* {font-family: Times New Roman; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-size: 12pt;} h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-size: 12pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .TOC Heading {font-size: 14pt; color: #365F91;} .toc 2 {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;} .toc 1 {font-size: 14pt;} .toc 3 {font-family: 'Calibri'; font-size: 11pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;}

Способы обогащения словаря младшего школьника

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. Сегодня далеко не каждый человек может четко, точно, красиво выразить свою мысль. Потребность в общении, умении излагать свою мысль, убеждать оппонента определяет необходимость целенаправленной работы по развитию речи, начиная с первых лет обучения в школе.

Вопросами обогащения словаря занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.Г. Рамзаева, К.Д. Ушинский. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса младших школьников остается актуальной, так как их словарный запас достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям – основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ. Пополнение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного) является одной из главных проблем обучения русскому языку в начальной школе. Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно толковать значение слов в различных жизненных ситуациях. Все вышесказанное и обуславливает актуальность темы исследования.

На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой. А это в свою очередь ведет к ухудшению запоминания новых слов, к обеднению словарного запаса детей и с эти учитель должен бороться всеми способами.

Обогащению словарного запаса, а, следовательно, и речевому развитию способствует организация учебной деятельности, направленная на:

— восприятие и осознание смыслового содержания изучаемых слов и однокоренных слов, оттенков значений этих слов, антонимических и синонимических отношений, сочетаемости слов и устойчивых оборотов;

— развитие умения объяснить значение слов и особенности их употребления в речи;

— формирование умения использовать слова в речи при построении собственного речевого высказывания.

Особенности словаря детей младшего школьного возраста

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, так как теперь ребенок усваивает новые значения не только из своего практического опыта и общения со взрослыми, но и на основе закрепленного в учебных предметах общественно-исторического опыта. Поскольку школьное образование направлено на формирование научной картины мира, следовательно, и увеличение количества в составе словарного запаса слов, представляющих в сознании ребенка научные понятия.

Словарный запас младшего школьника быстро пополняется. Известно, что дети приходят в школу в возрасте семи лет и имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к концу же начальной школы словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что каждый день в среднем словарь школьника увеличивается на 5-8 новых слов. Подсчитано, что более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка и чтения.

Поэтому для нормального обогащения словарного запаса школьников на каждом уроке следует работать над 3-4 новыми словами и значениями, а также над многозначностью, над оттенками значений, эмоциональной окраской, сочетаемостью и особенностями употребления еще 5-6 слов. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, чтобы учитель управлял этим процессом и таким образом облегчал его для учащихся.

Активный и пассивный словарь первоклассника содержит от 2,5-3 до 7-8 тысяч слов. Исследователи детского словаря отмечают, что в нем есть слова всех грамматических категорий, но преобладают конкретные существительные и глаголы.

Следующей характеристикой 7-8-милетних детей является малое количество прилагательных. Чаще других дети употребляют качественные прилагательные, обозначающие размеры (большой, маленький), цвет (черный, белый, синий), внешние и внутренние свойства объекта или лица (красивый, толстый, сладкий, плохой, страшный), качества, воспринимаемые органами чувств, притяжательные прилагательные. Количество относительных прилагательных в речи младших школьников маленькое, они чаще заменяются существительными в родительном падеже. Например, вместо сочетания деревянный дом дети чаще говорят дом из дерева.

Наречия в языке учащихся начальных классов встречаются еще реже, причем они однообразны. В основном это обстоятельственные наречия времени, места и образа действия.

Можно сделать вывод, что постоянная работа над обогащением словарного запаса младших школьником – необходима.

Содержание и методы работы по обогащению словаря младших школьников в процессе обучения русскому языку

Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основные линии:

обогащение словаря, т. е. усвоение новых слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе школьников. Для того чтобы успешно овладеть словарным богатством родного языка, учащийся должен ежедневно прибавлять к своему словарю примерно 5-10 новых словарных единиц и значений;

уточнение словаря:

а) наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно,

б) усвоение лексической сочетаемости слов,

в) усвоение многозначных слов,

г) усвоение синонимики;

активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря (пассивный словарь человека содержит слова, которые он не употребляет в собственной речевой деятельности) в активный. Слова включаются в предложение и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, беседу, рассказ;

устранение нелитературных слов (диалектизмов, жаргонизмов, неправильных форм, нецензурных слов), перевод их из активного словаря в пассивный.

