Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Костромы «Средняя общеобразовательная школа №27»

Опыт работы

учителя начальных классов

Марковой Ольги Фридриховны

«Словарная работа – это не эпизод

в работе учителя,

а систематическая,
хорошо организованная,

педагогически целесообразно

построенная работа»
 А.В.Текучев

Содержание

Ведущая педагогическая идея опыта

Актуальность

Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Обращение к этимологии слова

3.2. Слова-подсказки

3.3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

3.4. Использование схем гласных (согласных)

Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

 Мнемотехника

Работа в группах

Заключение

8.

Список использованных источников

Ведущая педагогическая идея опыта

: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся при работе со словарными словами.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенным видом работы.

2.Актуальность

Наиболее актуальна в настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.

Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь. Поэтому необходимым элементом словарной работы является перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирование умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Практика показывает: если  данные навыки не будут сформированы в начальной школе, то в старших классах это будет сделать практически невозможно.

Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».

Каждый из нас накапливает собственный теоретический и практический опыт, придумывает свои оригинальные решения.

– Чтобы писать словарные слова правильно, что нужно сделать?

– Выучить, запомнить.

– Действительно, в традиционной практике словарные слова подлежат механическому запоминанию, что является малоэффективным, и дети продолжают совершать ошибки в этих словах. Почему? Ответ прост.

При знакомстве со "cловарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль. Но ведь дети любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать.

 Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов - целый толстенный словарь. Их надо учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.

- Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

3. Способы и приёмы, способствующие запоминанию словарных слов

Эти способы, конечно, изобрела не я. Я их подсмотрела их у разных авторов и собрала воедино для помощи в работе себе и, конечно же,  моим ученикам.

3.1 Обращение к этимологии слова

Наиболее важным является знакомство детей с историческим образованием словарных слов: этимология, былины и притчи. Если детям объяснить, как образовались те или иные слова, то им легче будет найти ассоциацию и запомнить написание орфограммы.

Обращение к этимологии слова не всегда необходимо, а только в том случае, когда этимология помогает запомнить орфографический образ слова. Вот несколько примеров.

Слово «берёза» в старину означало «ясный, светлый». От этого же  корня образовалось слово «белый». Берёза – дерево с белой корой, белая берёза.

Слово «запад» произошло от слова «западать». И старину говорили: «солнце западает за горизонт» (вместо «солнце заходит за горизонт»). Запад – место, где солнце «западает» за горизонт», падает.

Слово «метель» произошло от глагола «мести». Ветер метёт снег. (мёл, мётлы).

Слово «столица» произошло от слова «стол». В старину «держать стол» значило иметь власть. Столица – город, где живёт тот, кто «держит стол», т.е. имеет власть.

Слова «платье» и «платок» произошли от одного слова «плать», что означало квадратный кусок материи.

3.2. Слова-подсказки

Привлечь аудиальную подсказку значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например: Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме; Костя в коричневом костюме; Катя у калитки;  Катя на картине; Оля на портрете;  два Коли в коридоре; девочка дежурная; заядлый заяц; лопасть лопаты; травма в трамвае; рис на рисунке; не уроним урожай; дома из дерева в деревне; дороги дороги. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.

3.3. Распределение слов на группы по схожести орфограмм

При изучении  словарных слов некоторых тематических групп удобно сначала изучить слова с безударной гласной «а», затем – с безударной гласной «о» (или с какой-нибудь другой), а затем – слова со сложностями в написании согласных. Например, при изучении словарных слов по теме «Дом, квартира» в 3 классе сначала изучаем слова с безударной гласной «а»: квартира, картина, комната, балкон, забота. Потом – с безударной гласной «о»: кровать, портрет, сосед. Заканчивается изучение темы словом счастье.

3.4. Использование схем гласных (согласных)

При изучении слов со сложным написанием гласных, пишем схему гласных и стараемся её запомнить. Например, автомобиль (аоои), горизонт (оио), велосипед (еоие), библиотека (ииоеа). И наоборот, в словах, где сложности могут возникнуть в запоминании написания согласных, составляем схему согласных. Например, район (рйн), перрон (пррн), счастье (счст), территория (трртр). Иногда пишем диктант только гласными или только согласными. Дети воспринимают такой вид работы как игру и с удовольствием выполняют такие задания, что помогает запоминанию сложных слов.

4. Игры, помогающие овладеть правописанием словарных слов

В поэтапном игровом развитии формируются все механизмы (в первую очередь произвольность), необходимые для успешной учёбы и, в  частности, для формирования грамотного письма. Вот несколько игр, которые можно использовать специально для запоминания словарных слов.

«Словарное лото»

Для игры необходимо изготовить большие карточки, на которых написаны словарные слова и маленькие карточки с этими же словами. Большие карточки у учителя, а маленькие карточки – у учеников. Учитель предъявляет слово, а ученик, у которого есть карточка с таким словом, поднимает руку, проговаривает слово орфографически и переворачивает карточку. Тот ученик, у кого карточки оказываются перевёрнутыми раньше всех, – победитель.

«Мудрый словарик»

Допиши подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркни «трудные» буквы.

Как об стенку ______________.

Береги нос в большой __________.

Живут как кошка с ____________.

