* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

УДК 51

М.А. Горбунова,

Студентка 4 курса факультет математики, информатики и естественных наук,

Филиал ТюмГУ, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова, г. Ишим, Российская Федерация

e-mail: mariagorbunova839@mail.ru

СТАТЬЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

Аннотация: Рассматривается актуальная проблема, состоящая в поиске педагогических критерий развития финансовой грамотности в процессе обучения математике у обучающихся 5-6 классов. Разрабатывается и теоретически обосновывается педагогические условия, способствующие формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Представлены результаты диагностического исследования по формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов МАОУ СОШ № 7 г. Ишима.

Ключевые слова: Финансовая грамотность, грамотность обучающихся, диагностика, математика, коррекция.

M.A. Gorbunova,

4nd year student Faculty of Mathematics, Computer Science and Natural Sciences,

Branch of TSU, P. P. Ershov Ishim Pedagogical Institute, Ishim, Russian Federation

e-mail: mariagorbunova839@mail.ru

AN ARTICLE BASED ON THE RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH ON THE TOPIC: «FORMATION OF FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS IN GRADES 5-6 IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS»

Abstract: An urgent problem is considered, which consists in the search for pedagogical criteria for the development of financial literacy in the process of teaching mathematics to students in grades 5-6. The pedagogical conditions contributing to the formation of financial literacy of students in grades 5-6 in the process of teaching mathematics are being developed and theoretically substantiated. The results of a diagnostic study on the formation of financial literacy of students in grades 5-6 of MAOU Secondary School No. 7 in Ishim are presented.

Keywords: Financial literacy, student literacy, diagnostics, mathematics, correction.

Мировая экономика находится в постоянном колебании, постоянные кризисы и дефолты затрагивают нас и нашу повседневную жизнь. Но будущие поколения столкнутся с еще большими сложностями финансовой сферы и увеличенными рисками, связанными с такими факторами, как увеличение продолжительности жизни, глобальная нестабильность экономики и влияние цифровой трансформации на перспективы занятости, а также изменение климата и процессы глобализации.

Формирование финансовой грамотности подрастающего поколения в новых условиях социально-экономического развития России является важной стратегической задачей системы образования. Особую роль в достижении этой цели играет предмет математика.

Педагогические условия, такие как использование интерактивных методов обучения, включение практических заданий по финансовой грамотности, создание ситуаций для применения полученных знаний в реальной жизни, а также интеграция финансовых аспектов в учебный материал по математике, способствуют эффективному формированию финансовой грамотности учащихся 5-6 классов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

1.Сравнить уровень финансовой грамотности учащихся 5-6 классов до и после воздействия педагогических условий.

2.Изучить отношение учащихся к финансовым знаниям и навыкам, а также их мотивацию к изучению финансовой грамотности.

3.Проанализировать эффективность использования интерактивных методов обучения и практических заданий в формировании финансовой грамотности.

4.Провести анализ результатов эксперимента для оценки эффективности педагогических условий и подтверждения гипотезы исследования.

Для решения задач, поставленных в данной работе, проведен педагогический эксперимент. Основой планирования и осуществления педагогического эксперимента являлись теоретически разработанная методика формирования финансовой грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики.

Экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

1. На первом - констатирующем этапе определен первоначальный
уровень сформированности у обучающихся финансовой грамотности.

2. На втором - формирующем этапе организован процесс обучения
математики с учётом разработанных рекомендаций.

3. На завершающем этапе определен уровень сформированности
новых образовательных результатов после реализации разработанных
рекомендаций.

В ходе научно-исследовательской деятельности, предположили, что
отследить уровень сформированности финансовой грамотности возможно
через самостоятельное выполнение обучающимися различных упражнений
на финансовую грамотность.

На констатирующем этапе эксперимента выявлен первоначальный
уровень сформированности финансовой грамотности у обучающихся 5-6
классов. Разработана методика для 5 и 6 классов, в которой предлагаем
использовать блок заданий, на выполнения которого отводится 30-40 минут.
Структура для 5 класса: 2 блока заданий, первый блок заданий позволяет
оценить теоретические знания и включает в себя 8 вопросов, 2 блок заданий
состоит из 5 задач и позволяет проверить умение практического применения
знаний по финансовой грамотности. Задания из 1 блока оцениваются одним
баллом, остальные – 2-мя баллами; общая сумма баллов за верно
выполненные задания – 18. Для диагностики осуществлен
отбор заданий, которые отвечали требованиям современного стандарта и
соответствовали возрастным особенностям обучающихся.

Низкий уровень – 0-7 баллов;

Средний уровень –7-13 баллов;

Высокий уровень –14-18 баллов.

– низкий уровень - учащиеся могут выявить общеэкономические
термины и основные финансовые продукты, анализировать информацию,
связанную с основными финансовыми понятиями. Они могут распознать
разницу между потребностями и желаниями, могут принимать простые
решения о повседневных расходах. Они понимают назначение
распространенных финансовых документов, таких как счет на оплату, и
выполняют базовые математические операции (сложение, вычитание или
умножение) в финансовых контекстах, с которыми они могли столкнуться в
повседневной жизни.

