«Средневековая европейская культура и цивилизация»
Введение
Средние века являются неотъемлемой частью нашей истории, но не все ее ценят. Большинство устремляют свое внимание на античность, ведь она является основой всего, классикой. В те времена впервые появилась демократия, а вокруг создавались прекрасные произведения искусства, которые ни с чем не сравнить. Это была величайшая история империй, которая стала продолжаться в средневековье, распадаясь на маленькие кусочки.
Многие считают, что в средневековье жили, грубо говоря, тугодумы, которые сжигали женщин, называя их ведьмами; не знали грамоты и не могли ничего из себя представить, умея лишь править, воевать и возделывать земли. Но не многие понимают, что Античность, в свою очередь, хоть и дала большой и хороший старт - не является тем, от чего конкретно мы пришли к развитию всего, что есть в мире на данный момент.
За несколько столетий эпохи Средневековья произошло громадное количество событий, которые поспособстовали тому, к чему мы пришли сейчас. Средние века открыли многое, как в религиозном плане, так и в области искусства и не только. Среди множества минусов было такое же количество плюсов, на которые люби особо не обращают внимания. Лучше ведь учесть лишь антисанитарию, привлекшую Черную Смерть, чем подумать о принятии христианства или развитии книгопечатания.
Средние века являются отправной точкой к развитию человечества и его культуры, к которой мы, временами, возвращаемся, сами не обращая на то внимания. Поэтому они имеют очень важную роль.
Говоря о эпохе Средневековья, большая часть людей в своей голове представит классический шаблон тех веков, который сейчас популярен в литературном жанре фэнтези и истоических романах - средневековую Европу. Лишь малая доля подумает о Азии, о славянах или о Византийской империи. Европа средних веков популяризирована своей гущей событий и множеством открытий, и от того первой приходит человеку на ум.
Феодализм как система вассально-ленных отношений и его куртуазная версия.
Феодализм является этапом, следующий за рабовладельческим строем и предшествующий капитализму. Феодальный способ производства основан на сочетании крупной земельной собственности класса феодалов и мелкого индивидуального хозяйства производителей – крестьян, эксплуатируемых с помощью внеэкономического принуждения.
В VIII в. происходило становление важнейшего элемента политико-правовой модели западноевропейского феодализма — вассалитета, появление которого было обусловлено необходимостью выстроить вертикаль власти от королевского двора до окраинных территорий государства. Вассалитет сформировался во Франкском королевстве и закрепился в IX веке, когда франкский король Карл Лысый издал «Мерсенский капитулярий», по которому каждый свободный крестьянин должен был стать чьим-то «человеком».
Система вассалитета состояла в иерархическом подчинении феодалов друг другу. Во главе всех феодалов в государстве был верховный сюзерен, обычно король, который мог в свою очередь считаться вассалом (лат. "слуга") Папы Римского или божьим вассалом. Он жаловал землю (феод, лен, фьеф) своим вассалам — герцогам и графам, а те, в свою очередь, жаловали её баронам и далее бароны — рыцарям. За это вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно 40 дней в году), защищать границы его владений, а также в случае поражения выкупать господина из плена. Сеньор (лат. "старший") был обязан защищать своего вассала от военного нападения.
Первоначально вассалами назывались свободные люди, вступавшие в договорные отношения с крупным землевладельцем, сеньором, поступая к нему на службу в качестве военных слуг (дружинников). В VIII—IX вв. Вассал уже должен был верно служить сеньору, который со своей стороны гарантировал личные и имущественные права вассала, предоставлял ему права на реализацию судебной и административной власти над крестьянским населением в пределах земельного владения. Все участники системы сеньориально-вассальных отношений осуществляли функции административной и судебной власти в границах своих земельных владений.
Тревожно начиналась третья эпоха, эпоха подъёма городов и крестовых походов, рыцарства и куртуазной культуры. С невероятной быстротой увеличивалось количество военных, принадлежавших к семьям крупных и мелких феодалов. В период с X по XI века происходит тот ряд изменений в идеологической сфере жизни светского общества, который и подарил истории институт рыцарства, как совершенно новое уникальное историческое явление. Уже при Карле Великом из сообщества вечно воюющих мужчин выделилась элита, довольно широкий круг лиц, связанными между собой имущественными и личными интересами.