Все направления работы над словом находятся в постоянном взаимодействии. Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на:

самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и пр., по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов - по значению слова в языке-источнике;

с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: работа с синонимами; с омонимами (термин вводить необязательно); с антонимами, с паронимами; со словами иноязычного происхождения; с устаревшими словами и историзмами; с многозначными словами; со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; с новообразованными словами; с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами - словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение; составление тематических групп слов.

Как правило, каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся:

обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;

семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы» «слова иноязычного происхождения» и т.п.;

выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и мн. др.;

введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр.

Не следует забывать, что речь имеет несколько видов: следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении.

Особенно большое значение в обогащении речи учащихся играют пословицы. Школьники не просто запоминают пословицы, помещенные в книгах для чтения, но и связывают их с нравственными проблемами читаемых произведений, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значение отдельных слов и сочетаний.

Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов - названий городов, деревень, рек, озер и т.п. В методике известно много приемов работы над значениями нового слова. Использование всех приемов обеспечивает разнообразие работы, а также позволяет вводить новое слово наиболее рациональным именно для данного слова способом.

Объяснение слова - это первый этап в процессе обогащения словаря учащихся. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность.

Выделяют следующие способы объяснения слова:

1. Словообразовательный анализ, на основе которого выясняется значение (или оттенок значения) слова. Обычно задается вопрос: «От какого слова образовано это слово?» или: «Почему так назвали подосиновик?» Такой способ объяснения слов позволяет осуществлять связь словарной работы с правописанием, т. к. выявляет корни слов и способствует проверке безударных гласных, звуков, глухих и непроизносимых согласных.

2. Сопоставление слов с целью выяснения различий, для разграничения значений паронимов: земляника и землячка, серебряный и серебристый

3. Объяснение значения через контекст (наилучший толкователь значений слова). Контекст нередко создает иллюзию понимания смысла слова. Поэтому необходимо подбирать такой контекст, чтобы он позволял получать хотя бы самое общее представление о значении слова — знание о том, к какому классу предметов, явлений, процессов, качеств относится предмет, признак, действие, обозначенные данными словами. Этого нередко бывает достаточно для понимания читаемого. Для более четкого понимания смысла слова и активного пользования им опора лишь на контекст имеет ограниченное значение. Применение контекста более оправдано на уроках литературы, когда учащиеся сталкиваются в текстах произведений с устаревшей лексикой или со специальными словами.

4.Включение нового слова в контекст, составленный самими детьми, является вариантом предыдущего задания. Это прием активизации учащихся, но в трудных случаях включение в контекст может произвести учитель.

5. Выяснение значения нового слова по справочным материалам, т.е. по словарям и сноскам в книге для чтения. Для объяснения значений слов можно использовать словари:

а) толковый словарь, в котором даны толкования значений слов.

б) словарь синонимов, назначение которого состоит в том, чтобы дать в распоряжение учителя лексический материал, необходимый в организации работы по расширению запаса синонимов в речи учащихся; раскрыть значение слов.

в) словарь антонимов.

г) фразеологический словарь, который поможет школьникам повысить культуру речи, обогатит их словарный запас образными выражениями.

д) сборник пословиц, поговорок, потешек, скороговорок поможет в формировании отношения к миру, обогащает чувства ребенка, его речь.

е) показ предмета, картинки, макета, чучела или действия как средство развития познавательной активности учащихся зависит от степени самостоятельности привлеченных к объяснению школьников: если картинку, объясняющую значение слова, дети подобрали сами либо нарисовали, то их познавательная активность достаточно высока. Узкий диапазон имеет применение наглядности при объяснении смысла слова. Ограниченность этого способа находится в прямой связи с характером семантики слова: наглядно можно представить лишь конкретные предметы, явления и в очень незначительной степени процессы и качества. С помощью наглядных средств нельзя объяснить, ни оттенки значения слова, ни его употребление. Применение наглядности особенно оправдывает себя на уроках чтения, когда учитель знакомит детей с устаревшей лексикой.