– средний уровень - учащиеся начинают применять свои знания об
основных финансовых продуктах и общеэкономических терминах и
понятиях. Они могут использовать данную информацию для принятия
финансовых решений в жизненных ситуациях. Также они понимают
назначение простого бюджета и могут анализировать основные черты
распространенных финансовых документов. Учащиеся выполняют базовые
математические операции, включая деление, для решения финансовых
вопросов. Они понимают взаимосвязь между различными финансовыми
элементами, такими как объем потребления и расходы.

– высокий уровень - учащиеся могут применять свое понимание
менее распространенных финансовых понятий и терминов к повседневным
ситуациям, с которыми они встретятся в более старшем возрасте, таким, как
управление банковскими счетами, сложный процент и сберегательные счета.
Они могут анализировать и оценивать ряд сложных финансовых документов,
таких как банковские выписки, и объяснять функции менее
распространенных финансовых продуктов. Также учащиеся могут принимать
финансовые решения с учетом более долгосрочных последствий, таких как
понимание общих затрат, связанных с погашением кредита в течение более
длительного периода, могут решать финансовые проблемы в менее
распространенных повседневных ситуациях.

Согласно результатам констатирующего этапа эксперимента в 5 классе,
можем сделать следующие выводы: У 6 обучающихся (33%) выявлен
достаточно высокий уровень сформированности финансовой грамотности.
Такие ребята владеют базовыми понятиями в финансовой грамотности,
умеют решать задачи, могут построить математическую модель
текстовой задачи. У 10 человек (42%) выявлен средний уровень
сформированности финансовой грамотности, так как некоторые задачи
вызвали у них определенные затруднения, что говорит о недостаточно
сформированном умении применять теоретические знания на практике. У
остальной части испытуемых (25%) выявлен низкий уровень сформированности
финансовой грамотности.

После всех проведенных уроков в 5 классе мы провели повторную
диагностику.

Согласно результатам контрольного этапа эксперимента, можем сделать следующие выводы: У 15 обучающихся (50%) выявлен достаточно высокий уровень сформированности финансовой грамотности. У 10 человек (33%) выявлен средний уровень сформированности финансовой грамотности, так как некоторые задачи вызвали у них определенные затруднения, что говорит о недостаточно сформированном умении анализировать. У остальной части испытуемых (17%) остался низкий уровень сформированности финансовой грамотности. Причиной этому является рассеянность внимания на уроках, нежелание учится или же склонность к гуманитарным наукам. Тем не менее, выявилась положительная динамика в формировании финансовой грамотности на уроках математики.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента видим на диаграмме.

Сравнение результатов констатирующего этапа с
контрольным этапом эксперимента:

Таким образом, мы провели экспериментальную работу, где
формировали финансовую грамотность на уроках математики в 5 и 6 классах.
Сначала выявлен первоначальный уровень сформированности финансовой
грамотности. Он оказался удовлетворительным. На основании полученных
результатов исследования мы организовали коррекционную работу, которая
включала себя игровые технологии, нетрадиционные уроки разных типов. Контрольный этап эксперимента показал положительную динамику в формировании финансовой грамотности, тем самым мы выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили условия развития финансовой грамотности у учащихся 5-6 классов.

Список использованной литературы:

1. Антонян С.С., Имаева Г.Р., Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Шарова О.А. Дети и финансы 2.0: безопасность сбережений и расчётов: монография. Аналитический центр НАФИ. Москва: Издательство НАФИ, 2017. 72 с. URL: https://nafi.ru/projects/finansy/deti-i-finansy-2-0-bezopasnost-sberezheniy-i-raschetov-/

2. Афанасьева О.А. Грамотность и компетентность // Учительская газета. 2020. № 17. С. 1.

3. Блинова Е.В. Что такое контекстная задача? URL: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201001815

4. Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. и др. Математика. Арифметика. Геометрия: учебник для общеобразовательных организаций. Москва: «Просвещение», 2014, 223 с.

5. Веверица А.Г., Вендина А.А. Формирование финансовой грамотности на уроках математики // Молодежный научный форум: гуманитарные науки: электрон. сб. ст. по материалам XLIV междунар. студ. науч.-практ.конф. №4(43). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(43).pdf

6. Вендина А.А., Чечулина М.А. Практико-ориентированный подход в обучении решению финансовых задач // European Research. 2016.81 №2(13). С. 88–91.

7. Виленкин Н.Я. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. Часть 1. Москва: Мнемозина, 2019. 167 с.

8. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Учебник по математике для общеобразовательных учреждений 5 класс. Москва: Вентана-Граф, 2019. 302 с.

9. Муравин Г.К., Муравина О.В. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по математике 5 класса. Москва: Дрофа, 2017. URL: https://rosuchebnik.ru/material/sbornik-matematika-5/

© Горбунова М.А., 2025