Почётный титул рыцаря (нем. "всадник") появился к концу X века, а ещё через сто лет – рыцарство. Внутри этого семейства были старшие и младшие, хозяева замков, целых областей и те, кто имел в собственном владении некоторое количество зависимой обслуги и то имущество, которое позволяло участвовать во всех мероприятиях, приличествующих званию: milites – городские рыцари; caballarii – сельские рыцари; domini, seniors – крупная сеньориальная знать (графы, виконты, бароны). На фоне построения феодальной системы к XI-XII векам тяжеловооружённые всадники превратились в касту рыцарей. Доступ в это привилегированное сословие становился всё более трудным, основанным уже на родовитости, которая подтверждалась грамотами и гербами
За клятву верности сеньору (оммаж) рыцарь получал землю (фьеф) с работающими на него крестьянами и право суда над ними, право сбора и присвоения налогов, право охоты, право первой ночи и прочие привилегии. В обязанности входило же в военное время служить «со своим харчем» сеньору около месяца в году. За дополнительную службу шло жалование. В остальное время рыцарь мог наняться к другому сеньору, ездить по дворам владык и городам. С течением времени рыцари стали всё больше манкировать своими обязанностями, сводя их, зачастую, к условной формальности.
Европейский город как сообщество равных.
Качественно новый этап в развитии феодальной Европы - период развитого Средневековья - в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества.
В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места - бурги. В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком.
В X-XI вв. агрокультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины. В результате возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия - создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.
Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».
Средневековые города возникали всегда на земле феодала, который был заинтересован в возникновении города на своей земле, так как промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Но стремление феодалов получить как можно больше доходов от города неизбежно приводило к борьбе между городом и его сеньором. Нередко городам удавалось получить права самоуправления путем уплаты сеньору крупной денежной суммы. В Священной Римской империи существовали так называемые имперские города, которые фактически являлись независимыми городскими республиками начиная с XII века. Они имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету. Иногда большие города, особенно расположенные на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления. Однако такие органы действовали совместно с представителем сеньора.
Самоуправляющиеся города (коммуны) имели собственный суд, военное ополчение, и право взимать налоги. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии — бургомистром. Обязанности городов-коммун по отношению к своему феодальному сеньору ограничивались обычно лишь ежегодной уплатой определенной, сравнительно невысокой денежной суммы и посылкой на помощь сеньору в случае войны небольшого военного отряда.
Муниципальное управление городских коммун Италии состояло из трёх основных элементов: власти народного собрания, власти совета и власти консулов (позже – подеста).
Народное собрание (“concio publica”, “parlamentum”) собиралось в наиболее важных случаях, например, для избрания консулов. Все граждане делились на избирательные округа (“contrada”). Они с помощью жребия избирали членов Большого Совета (до нескольких сотен человек).
Европейская культура позднего средневековья.
Культура позднего средневековья характеризуется падением авторитета католической церкви, укреплением городов, ростом университетов, становлением светских жанров искусства. Культурное развитие западноевропейского региона в это время характеризуется постепенным складыванием национальных характеров и национальных культур, возникновением в Италии нового типа культуры называемой ренессансной.
Этот период характеризуется преодолением феодальной раздробленности и образованием централизованных государств в Англии и Франции, развитием оружия и упадком популярности рыцарей и серией бедствий (Великий голод, Черная смерть, Жакерия Столетняя война).
Во Франции, Англии, Западной Германии в течение XIV века практически все крестьяне получили личную свободу.
В XIV веке в Западной Европе начался период прогресса наук и искусств, подготовленный появлением университетов и распространением учености. Возрождение интереса к античной литературе привело к началу итальянского Проторенессанса. Книги накапливались в Западной Европе во времена крестовых походов. Распространению знаний очень способствовало изобретение в XV веке книгопечатания. Ранее дорогие и редкие книги, в том числе Библия, постепенно становились общедоступными.
