Тур Ольга Валерьевна
педагог – психолог,
Чернышева Светлана Владимировна
воспитатель
МА ДОУ ДС №1
г. Белорецк
Анализ детского рисунка, как средство диагностики семейных отношений.
Продуктивная деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей, как возможный метод изучения внутреннего состояния маленького человека, его способности отражать картину мира, мира своих переживаний. Использование детского рисунка для исследования личности ребенка и его взаимоотношений с членами семьи получило широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом. Большую роль в развитии этих исследований сыграли работы А. Кларка, М. Линдстрома, Е Кнудсена. Своеобразная точка зрения на этот процесс просматривается в работах Д.Н. Унадзе, который считает, что ребенок не присматривается к оригиналу и рисует без натуры. Значит, ребенок рисует не то, что он непосредственно воспринимает, а то, что у него в представлении. И хотя у восприятия и представления одна природа – зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что – то другое, не то, что рисует взрослый.
Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов, а открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно – коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение.
В данной же работе внимание будет уделено анализу непосредственно структуры рисунка семьи. Прежде всего, необходимо обратить внимание на соответствие состава семьи ребенка с тем, который изображен на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидительствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем – то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого – то.
Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни ребенка. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого – то нарисовать?». Бывает, что даже прямое указание: «Ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности, а таких связях.
Какому – либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто –то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. если малыш изображает себя в открыто й позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека, замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли.
Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущую враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения. Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения. В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4–х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.
Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким – то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате.
Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая – то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно – если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняется нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием. Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии.
Все исследователи детского рисунка подчеркивают, что рисунок по своей сути ничем не отличается от словесного рассказа, это тот же рассказ, выполненный в образной форме. Задача взрослого – суметь прочитать этот рассказ.
Список литературы:
Лосева В.К., Цыган В.Н. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений – М.: А.П.О, 1995.
Хоментаускас
Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений// Вопросы психологии. – 1986
.
- №1. – С. 165 – 171.
Ширн
Ч
.
Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения
детско
– родительских взаимоот
ношений. Проективная психология
.
Пер. с англ. – М.: Апрель -
Пресс
,
ЭКСМО
– Пресс, 2000.
Семенова Е.М. тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2008 – 224с.