ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
Н.В. Зубатова, социальный педагог ГБОУ СПО ЛНР «Лутугинский колледж»
В данной статье рассматривается категория дети группы риска, факторы и причины возникновения данной категории в обществе.
Ключевые слова: дети группы риска, семья, факторы, причины.
Современная социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, характеризующаяся такими всеобщими для многих стран чертами, как повышение социальной отдаленности, усиление аутоагрессии в молодежной среде приводящее к возрастанию противозаконности, употреблению наркотиков и алкоголя, другим негативным явлениям; существенное ослабление института семьи, в большинстве случаев семья не имеет возможности в достаточной мере позаботиться о молодых людях, не исполняет свой родительский долг, зачастую сама представляет собой угрозу для жизни и развития девушек и юношей; деформация морально нравственных установок. Все это приводит к росту числа детей группы риска.
Юноши и девушки, находящиеся под влиянием постоянно нарастающих напряженных ситуаций, нередко не имеют четких взглядов на жизнь, которые бы помогли сохранить себя как личность и развить свою оптимальную жизненную позицию.
Данная категория молодых людей нуждается в повышенном внимании, и главная цель взаимодействия с ними – это не дать перейти юноше или девушке в категорию девианта со всеми последующими за этим результатами, необходимо своевременно выявить, предупредить, защитить от приближающейся опасности. Оказание помощи должно основываться на изучении личности юноши или девушки, а также условий их семейного и общественного воспитания. Целью нашей работы является рассмотрение категории дети группы риска, а также факторы и причины возникновения данной категории в обществе.
Основная часть. В научной психолого-педагогической литературе понятие «дети группы риска» имеет ряд синонимических определений: «трудные», «проблемные», «дезадаптированные», «педагогически запущенные», «ребенок, оказавшийся в социально-опасной ситуации» и тому подобное.
По мнению Л.Я. Олиференко, «дети группы риска – это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних» [1].
На сегодняшний день актуальное социально-экономической и политической ситуации понятие «дети группы риска» обсуждается многими специалистами, главным образом с позиции того риска, которому молодые люди подвержены в своей социальной ситуации. Это и риск потери здоровья, жизни, а также условий для благополучного развития.
Многие ученые акцентируют внимание на разные группы факторов которые позволяют отнести молодых людей к группе риска. Предлагаю рассмотреть их более подробно:
- социально-экономические (многодетные, неполные и безработные семьи, несовершеннолетние родители, семьи, которые ведут аморальный образ жизни. Неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, воровство, драки, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление наркотиков, спиртных напитков);
- психологические (отдаленность от социальной среды, отвержение себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, неудачи в деятельности, социальной адаптации, сложности общения, сотрудничества со сверстниками и т. п.);
- педагогические (диссонанс содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизическим особенностям, преимущество негативных оценок, нерешительность в деятельности, незаинтересованность в обучении и т. п.);
- медико-биологические (группа здоровья, наследственность, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, образ жизни матери и ее заболевания и т.п.) [5, с. 6].
В период ранней юности для девушек и юношей семья, являясь ближайшим окружением, определяет особенности жизнедеятельности, а также является основным микрофактором социализации. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие. Именно в этот период могут проявляться отрицательные черты личности, присущие представителям группы риска. Физическое развитие сопряжено с отлаженностью и характером быта семьи. На эмоциональном развитии проявляется атмосфера и отношения в семье, то, насколько она является «экологической нишей» для своих членов. В процессе социального развития семья также играет важную роль в связи с тем, что ее сочувствие, забота, равнодушие или порицание отражаются на социальных притязаниях юношей и девушек, помогают им или наоборот мешают находить выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся условиям жизни.
Немаловажным среди социально-психологических факторов риска являются неблагоприятные условия семейного воспитания. Так неправильное воспитание служит фактором риска различных нарушений личностного и психического развития молодых людей. Высокая степень риска вызвана не столько значимостью для юноши или девушки взаимоотношений с близкими ей людьми, как длительностью их влияния. Так, агрессивное поведение детей группы риска зачастую бывает вызвано причинами личного характера (развод родителей, смерть родного человека, его физическими особенностями). Юноши и девушки, у которых нет родителей, лишенные родительского тепла, очень часто не умеют создавать дружеские взаимоотношения с окружающими: они могут вступать в конфликты, проявлять враждебность, цинично вести себя с окружающими. Молодые люди, проживающие в семьях, но подвергающиеся жесткому обращению, физическому насилию, чувствующие отсутствие любви со стороны родителей, как правило, лишены благоприятных условий для развития, что приводит к различным негативным последствиям [3].
Семья, являясь непосредственной средой, также образует моральные ценности юношей и девушек. Так, в случае положительного воздействия членов семьи на молодого человека у него формируется позитивное положение в семье, чувство защищенности, эмоционального благополучия, при отрицательном влиянии поведение молодого человека значительно ухудшается, что может толкнуть его на любые правонарушения и преступления.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, определяется как семья, имеющая детей, которые находятся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или другие законные представители несовершеннолетних не исполняют свои обязательства по их воспитанию, обучению и (или) оказывают отрицательное влияние на их поведение или жестоко обращаются с ними [4, с. 165].
Невзирая на рассмотренные условия существования молодых людей, становится невозможным установление главной причины, которая является фактором риска. Специалисты, как правило, отмечают комплекс многих отрицательных условий, являющихся недопустимыми для последующего нахождения юноши или девушки в семье, где возникает опасность для развития и здоровья молодого человека.
Основными из таких причин являются следующие условия жизни молодых людей: алкоголизм одного или обоих родителей, лечение одного из родителей от алкоголизма, пребывание одного из родителей в тюрьме, асоциальное поведение, сексуальное растление родителями, психические расстройства, жестокое обращение, пренебрежение, занятие уголовно-наказуемыми деяниями, отсутствие постоянного места жительства. Стремительное социальное разделение семей, дисбаланс в воспитании, незаполненность досуга, уход от проблем, утверждение своей личности, социализация на фоне падения значимости общепринятых моральных норм и принципов влекут за собой нарушения социальной адаптации, при которых юноши и девушки могут начать употреблять одно или несколько психоактивных веществ [2].
Заключение. Таким образом, существуют различные определения понятия «дети группы риска». Мы опираемся на следующее определение, в соответствии с которым «дети группы риска – это та категория, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних». К факторам риска относят: социально-экономические, психологические, педагогические и медико-биологические. Так же специалисты отмечают комплекс многих отрицательных условий, являющихся недопустимыми для последующего нахождения юноши или девушки в семье, где возникает опасность развитию и здоровью молодого человека. А именно: алкоголизм одного или обоих родителей, лечение одного из родителей от алкоголизма, пребывание одного из родителей в тюрьме, асоциальное поведение, сексуальное растление родителями, психические расстройства, жестокое обращение, пренебрежение, занятие уголовно-наказуемыми деяниями, отсутствие постоянного места жительства.
Список литературы
Олиференко Л.Я.
Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учеб
.
п
особие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 3-е изд.,
испр
. и доп. – М. : Академия, 2008. – 256 с.
Профилактика девиантного поведения детей и молодежи: региональные модели и технологии
:
[сб. статей по материалам
международной
научнопрактической
конференции, 8-10 октября 2019 года / под редакцией
Коврова
В.В.] – Симферополь :
ИТ
«АРИАЛ», 2019. – 498 с.
Селиванова О.А.
Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» [Текст] / О.А. Селиванова, В.В. Фалько // Педагогика. – 2006. – №6. – С. 58–62.