Одной из вершин культуры позднего средневековья стало творчество Данте Алигьери (1265-1321). Его поэзия заложила основы литературного итальянского языка, а многие этико-философские идеи Данте оказали прямое воздействие на гуманистическую мысль поздних эпох. В его этике выражена идея о двух видах счастья - "естественном" счастье в земной жизни и небесном блаженстве: к первому ведет человечество светская власть, руководствуясь разумом и философией, ко второму - религия и церковь. Мировоззрение великого поэта и мыслителя принадлежало еще средневековой культуре, в которой точкой отсчета в системе знания служил Бог, а не человек.
Аскетические идеалы и религиозный спиритуализм сменяются признанием ценности и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и подлинных чувств. В XIV-XV вв. продолжается расцвет городской литературы, распространяются такие жанры, как поэзия, драма и прозаическая новелла. Во Франции расцвел талант поэта Ф. Вийона. В Германии лучшие традиции немецкой городской литературы продолжила сатирико-дидактическая поэма Бранта "Корабль дураков". Реалистический портрет средневековой Англии нашел воплощение в "Кентерберийских рассказах" Чосера.
Уверенными темпами развивалось изобразительное искусство. Симптомами наступления новой эпохи в искусстве являлось стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве; интерес к человеческим чувствам. Центрами искусства становятся королевские дворы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками - не церковь, как прежде, а представители аристократии и бюргерская верхушка.
Монументальные формы живописи (фреска, мозаика) стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревянная резная скульптура, книжная миниатюра. B XIV-XV вв. прокладываются пути к жанрам европейской живописи нового времени - пейзажу, натюрморту, бытовому жанру (Ян ван Эйк в Нидерландах, К. Слютер в Бургундии).
Место европейской культуры средневековья в мировой культуре.
Одним из самых важных достижений Средневековья стало рождение Европы — не в географическом, а в культурно-историческом значении этого слова.
В Средние века изменилось мировоззрение человека. На него повлияли христианские догмы, а также работы античных мастеров. Религия занимала большое место в художественной культуре европейского Средневековья. Мастера считали, что искусство должно приближать человека к Богу. Архитектура, картины, скульптура считались знаковыми, они отражали сверхъестественные, демонические и духовные образы. Не было художников, которые выкладывали пейзажи или натюрморты. Мастера больше внимания уделяли изображению противостояния добра и зла. Христианство в течение Средневековья распространилось по всей Европе. Оно оказалось как бы мостиком, связывавшим Средневековье с Античностью даже тогда, когда блестящая римская культура гибла под ударами варваров.
Многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирование наций и национальных культур.
На западе Европы открылись университеты, что привело к дальнейшему развитию образовательной системы. Помимо развития художественной литературы, еще одно искусство, расцвет которого пришелся на Средние века, — изобразительное. В этот период развились книжная миниатюра, живопись, скульптура. Хотя книги стали уже не предметом роскоши, а средством для получения знаний, их продолжали украшать, повышая стоимость.
История Средневековья это борьба городов с феодальными синьорами, за самоуправление или независимость, за судебный иммунитет и освобождение от податей, за признание горожанина. свободным человеком.
Со времен средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами и многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима. В производстве появились водяной двигатель, доменные печи, горизонтальный ткацкий станок. Для развития военного дела решающее значение имел переход к огнестрельному оружию.
Значительные изменения произошли в представлении людей о мироздании. Человек окончательно убедился в шарообразности Земли. Были заложены основы современной астрономии и космологии.
Конец Средневековья в Европе не был похож на конец истории Древнего мира. Если Римская империя рухнула в результате внутреннего распада и под ударами варваров, то переход от Средневековья к Новому времени хотя и был отмечен в Европе сильными потрясениями, но не сопровождался ни экономическим, ни общественным, ни культурным упадком. Средневековая Европа, перенеся за свою тысячелетнюю историю немало самых разных потрясений, по-прежнему прочно стояла на ногах.
Способность к постоянному развитию и совершенствованию — вот важнейшая отличительная черта средневековой Европы, которую она передала по наследству Новому времени, а, в конечном счете, и современности. Хотя Восток в Средние века тоже сильно изменился, Европа, долгое время отстававшая от него, постепенно в технико-экономическом отношении сумела вырваться вперёд, а позже и использовать своё превосходство для установления господства над другими частями света.