Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования и науки
Новосибирской области
Муниципальное образование Ордынский район
Управление образования
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Статья «Как научить ребенка работать с текстом?»
Автор: Бедарева Валентина Григорьевна
учитель русского языка,
высшая квалификационная категория.
Березовка 2024 год
"Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка». Ушинский.
Как научить ребенка работать с текстом?
В школе при обучении чтению осуществляется переход в становлении самостоятельного изучения материала. Так в младших классах дети обучаются чтению, а в старших читают для обучения. Так как в основе работы с текстом лежат логические операции обоснования, сопоставления, вычленения главного и второстепенного, то есть операции, которые свойственны научному поиску, открытию, на уроках и внеурочное время, поэтому должны использоваться устные высказывания типа рассуждения, описания или повествования. Овладев умением строить рассуждение, находить в тексте описание, дети получают возможность творчески перестраивать информацию текста, выделяя в нем важное для себя и при анализе аргументированно доказывать свою точку зрения.
Умение рассуждать, обосновывать собственное мнение необходимо людям разных интересов, склонностей, профессий. Оно востребовано как в общественной жизни, так и в быту. Размышления о себе, собственных поступках и мыслях, анализ собственного поведения – рефлексия – стимулирует развитие личности. Кроме этого, умение рассуждать необходимо детям для овладения материалом школьных программ, при изучении предметов, когда обучающимся приходится делать выводы, выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, приводить доказательства, устанавливать истинность или ложность определенных суждений, обобщать. Это умение тесно связано с овладением текстом типа рассуждения. Обучение умению рассуждать, работать с книгой нужно начинать с дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому дальше в данной работе пойдет речь о том, как на практике можно приобщить ребенка к чтению и диалогическому высказыванию по определенной теме на примере одного произведения Корнея Чуковского «От трех до пяти».
Площадка, на которой проводятся выше описанные занятия - произведение К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Дорожная карта занятий в начальной школе рассчитана на весь учебный год.
Занятия №1-11
Участники:
- Учителя начальных классов, воспитатели детских учреждений.
- Дети старшей группы детского сада, обучающие 1-4 классов.
Форма уроков и занятий: уроки – диалоги.
Литература: произведение К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Занятие первое «Урок доброты».
Незнайка:
-Ребята, я Незнайка, герой сказки Н. Носова «Приключение Незнайки». Сегодня в метро случайно я услышал такую фразу от маленького мальчика: «Моя мама сердится, но быстро удобряется».
Друзья, помогите мне понять значение выражения «мама удобряется?»
(Дети активно включаются в беседу и в конечном итоге заменяют слово «удобряются» выражением «становится доброй).
А далее начинается диалог Незнайки и ребят:
Н. – А что значит быть доброй?
Н. – Какие добрые поступки вы совершали?
Н.- По-доброму ли вы относитесь к домашним животным? Расскажите о них.
(Дети составляют рассказы о своем любимом попугае, коте, хомячке или собаке).
Незнайка в итоге сообщает детям о том, что они верно поступают, относясь по- доброму к братьям нашим меньшим, ухаживают за ними.
( В заключении ребятам дается задание: нарисовать своего маленького друга).
Рефлексия.
Аналогично можно обыграть слова из книжки Чуковского «От трех до пяти»: мазилин (вазилин), копатка (лопатка), пескаватор (экскаватор), кружинка (пружинка), колоток (молоток), журчей (ручей).
Вывод: на этом занятии и всех, далее описанных, дети не только учатся говорить, участвовать в диалоге, но и получают метапредметные и интегрированные знания, которые потребуются им в жизни.
*******************************
Второе занятие - урок развития речи: «Понять непонятное».
У нас в гостях Тюбик. (Герой сказки «Приключение Незнайки»).
(К этому занятию необходимо детям приготовить цветные карандаши и альбомы).
Т.
- Здравствуйте, ребята, я Тюбик. Дети, а почему меня называют Тюбиком? Из какой я сказки? (Ребята отвечают сами или с помощью Тюбика).
Т.
- Все дети любят отгадывать загадки, и сегодня вам предстоит отгадать загадку, придуманную трехлетней девочкой Дашей в произведении Корнея Ивановича Чуковского «От трех до пяти». Послушайте. Что нужно поливать, чтобы выросли шишенята?
