Один из способов формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка- это работа с текстом.

Готовясь к уроку английского языка, учитель постоянно думает о новом и интересном задании, упражнениях, которые заинтересовали бы учащихся. Думаю, что мы сталкиваемся с этой проблемой перед каждой подготовкой к уроку. Поэтому я решила систематизировать и обобщить материал и упражнения по теме "Современные методы и приемы работы с текстом на уроках английского языка". В данной статье представляю несколько таких методов и приемов.

К сожалению, сегодня наши ученики не особо любят читать, хотя чтение - один из основных источников получения информации, обогащение лексического запаса, расширение кругозора учащихся. Потребность в чтении на иностранном языке будет полностью обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых учащимся текстов и подобранных методов обучения чтению будут соответствовать их познавательным запросам, уровню их интеллектуального развития, возрастным особенностям. Чтобы обучающиеся могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь находить источники информации, работать с ней и оценивать её и сложность в том, чтобы найти информацию можно, но трудность заключается в неумении работать с ней. Различные методические приемы помогут разрешить данную ситуацию. Привожу в пример задания, которые я применяю на своих уроках.

Методы и приёмы, которые можно использовать при работе с текстовым материалом:

«Бинго».Один из способов запоминать новые слова.

Цель игры — закрыть максимальное количество слов на своём поле при помощи фишек.

Правила игры:

Дети по очереди вытягивают карточки со словами по теме и читают их.

Участники игры внимательно слушают друг друга и ищут названное слово на своём поле.

Если картинка, обозначающая слово, есть на поле игроков, они закрывают её фишкой.

Первый, кто закроет все картинки на своём поле, громко произносит слово «

Bingo

», он и становится победителем.

Игру «Bingo» целесообразно проводить на этапе закрепления лексического материала по теме.

«Ассоциации». Суть метода ассоциаций - это разделение нового иностранного слова на части, созвучные с русскими словами, желательно существительными, поскольку их образ проще увидеть,запоминание слов таким образом упрощается. Например, слово “ tired ” – уставший можно запомнить через всем известный стиральный порошок “ Тайд ”. Слово “ fuel ” – топливо запоминают, представляя некого Фью, который съ ел топливо (Фью + ел).

«Кластеры». Один из методов критического мышления, графическая форма организации информации, при которой выделяются ключевые и смысловые единицы и фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Это изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Поскольку целью современной системы образования является формирование у обучающихся самостоятельного мышления, кластер- один из самых эффективных, способствующих критическому мышлению (педагогическая технология, способствующая интеллектуальному развитию).

"Ключевые слова".Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слова, выписывает их на доску. Ученики высказывают предположения о том, как они будут применяться в контексте. Затем при работе с текстом проверяется правильность предположений.

"Перепутанные логические цепочки". На отдельных листах выписываются 5-6 фраз, связанных логически, перетасовываются и предъявляются ученикам. Предлагается восстановить порядок.

"Пазлы". Учитель предварительно разрезает несколько или один текст и перемешивает их. Учащиеся могут работать в группах или отдельно. Они должны восстановить предложенные им тексты в нужной последовательности.

"Пропущенные слова". Учитель раздает текст с пропусками и список с пропущенными и лишними словами. Учащиеся могут работать в небольших группах.

"Толстые и тонкие вопросы". Этот прием я использую после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions",(who...? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.

«Редукция текста». Учитель раздает лист с текстом (20-30 предложений). Учащиеся читают текст и сокращают предложенный текст до 10 предложений.

«Дефиниция». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и заменяют выделенные слова дефинициями.

«Изменение перспективы». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и рассказывают эту историю с позиции каждого из действующих лиц:

А) … рассказывает

Б) … рассказывает

«Совершенствование стиля». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и пишут к нему вывод. Затем ученик обменивается со своим соседом своим выводом и улучшает свой стиль, т.е. " приукрашивают" свои выводы именами прилагательными, сложноподчиненными предложениями и т.д. Далее идет обсуждение результатов.

«Реклама». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, рисуют на тему текста красивую рекламу и подбирают к рисунку подходящий слоган.

«Изменение временной формы». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст, далее изменяют временную форму и пересказывают.

«Изменение типа текста». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и представляют тематику текста в форме:

А) рекламы

Б) объявления

В) дневника

Г) письма к другу

«Телеграмма». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и, работая в маленьких группах, разрабатывают изложение содержания, используя ключевые слова (учащиеся вычеркивают все малозначимые слова и оставляют только самое важное). Рабочие листы собираются и обмениваются между маленькими группами. На основе " Телеграмм" реконструируется текст. Далее идет обсуждение результатов.

