Использование игровых элементов на занятиях по краеведению

Можно по - разному относиться к месту, где живёшь: смотреть на него глазами стороннего наблюдателя и считать, что всё здесь происходящее тебя не касается. Однако, если относиться к этому месту, как к своей малой Родине, тогда важно знать историю, экономику и культуру этого края.

Важным средством реализации данной проблемы является краеведение, которое в системе образовательной и воспитательной работы является основным фактором нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Оно лучше помогает понять закономерности исторического процесса, обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся, приобщает их к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Занятия по краеведению дают возможность детям лучше изучить и узнать свой край.

Работая с детьми по программе «Краеведение» мы изучаем: историю становления и развития города Новосибирска, его достопримечательности, памятные места; символику родного края; природу Новосибирской области. И каждый раз, готовясь к занятиям, передо мной, как педагогом, встаёт вопрос: как сделать, что бы детям на занятиях не было скучно, чтобы они стремились к познанию, чтобы это были не просто лекции, а интересные и увлекательные минуты знакомства с родным краем?

Интерес к изучению своей малой родины, во многом зависит от того, как преподносится материал, как проводятся занятия. Поэтому на своих занятиях я как можно шире применяю игровые элементы. Надо заботиться о том, чтобы на занятиях каждый ребёнок работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед ребёнком притягательные стороны краеведения, иначе его интересы замкнуться или ему станет просто неинтересно этим заниматься.

Интерес к занятиям даже у самых «пассивных» учащихся можно вызвать, используя на занятиях занимательный материал. А особенно интересны детям игровые занятия. Вот тут-то мы имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать материал, который в традиционной форме усваивается без интереса. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к занятиям. Увлекшись, ребёнок не замечает, что учиться – он познаёт, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

На своих занятиях по краеведению я использую следующие дидактические игры:

«Изобрази явление природы»

Один ребёнок должны изобразить с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания показываю им картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.

«Посмотри и назови»

Показываю фрагмент известной достопримечательности города Новосибирска, а дети должны догадаться, что это, дать название.

«Красный огонек»

Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в занесены в Красную книгу и рассказывают о них.

«Где находится памятник?»

Демонстрирую изображение памятника, затем прошу рассказать, где он установлен.

«Город будущего»

Дети составляют рассказы о том, каким они представляют город будущего, город своей мечты.

«Я знаю»

Продолжи предложение: «Я знаю пять улиц города ...», «Я знаю три музея нашего города…», «Я знаю три театра…» и т.д.

Игра «Верю – не верю»

Учащимся задаю вопросы, которые начинаются со слов «верите ли вы…», а вы дети отвечают либо «верю», либо «не верю»:

Верите ли вы, что река Обь, протекающая в нашем городе, самая длинная река в России?

Верите ли вы, что Новосибирская область граничит с Узбекистаном?

Верите ли вы, что большую часть территории Новосибирской области составляют горы?

Верите ли вы, что Новосибирск самый старый город в Сибири?

Игры-упражнения.

Они способствуют познавательным способностям учащихся, закреплению изученного материала. Примеры игр – упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, сканворды, филворды.

Игры – путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Например: виртуальная экскурсия по достопримечательным местам города Новосибирска, игра-путешествие по Дзержинскому району.

Интеллектуальные игры.

Они дают возможность раскрыться наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания имеют первостепенное значение. И позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в увлекательное состязание. Например: «Что? Где? Когда?», «Созвездие знатоков Новосибирской области», «Знатоки Новосибирской области», «Краеведческий марафон».

Я пришла к выводу, что игра хороший стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес у учащихся к краеведению. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего его усвоения, благодаря чему дети становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить.