться на то, что проблемы решатся сами собой. Вы играете ключевую роль в формировании будущего вашего ребенка. Не стесняйтесь обращаться за профессиональной поддержкой – ранняя помощь поможет избежать лишних переживаний и, возможно, обеспечит вашему ребенку больше успеха и радости в жизни. Даже небольшие задержки в речевом развитии могут создать препятствия для изучения чтения и письма. В итоге, ваш способный и одаренный ребенок может столкнуться с неудовлетворительными оценками по русскому языку.
Любые трудности с речью у ребенка, будь то неверное произношение, ограниченный словарный запас, отсутствие связности или заикание, требуют внимательного подхода. Обратитесь к специалисту, если вы замечаете следующее:
1. Речь ребенка трудно понять посторонним.
2. Его могут разобрать лишь близкие люди.
3. Звуки произносятся нечетко, либо мягко, как у малыша, либо твердо, словно с акцентом. 4. При произношении некоторых звуков слышен булькающий звук, и воздух выходит неправильно.
5. Звуки «С», «З», «Ц» произносятся, как у носителя английского языка – между зубами.
6. При произнесении «Ш», «Ж» ребенок надувает щеки.
7. Звук «Р» произносится мягко, как во французском языке.
8. В 3-4 года ребенок не различает слоги в словах.
9. Искажает слова, делая их почти неузнаваемыми.
10. Произносит только отдельные слоги, не способный произнести слово целиком.
11. Сокращает слова, опускает согласные и слоги, или не договаривает их до конца.
12. Повторяет одно и то же слово разными способами.
13. К 5 годам речь остается несвязной.
14. Ребенку сложно составить предложение по картинке, выстроить последовательность событий, ограничиваясь перечислением предметов, или используя короткие, простые фразы.
15. В возрасте 5-6 лет наблюдаются нарушения в общей структуре речи: ребенок неверно выстраивает предложения, допускает ошибки в согласовании слов по роду, числу и падежу, неправильно употребляет предлоги и союзы.
В случае, когда вы обнаружили такие трудности, будьте готовы к тому, что их коррекция потребует значительных усилий и времени. Кроме регулярных занятий с логопедом, крайне важно поддерживать развитие речи ребенка самостоятельно. Первое и самое важное – демонстрируйте правильную речь на собственном примере. Общайтесь с ребёнком как можно больше, комментируйте свои действия, описывайте свои чувства и переживания. Читайте ребёнку, заучивайте стихотворения– положительные изменения будут видны незамедлительно.