Якушева Галина Ивановна
Преподаватель художественных дисциплин
ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический
колледж имени А.П. Раменского
Графический дизайн в развитии творческих способностей старших дошкольников
А. Ярыгина, указывает на ту серьезную роль, которую играет графический дизайн в нашей жизни, а также на доступность его для детей дошкольного возраста. Здесь она предлагает детям на занятиях изготавливать различные коробки и упаковки на разную тематику: «Новогодний сапожок», «Дизайн новогодних коробок», «Нарядные пакеты», «Коробка для торта», «Веселые ведерки», «Коробочки для карандашей» и др. Также Ярыгина считает, что одним из эффективных путей приобщения детей к дизайну является графическая сценография, которая «обслуживает театрализованную деятельность детей, совмещая в себе изобразительное и игровое начало».
Что касается современных образовательных программ, то только в одной - программе «Истоки» - обращается внимание на новое направление – графический детский дизайн в старшем дошкольном возрасте [9]. В программе «Радуга» [4] существует раздел «Художественный труд», основу которого составляет народное творчество; в программе «Детство» [3] в разделе «Ребенок в мире изобразительного искусства и музыки» раскрываются задачи приобщения ребенка к искусству, эмоционально-эстетическому отношению к окружающему.
В обучении детей старшего дошкольного возраста элементам графического дизайна используется следующий художественный материал:
1. Бумага и картон: окрашивание бумаги разными способами: штампы, разные техники аппликации (мозаичная, обрывание); плетение из бумаги, бумажная пластика, оригами, создание игрушек с подвижными деталями, конструирование отдельных поделок из бумаги и картона.
2. Природный материал: аппликации из растений, соломки, тополиного пуха, ваты, аппликация из семечек, косточек, аппликация природными сыпучими материалами (толченая скорлупа, опил, чай), мозаика из яичной скорлупы, создание объемных поделок из шишек, соломы, мочала и другого природного материала.
3. Бросовый материал: аппликации из поливиниловых пленок, тонких пластмасс, упаковочного картона. Изготовление поделок на основе коробок (мебель, транспорт, сказочные персонажи и т. д.), работа с проволокой и фольгой (каркасные куклы).
4. Ткань и другие волокнистые материалы: аппликация из ткани, из мелко нарезанных ниток, роспись ткани красками по трафарету и свободная роспись [5].
Очень важно, чтобы предъявляемые взрослыми творческие задания были приняты ребенком. Поэтому все эти условия необходимо создавать в дошкольных учреждениях и по возможности в семье.
В процессе графической дизайнерской деятельности дети знакомятся с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями. Тематика занятий с детьми может быть очень разнообразной. Это:
- дизайн интерьера;
- дизайн одежды и украшений;
- дизайн посуды.
При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес к графическому дизайну. Дети дают оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.
Рассмотрим каждое из них.
Дизайн интерьера:
В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей следует обращать на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций [1].
Для графической дизайнерской деятельности дети собирают растения и минералы, используют бумагу, ткани, природные материалы, создают из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта:
- «Дары осени»;
- «Кудрявые деревья»;
- «Весенний лужок»;
- «Наш аквариум».
Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал - кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими графическими дизайнерами могут создаваться прекрасные композиции по следующей тематике:
- «Старичок – лесовичок»;
- «Черепаха»;
- «Золотая осень»;
- «Золотой петушок»
- «Сказочный павлин».
Дизайн одежды и украшений:
Особое внимание в работе воспитателя можно уделять ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки), декора к спектаклям. На занятиях можно знакомить детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создают головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов [1].
Направление «Моделирование и декор одежды» позволяет ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формирует у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнают, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создают предметы объемного графического дизайна: модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.
В ходе занятий по графическому дизайну дети придумывают новые и удивительные коллекции одежды:
- «Галстук для папы»;
- «Шляпы, короны, кокошники»;
- «Красивые бусы и браслеты»;
- «Платье для мамы».
Дизайн посуды:
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая), но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.
Маленькие графические дизайнеры учатся видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывают новую посуду, сервизы, чайные наборы:
- «Стаканчики для карандашей»;
- «Вазу для мамы»;
- «Посуду для кукол» [5].
С целью стимулирования творческих способностей в графическом дизайне целесообразно организовывать в ДОУ персональные выставки, где дошкольники представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна: «Овощной калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «День Защитника Отечества», «Весенние букеты» и др.
Таким образом, в процессе графического дизайна углубляются представления детей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Для развития творческих способностей через графический дизайн необходимо подбирать специальные упражнения, задания, которые дети выполняют совместно с педагогом, используя разные графические материалы. Эта работа должна осуществляться систематически. Чем глубже развиты творческие художественные способности человека, тем он больше представляет из себя индивидуальность, вызывает интерес, становится разностороннее как личность.
Список литературы:
Драгункина, О.В. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Электронный ресурс
. – Режим доступа:
URL
:
https://www.maam.ru/detskijsad/statja-osobenosti-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
.
Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования
Текст
/ Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192
с
.
Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»
Текст
/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.- 35 с.
Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Текст
/ C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2016. - 232
с
Шошолина, М.С. Дизайнерская деятельность как средство развития творческих умений детей дошкольного возраста
Электронный ресурс
. Режим доступа:
URL
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=168609