Использование игровых технологий в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

?Игра практически с древних времён выступает как форма обучения?
Ян Коменский

Без здоровья невозможно сделать жизнь полноценной, счастливой и долгой. Подорвать и утратить здоровье очень легко, и напротив, очень трудно его вернуть. Практически невозможно. Еще Сенека говорил: ?Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться?.
Бесспорно, все понимают, что дети должны расти здоровыми. Здоровый ребенок лучше развивается, легче воспитывается, с удовольствием учится. Здоровые дети быстрее овладевают навыками и умениями, необходимыми для гармоничного развития личности. Здоровье является одним из главных условий формирования характера у ребенка, развития воли, а также способностей, заложенных природой. 
Для сохранения здоровья детей необходимо объединить усилия взрослых, которые их окружают. В первую очередь это, конечно же, родители. Поскольку подавляющее большинство детей посещают дошкольные учебные заведения, то немаловажную роль в формировании привычки к здоровому образу жизни играют педагоги вышеуказанных учреждений: воспитатели, специалисты и другие. Педагоги и родители должны объединить усилия для создания атмосферы, способствующей формированию культуры поведения ребенка, привычки к здоровому образу жизни, которая должна сохраниться на всю жизнь. Все навыки, умения и знания, приобретенные в детском возрасте, должны стать прочной основой для возникновения стимула к охране своего здоровья на протяжении всей жизни.
Дошкольный возраст очень важный период в жизни каждого человека. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формирование и развитие двигательных способностей. Именно в детстве формируется интерес к физической культуре и спорту, происходит становление личностных, морально-волевых и поведенческих качеств.
Одним из основных принципов успешного формирования привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста является принцип использования игры. Игровые технологии являются очень эффективным методом в формировании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Н.К. Крупсакая отмечала, что ?Игра – способ познания окружающего и в то же время она укрепляет физические силы ребенка, развивает организаторские способности, творчество, объединяет детский коллектив?. Игра занимает особое место в жизни дошкольника. 
Значение игровой деятельности в жизни ребенка очень велико. Через игру ребенок получает всестороннее развитие: эмоциональное, физическое, психическое. Именно поэтому крайне важно поощрять желание детей к играм и внести их в повседневную деятельность.
Отечественные ученые, например Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин отмечали положительное влияние игровой деятельности на развитие здоровья детей дошкольного возраста. Во время игры у старших дошкольников без давления со стороны взрослого происходит многократное повторение и закрепление новых знаний, происходит систематизация полученных ранее умений и навыков. 
В процессе применения игровых технологий сочетаются два немаловажных принципа: дети самостоятельно включаются в практическую деятельность, при этом получают моральное удовольствие от подобной деятельности. Таким образом, игра становится одним из комплексных средств воспитания дошкольников.
Для успешного формирования ЗОЖ у детей необходимо брать во внимание возраст ребенка, его способность воспринимать ту или иную информацию. Поэтому и игры должны подбираться с учетом возраста ребенка
К старшему дошкольному возрасту жизненный опыт ребенка позволяет давать более расширенное определение понятию ?здоровье?. Дети этого возраста дают отчет собственному поведению и поступкам, которые напрямую влияют на состояние здоровья: нельзя мочить ноги, употреблять холодные продукты и напитки в холодное время года на улице, снимать шапку и шарф в мороз и дождь, нельзя есть снег и лед, нельзя есть грязными руками, для чего нужно мыть руки, имеют представление о микробах (они вредные, от них может болеть живот, тошнить, рвать и т.д.). К этому возрасту у детей хорошо сформирован культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. В старшем дошкольном возрасте дети соотносят занятия физкультурой и спортом с состоянием физического здоровья. Также в этом возрасте многие дети начинают выделять эмоциональное состояние человека как один из факторов здоровья.
В старшем дошкольном возрасте можно выделить следующие игровые формы:
Подвижные спортивные игры с правилами. Эти игры направлены на развитие основных видов движений: прыжки, бег, ползание, лазание, метание, бросание и умение ловить мяч, ходьба и т.д. При правильных физических нагрузках улучшается работа сердечно-сосудистой системы, развивается дыхательная система, укрепляется опорно-двигательный аппарат. Во время подвижных игр с правилами у дошкольников укрепляется нервная система, что благотворно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка. Подвижные игры способствуют улучшению умственной работоспособности, физическому развитию и выносливости.
Дидактические игры. Разнообразные игры с предметами, предметами-заменителями, настольные, печатные, словесные способствуют увеличению знаний детей о здоровом образе жизни, помогают детям закрепить и систематизировать умения и навыки, которые укрепляют и сохраняют здоровье.
Сюжетно-ролевые игры. Старшие дошкольники используют сюжетно-ролевые игры в основном для закрепления полученных ранее знаний и умений. 
Пальчиковые игры. В старшем дошкольном возрасте наличие пальчиковых игр сохраняется. Поскольку эти упражнения развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, оказывают влияние на творческие способности, способствуют развитию воображения и пространственного, образного мышления.
Игры-имитации имеют важное значение для речевого развития дошкольника, поскольку в них применяются элементы дыхательной и артикуляционной гимнастики и психогимнастики. 
Игры-ситуации используются для формирования у старших дошкольников первоначального поведения в ситуациях, которые способствуют сохранению здоровья.
Игровые технологии применяются во всех видах деятельности педагога с детьми: в режимных моментах, прогулках, индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей.
При формировании ЗОЖ старшего дошкольного возраста игровые технологии внедряются во все основные формы, средства и методические приемы:
моделирование различных ситуаций; 
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; 
сюжетно-ролевые игры; 
дидактические игры;
игры-забавы;
подвижные игры; 
психогимнастика; 
пальчиковая и дыхательная гимнастика; 
самомассаж; 
физкультминутки;
Особое внимание следует обратить на то, что формирование у детей интереса к ЗОЖ невозможно без тесного сотрудничества педагога с семьей. Поэтому важно донести до родителей эффект от использования игровых технологий в формировании ЗОЖ у дошкольников. Для этого следует проводить консультации, организовывать совместные спортивные праздники, досуговые мероприятия, игровые программы и т. д.
Использование игровых технологий в формировании ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста является одной из основных задач для педагогов и родителей, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.