6. Способ подбора синонимов являются одним из самых универсальных и часто применяемых приемов: холят - ухаживают, окружают заботой. Но при использовании этого приема возникает довольно часто ошибка: разбирая значение слов (хорош и прекрасен), дети в обоих случаях заменяют их нейтральным (красивый), начисто стирая выразительность языка. Такая замена не обогащает, а обедняет речь учащихся, т.к. уводит их от эмоционально окрашенных, выразительных слов, обладающих оттенками значения, к словам стилистически нейтральным, лишенным оттенков и окрасок.

7. Прием подбора антонимической пары: старт - финиш, хорошо - плохо.

8. Развернутое описание, состоящее из группы слов или из нескольких предложений, как прием разъяснения значений слов ценен тем, что он позволяет сохранить непринужденность беседы.

9.Способ логического определения нередко помогает раскрыть значение слова через подведение его под ближайший род и выделение видовых признаков, эти стороны раскрываемого понятия четко определяют лексическое значение слова.

10. Значительно большее применение находит сопоставление неизвестного слова с известным, имеющемся в словарном запасе школьника и хорошо знакомом ему. Для сопоставления используются синонимы и антонимы. Сопоставление требуется и при словообразовательном анализе слова. Сущность этого способа заключается в переносе значения известного слова на неизвестное либо по сходству значений, если привлекаются синонимы, либо по противоположности, если привлекаются антонимы. Наиболее целесообразен следующий порядок работы: учитель называет синоним/антоним и указывает то общее, что есть в значении неизвестного слова с данным словом, известным детям. После этого учащимся предлагается указать значение незнакомого слова или только оттенок значения, опираясь на смысл известного слова. Такая работа осуществляется под руководством учителя: он должен вовремя подсказать оттенки значений у нового слова, которые невозможно извлечь из смысла известного слова.

11. Составление словариков

Выбор способов семантизации слова зависит, во-первых, от того, в активный или пассивный запас оно вводится; во-вторых, от типа лексического значения слова. Слова, предназначенные для введения в активный словарный запас учащегося, требуют не только разъяснения их смысла, но и раскрытия их лексической сочетаемости, а также сферы их стилистического употребления. Чтобы слово вошло в активный запас учеников, необходимо показывать его лексическую сочетаемость (валентность) и сферу стилистического употребления. С этой целью нужно в каждом конкретном случае вслед за объяснением слова показать типы слов, с которыми рассматриваемые слова вступают в семантическую связь. Отсутствие такой работы является одной из причин лексических ошибок. Подбор слов, с которыми вступает в сочетание изучаемое слово, может осуществлять как учитель, так и сами учащиеся. Ученики подбирают примеры употребления этого слова в сочетании с другими словами.

Каждый из перечисленных способов семантизации слов имеет ограниченные возможности. Чаще всего объяснение лексического значения слова строится на основе сочетания двух и более способов, и зависит это от типа лексического значения слова: конкретное оно или абстрактное, мотивированное или немотивированное, прямое или переносное, эмоционально окрашенное или эмоционально не окрашенное, нейтральное или стилистически окрашенное. Так, для конкретных мотивированных слов с прямым значением достаточно использовать мотивационный анализ этого слова и наглядность. Абстрактные слова семантизируются с помощью логического определения и мотивационного анализа, если рассматривается производное слово.

Работа в указанном направлении, организуемая регулярно, приводит к тому, что учащиеся потом фиксируют свое внимание на незнакомых словах и выясняют их значение в разных источниках.

Способы активизации словаря

составление предложения - толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;

составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;

словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;

перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;

подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;

составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

На основе приведенного выше материала можно сказать, что обогащение словарного запаса – неотъемлемая часть русского языка. Только у ученика обладающего богатым словарным запасом ребенка может сформироваться правильная грамотная речь. Задача учителя максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря, можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности, и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления.

Итак, обладая развитой речью, учащиеся будут более подготовлены к дальнейшему развитию на следующей ступени общеобразовательной школы. Легче будут восприниматься знания, передаваемые им учителями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски. Обогащение словарного запаса учащегося является основой развития речи.

Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход игры:

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

2. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровой прием «Найди лишнее слово»

Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов.

Состав словарного запаса младшего школьника во многом определяется содержанием школьного обучения, чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.