Куй ____________, пока горячо.

__________ до Киева доведёт.

Слово не ___________: вылетит – не поймаешь.

«Буквы – липучки» (магниты)

Дана определённая буква (орфограмма) или несколько букв. За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова.

-оро-

мороз

корова

сорока

дорога

ворона

воробей

хорошо

- Сейчас мы с вами попробуем «примагнитить»так , чтобы получились словарные слова.

- оло- (солома, около, молоко, молоток)

Шифровка – алфавит

Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…

В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.

1, 13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.

5. Мнемотехника

Прочному усвоению правильного написания словарного слова способствует использование МНЕМОНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ. К мнемоническим можно отнести такие стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определенные ассоциации, помогают запомнить написание словарного слова.

Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Графические ассоциации

Не нужно привязывать детям свои ассоциации они сами могут придумать свои, ведь наши дети  любознательны, находчивы, изобретательны – это и нужно использовать. Например вот такие. (мороз)

Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.

- Давайте  с вами попробуем использовать этот приём и составим к слову собака.

Метод звуковых ассоциаций

Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.

УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛи.

ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа. Павел в ПАЛЬТО.

- Предлагаю вам подобрать несколько ассоциативных образов.

кОнцерт –нОта, хОр,  гАзета-бумАга,  вОрота- гОл.

“Ассоциативные зацепки”, с помощью которых мы запомним написание “трудных” слов.

Например, группу словарных слов: впереди, сзади, налево, направо - можно    связать с русским богатырём, подъехавшим к камню на перепутье.

Слова быстро, скоро, весело, хорошо поможет запомнить велосипед, а точнее, его колёса, которые похожи на букву “о”.

 Приём “Чепушина”

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

М - медведь
О - однажды
Р - растение
О - около
З - земляника

Затем из этих слов составляют мини-текст или отдельные предложения.

Летом медведь ест корни растений, землянику.

Однажды медведь сделал себе берлогу около огромного дерева.

- Я вам предлагаю слово город. Подобрать к каждой букве словарное слово. Затем из этих слов составить  мини-текст или отдельные предложения.

Г - горох
О - огурец
Р - ребята
О - огород
Д – девочка

6. Работа в группах

Каждая группа получает лист, памятку, словарь.

1 гр. «Морфология».

2 гр. «Фонетика». Делают звуко-буквенный разбор.

3 гр. «Словообразование» Подбирают однокоренные слова, выделяют части слов(морфемы).

4 гр. «Орфография» Изучает правило правописания по словарю. Подсчитывают количество трудностей, определяют правила проверки.

Проверка работы групп.

В 4 классе при изучении словарных слов объединяются несколько методов работы.

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ

Оно может проходить по-разному. Это может быть иллюстрация, ребус, стихотворение или загадка.

УЗНАВАНИЕ СЛОВА

Слово прочитывается орфоэпически, орфографически, ставится ударение, объясняется буква, которую надо запомнить. Использую слова – образы для запоминания. Слово записывается на доске и в тетрадях. Предлагаю узнать слово в тексте. Работа с фразеологизмами, пословицами и поговорками.

РАБОТА НАД СЛОВОМ

1) Измените слово по вопросам падежей.

2) Подберите однокоренные слова.

РАБОТА НАД СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

1) Выпишите загадки, пословицы, отрывки из художественных произведений.

2) Составьте и запишите предложение с изученным словом.

Для закрепления умения правильно писать словарные слова используются такие приёмы работы:

1) написать все словарные слова, используя сюжетную картину;

2) учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
(однажды, мороз)

3) Копилка-минутка

На доске записана группа словарных слов, не обязательно тематическая. Слова могут быть подобраны на определённую орфограмму, к конкретной теме урока.

Например, при изучении темы «Парные согласные» берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично-удвоенные согласные и т.д. Таких слов должно быть не менее 10. Для запоминания даётся 1 минута, в течение которой ученики беззвучно проговаривают слова. Затем учитель закрывает слова.

Снова даётся 1 минута, но уже для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Работа обязательно проверяется
(самопроверка, взаимопроверка подчёркивание орфограммы).

4) Использование интерактивных тренажёров.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями, причём без специального заучивания; предоставляет широкие возможности для творческого применения. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Применение, которых способствует развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся.

7.Заключение

Невозможно перечислить все виды работ по формированию навыка правильного написания словарных слов. Этот процесс творческий, трудоемкий, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.  В своей работе я описала некоторые формы,  методы и  приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе, которые использую с целью повышения  грамотности  учащихся.        Работа по повышению орфографической грамотности учащихся начальной школы через использование различных видов словарной работы на уроках русского языка действительно перспективна и должна проводиться системно, с учётом возрастных особенностей младших школьников.

Список использованных источников

1. Выготский, и речь / // Избранные психологические исследования.– М.: АПН РСФСР, 1956. – 506 с.

2. Львов, -справочник по методике русского языка  /  // Учебное  пособие  для студентов  пед. института. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

3. Срезневский,  И. И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / // Родное слово. Избранные труды. – М.: Просвещение, 1986. – 120 с.

4. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 1-4 классы. – Минск: Министерство образования Республики Беларусь: Национальный институт образования. 2012. – 239 с.