«Придумай концовку текста!». Учащиеся читают текст только до развязки действия и должны предположить, о чем дальше идет речь. Затем все идеи сравниваются с оригинальным продолжением текста.

«Преобразование». Учитель раздает лист с текстом. Учащиеся читают текст и делают из интервью сообщение, из комикса рассказ, из монолога диалог, из письма телеграмму и наоборот.

«Два текста». Учитель читает два текста, каждый примерно по 65 слов. Затем учащиеся по возможности детально и дословно повторяют первый текст.

«Составь свой текст». Обучающиеся составляют свой текст, используя план ранее прочитанного текста, выражая свое мнение о героях и событиях.

«Инсерт». Один изп риемов критического мышления, самый продуктивный при работе с текстом. ИНСЕРТ- аббревиатура в названии данного приема (I – интерактивная, N – познавательная, S – система, E – для эффективного, R – чтения,T –размышления)раскрывает характер :этой системы.Он требует от обучающегося сконцентрированного чтения, параллельного анализа и выбора изучаемой информации, развивает навыки работы с таблицей и условными знаками, четкого разграничения информации на знакомую, новую, вызывающую несогласие или вопрос, пробуждает интерес к неизвестным фактам.

На первом этапе (вызов), внимательное чтение текста.

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста и таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

После чтения знакомлю с системой маркировки: V– известная информация, + — новая информация,? — непонятная информация,—— думаю по-другому.

Второй этап (осмысление) — в соответствии с маркировкой расставляются значки на полях текста).

В условиях дистанционного обучения работа выполняется устно, а учитель—делает пометки в редакторе.

Затем ученики заполняют таблицу и переносят свои метки в графы в виде тезисов. Работа развивает навыки выборочного письма, тезисного оформления информации. Завершающий этап приема — рефлексия. Данный этап проводится в парах в форме диалога.

"Пазлы". Это складная картинка или мозаика (англ.jigsaw puzzle), игра головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы

Чем же так замечательны пазлы?

Помогают формировать коммуникативные компетенции учащихся. Повышают заинтересованность учащихся в выполнении поставленных учителем задач.

Помогают применять здоровье сберегающий подход во время учебных занятий

Помогают в смене видов речевой деятельности.

Психологи считают, что собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия отдельных элементов по цвету, форме, размеру, развивает мелкую моторику.

Пазл – это метод развития эмоционального интеллекта. Ещё древнегреческие учёные говорили, что в человеке должны сочетаться ум, логика и эмоции.

Пазл используется как средство формирования личностных УУД на уроках иностранных языков и во внеурочной деятельности. Разбирая тематический пазл, обучающиеся приобретают новые знания в непринужденной обстановке. Для них увлекательным становится стремление к преодолению трудностей, самостоятельно освоенных в процессе складывания пазла. Учащиеся получают огромное удовлетворение в осуществлении небольших, но значимых для них задач.

Использование пазлов на уроке превращает урок в интерактивный, который способствует проникновению информации в сознание учащихся через их собственную активную деятельность.

Пример работы с текстом по методу «Инсерт».

INSERT.

Christiano Ronaldo is a Portuguese football player. He plays for the Spanish club Real Madrid and the Portugal national team. Christiano was born on 5th February, 1985. He started to play football when he was 8 years old. By the age of 17 he became famous and popular around the world. In 2008 he won the FIFA World Player of the Year. Christiano loves shopping. He also likes to buy very expensive cars. He has got nineteen cars among which are BMW 6, Audi Q7, Porsche Cayenne, Phantom Roll-Royce and many others.

V

+

-

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

He is a Portuguese football player.

He plays for Real Madrid.

In 2008 he won the FIFA World Player of the Year

He was born on 5th of February, 1985

He loves shopping.

He has got nineteen cars.

He started to play football when he was 8 years old. How did it happen?

Who taught him to play so well

"Толстые и тонкие вопросы"

Этот прием я использую после прочтения текста, когда учащиеся должны задать "thin questions",(who...? when..?.what..?.) требующие однозначных ответов и "thick questions",(why...?explain why..?.If you were...would you..?.) предполагающие объяснение и рассуждение. Учитель записывает вопросы на доске и предлагает ученикам ответить на них. Еще как вариант учащиеся могут сами записывать вопросы (работая в группах), обсуждать их и задавать другим группам, выбрав наиболее интересные.

 

Работа с текстом развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету и процессу чтения, позволяет развивать творческий потенциал обучающихся и пополнять их словарный запас.