(Дети после обдумывания приходят к разгадке – «шишки»)
Дальше идет диалог Тюбика с ребятами.
- А вы рисовать умеете? (Дети отвечают)
- Оказывается, вы тоже художники! Ну, тогда нарисуйте еловую шишку, а я – сосновую. А потом вы ответите на вопрос, чем они отличаются друг от друга.
(Дети и Тюбик рисуют)
(После этого беседа Тюбика с детьми продолжается)
Т.
- На каких деревьях растут такие шишки?
- Где растут ели, сосны?
- Нужно ли охранять лес, природу? Зачем, что ей угрожает?
- Расскажите о своем походе в лес за ягодами, грибами.
Т.
-А теперь, ребята, предлагаю игру-соревнование «Наполни корзинки».
(Детям даны картинки с изображением грибов: съедобных и несъедобных - и две бумажные корзинки, прикрепленные на магнитную доску).
Задача ребят – после совместного обсуждения правильно разложить грибы в корзинки, разделив их на съедобные и несъедобные.
После этого ребята, устно описывая картинку, объясняют свой выбор.
Дальше идет вручение призов победителям в номинациях:
- за лучшее знание грибов;
- за лучшее описание картинки и интересный рассказ о грибах.
Рефлексия.
****************************
Третье занятие: «Перевертыши». Работа с текстом.
Распространенным методом этих умственных игр является именно обратная координация вещей: наделение предмета «а» функциями предмета «б» и наоборот.
Этот урок ведет герой сказки «Приключение Незнайки» Знайка.
Знайка:
– Здравствуйте, ребята. Поскольку я Знайка из сказки Николая Носова «Приключение Незнайки», поэтому я знаю, что вы любите слушать интересные истории. Угадал? Ну, так послушайте такую историю.
Однажды двухлетняя девочка заставляла воображаемую собаку мяукать, она играла именно в такую игру. Чтобы принять участие в этой игре, писатель К. И. Чуковский сочинил для нее целый ряд подобных небылиц и назвал их перевертыши. Послушайте.
- Свинки замяукали:
Мяу! мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю! хрю! хрю!
Уточки заквакали:
Ква! ква! ква!
Курочки закрякали:
Кря! кря! кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
М-м-му-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Кукареку!
-Ну, как, ребята? Смешно?
(Дальше идет диалог между Знайкой и детьми).
Знайка:
- Ребята, какие перевертыши встретились вам в этом стихотворении?
(Дети активно работают, перечисляя перевертыши).
- А теперь придумайте свои перевертыши, а я, Знайка, определю, правильно ли вы поняли задание?
(Дети отвечают)
(Знайка оценивает ответы ребят).
В конце урока дети могут рассказать забавные и смешные истории, происшедшие со своими домашними животными.
Рефлексия.
*********************
Четвертое занятие «Загадочный суффикс УК».Работа с текстом
Ушинский писал: «Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа». Поэтому следующее задание от Знайки посвящено грамматике.
Знайка:
- А теперь, ребята, задание на тему «Загадочный суффикс УК».
Однажды трехлетняя Нина, впервые увидев в саду червяка, зашептала в испуге:
- Мама, мама, какой ползук!
Друзья мои, почему Нина назвала червяка ползуком?
(Дети отвечают)
Знайка:
-А почему именно ползук, а не ползунчик или, например, ползушка?
После предположений дети обращаются к Знайке, который говорит о сходстве слов с предметами. Слово «ползук» похоже на слова: жук, паук.
В заключении занятия ребята сами придумывают слова, схожие с предметами. Далее идет презентация на тему «Насекомые» и показ мультфильмов: «Паучок Нанси» или «Пчела Майя».
Рефлексия.
Чуковский писал: «Замечательно то, что для данного корня маленький ребенок в один миг может отыскать в своем арсенале разнообразных морфем именно ту, которая в данном случае наиболее пригодна».
*********************
Задание пятое. Работа с текстом
Сопоставление двух стихотворений К. Чуковского.
Ц.
- Здравствуйте, ребята, я поэт Цветик из сказки писателя Николая Носова «Приключение Незнайки», поэтому очень люблю писать стихи и знаком с творчеством замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского. А вы знаете, кто такой Чуковский?
(Дети отвечают).
Ц.
- Послушайте отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Мура…»:
Мура туфельку снимала,
В огороде закопала:
"Расти, туфелька моя,
Расти, маленькая!
Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево!»
А теперь, ребята, ответьте на вопросы: Что должно вырасти на этом дереве и выросли ли эти необычные плоды на нем?
Дети:
- Да. Выросли туфельки, сапожки….
Ц.
- Правильно! А в качестве доказательства я прочту вам стихотворение Корнея Ивановича Чуковского «Чудо-дерево». Вы прослушайте это стихотворение и нарисуйте это дерево.
Затем показ рисунков детей и этого рисунка.
В конце занятия детям предлагается прочесть любимые стихи и прокомментировать свои рисунки.
Рефлексия.
***************************
По аналогии подобные занятия и уроки можно проводить на материале книги Корнея Ивановича Чуковского бесконечное множество, например:
Шестое занятие. Игра «Пойми меня», и подбери другое слово. Работа с текстом
- Ты, мама, у меня лучше всехная!
- Это рыбижирная ложка?
- Я не хочу эту сумку: она вся дыркатая.
- Этот дом высокей нашей почты.
- Почему у ящерицы людины пальцы?
- Наше радио очень оручее.
- Уж лучше я непокушанная пойду гулять.
- Исчезлая собака.
- Клевачий петух.
- Раздавитая муха.
- Креслые ноги.
- Махучий хвост».
К. Чуковский.
(«Отталкиваясь» от любого из выделенных слов по спирали проводится урок - диалог по темам о пользе рыбьего жира, пользе завтрака, а также о пропавших собаках, и т. д.).
Седьмое занятие «Как вести себя на водоеме». Работа с текстом
Сын, купаясь в реке, кричит: «Мама, скомандуй: "К нырьбе приготовиться!"
«Нырьба - превосходное слово, энергичное, звонкое; я не удивился бы, если бы у какого-нибудь из славянских племен оказалось в живом обиходе слово нырьба, и кто скажет, что это слово чуждо языковому сознанию народа, который от слова ходить создал слово ходьба, от слова косить - косьба, от слова стрелять - стрельба и т.д.».
К. Чуковский.
(«Отталкиваясь» от слова «нырьба» по спирали проводится урок - диалог по данной теме).
Восьмое занятие на тему «Семья» Работа с текстом
«Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться. С большим удовольствием подслушал я такой диалог:
- Мне сам папа сказал...
- Мне сама мама сказала...
- Но ведь папа самее мамы... Папа гораздо самее».
К. Чуковский.
(«Отталкиваясь» от слова «самее» проводится урок - диалог по данной теме).
Девятое занятие на тему «Правила пожарной безопасности» Работа с текстом
«Сережа двух с половиною лет впервые увидел костер, прыщущий яркими искрами, захлопал в ладоши и крикнул:
- Огонь и огонята! Огонь и огонята!»
(«Отталкиваясь» от слова «огнята» проводится урок - диалог по данной теме).
Десятое занятие «Начальные понятия о религии» Работа с текстом
Малыш увидел картину с изображением мадонны и сказал такую фразу:
- Посмотрите, это же Мадонна с мадонёнком!
(«Отталкиваясь» от слов «мадонна « и «мадоненок» проводится урок - диалог по данной теме).
Одиннадцатое занятие на тему «Мир во всем мире». Работа с текстом
«На моих глазах один трехлетний малыш в Крыму, в Коктебеле, выдумал слово пулять и пулял из своего крошечного ружья с утра до ночи. Он даже не подозревал о том, что это слово спокон веку существует на Дону, в Воронежской и Ярославской областях*. В известной повести Л. Пантелеева "Ленька Пантелеев" ярославская жительница несколько раз говорит: "Так и пуляют, так и пуляют!»
К. Чуковский.
(«Отталкиваясь» от слова «пулять» проводится урок - диалог по данной теме).
Итак, ученики, обладая умением работать с любым текстом, обогащают себя умением ориентироваться в современном мировом пространстве, получают возможность обезопасить себя от ошибок в операциях с деловыми бумагами, учатся быстро решать проблемные ситуации и невольно включаются в активную борьбу за чистоту родного языка.
Бедарева Валентина Григорьевна,
учитель Березовской СОШ