Шевченко Татьяна Геннадьевна,
учитель начальных классов,
специалист высшей категории,
учитель-методист
МБОУ «Гимназия информационных
технологий №61 города Донецка»
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена проблеме активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов, роли нестандартных уроков и интерактивных технологий в успешности реализации системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: нестандартный урок, интерактивные технологии, активизация познавательной деятельности, начальное общее образование.
Цель современного образования учащихся начальной школы закреплена в ФГОС нового поколения в соответствии с концепцией модернизации образования с использованием новейших достижений педагогической науки. Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам начального образования. В условиях реализации ФГОС устанавливаются требования к ФОП НОО. Одним из требований является «актуализация содержания программы начальной школы, ее методов и технологий в соответствии с динамикой развития системы образования, требованиями учащихся и их родителей» [11]. В основу ФГОС положены системно-деятельностный, метапредметный, личностно-ориентированный подходы. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения.
Проблемы активизации познавательной деятельности школьников сегодня становятся всё более актуальными. Актуальность этой проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики, новыми требованиями ФГОС. Ведь учение – это ведущая деятельность школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, принять активное участие в научно-техническом и социальном процессе.
Активизация познавательной деятельности - это сознательное, целенаправленное выполнение умственного или физического труда, необходимого для овладения знаниями, умениями и навыками.
Формирование познавательного интереса к учению является важным средством повышения качества обучения. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приемов и средств обучения. Школа, учитель в настоящее время должны учить учащихся самостоятельно приобретать знания, использовать их творчески, применять на практике и в новой ситуации. В связи с этим важным фактором формирования личности является повышение познавательной активности, которая направляет субъект на самообразование, саморазвитие. Использование нестандартных форм организации обучения эффективно способствует развитию познавательной активности младших школьников.
Многие ученые, педагоги изучают вопросы активизации познавательной деятельности младших школьников (Л. Аристов, М. Данилов, Б. Есипов, Л. Калашников, В. Кольцов, И. Лернер, В. Лозовая, В. Паламарчук, П. Пидкасистый, А. Савченко, Т. Шамова, Г. Щукина и др.). Многие ученые и преподаватели, такие как А.М. Алексюк, Я.К. Бабанский, Е.М. Ильин, М.И. Махмутов, В.О. Онищук, И.П. Пидласый и другие занимались проблемами методики преподавания и способами совершенствования методики урока. А. Бородай, О. Дорошенко, Ю.М. Ильин, В.О. Онищук, И.П. Пидласый и другие. Мальований, С. Николаева, О. Митнык, О. Пометун и др. занимались проблемой нестандартных форм обучения.
Методы и приемы, предлагаемые этими педагогами, позволяют учителям проводить нестандартные уроки.
Нестандартный урок – это, по мнению ученых, импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную, нетрадиционную (не установленную) структуру [9].
Из изученной литературы можно выделить основные признаки нестандартного урока:
1. Нестандартный урок – это необычный урок, поэтому его можно назвать урок-праздник.
2. На нестандартном уроке реализуется дифференцированный подход к детям. Известно, что одним из недостатков традиционного, стандартного урока является одинаковый темп обучения для всех учащихся в классе. Никого не волнует, сколько времени требуется конкретному ученику на понимание и осмысление учебного материала. Следовательно, нестандартный урок должен учитывать темп усвоения знаний каждого ребенка в классе. На нестандартном уроке важную роль играет дифференциация детей по их способностям к обучению.
3. Нестандартный урок – это всегда авторский урок, то есть такой урок нельзя подготовить по чужому готовому сценарию, его можно только сконструировать и провести самому.
4. Сотрудничество между учителем и учеником.
5. Ученик на таком уроке является соавтором учителя, а не просто объектом обучения и воспитания.
Специфика проведения нестандартного урока заключается в том, что учителя стремятся разнообразить жизнь школьника: привить интерес к познавательному общению, обучению, школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков также говорит о попытках учителей выйти за рамки шаблона, чтобы выстроить методическую структуру урока. И в этом их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь учебный процесс, потому что они хороши для учеников как разрядка, как праздник. Им необходимо найти место в педагогической деятельности учителя, поскольку они обогащают его опыт разнообразного построения методической структуры урока.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков видов нестандартных уроков. Их названия дают представление о целях, задачах и методах проведения таких уроков. Наиболее распространенными видами нестандартных уроков являются: уроки - пресс-конференции, уроки-аукционы, уроки - деловые игры, уроки-смотры знаний, уроки-погружения, уроки-предвидения, уроки в виде КВН, компьютерные уроки, театральные уроки, уроки взаимного обучения, уроки, проводимые самими учениками, уроки-зачёты, уроки-творческие отчеты, уроки-конкурсы, уроки-фантазии, уроки-суды, уроки поиска истины, уроки-сомнения, уроки-концерты, уроки-диалоги, уроки-сказки, уроки - ролевые игры, уроки-экскурсии, бинарные уроки, видео- уроки, интегрированные уроки и т. п.
Нестандартные уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся, поскольку глубоко затрагивают эмоциональную и мотивационную сферу, формируют дух соревнования, стимулируют творческие силы, развивают творческое мышление, формируют мотивацию к учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Поэтому такие уроки ученикам больше нравятся, они вызывают творческий интерес. Особенно важно стимулировать интерес к учебной деятельности в начальной школе.
В связи с меняющимися требованиями к формированию личности ребенка необходимо совершенствовать методику проведения нестандартного урока. Это может быть достигнуто путем интеграции интерактивных технологий обучения в нестандартный урок. Интерактивные технологии обучения – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно, чтобы учащийся не участвовал в коллективном взаимодополняющем процессе познания, основанном на взаимодействии всех участников.
Сущность интерактивного обучения заключается в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Это взаимное обучение (коллективное, групповое, совместное обучение), при котором ученик и учитель являются равноправными, равнозначными участниками урока, понимают, что они делают, рефлексируют о том, что они знают, могут и делают. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр и общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации.
Классификация интерактивных технологий выглядит следующим образом:
1. Интерактивные технологии для совместного обучения (двойная и групповая работа: диалог, синтез мыслей, совместный проект, поиск информации, круг идей, аквариум);
2. Интерактивные технологии коллективного и группового обучения предполагают одновременную совместную (фронтальную) работу всего класса« "обсуждение проблем в общем кругу", "Микрофон", "Незаконченные предложения", "мозговой штурм", "Обучение – обучение», "ситуационный анализ", "Дерево решений».;
3. Технологии ситуационного моделирования;
4. Технологии разработки вопросов для обсуждения.
Цель интерактивного обучения заключается в том, чтобы создать комфортные условия обучения, в которых учащийся ощущает свою успешность, интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование нестандартных форм обучения на основе новых интерактивных технологий является одним из важнейших средств повышения мотивации и активизации познавательного интереса младшего школьника к учебной деятельности. При условии продуманности и обоснованности применения нестандартных форм обучения в рамках педагогических технологий, на уроке имеются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, что является необходимым условием эффективной организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
Бабанский
Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. [
Текст] Ю.К.
Бабанский
– М., 1982.
Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс “Развивающие игры с элементами логики” для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение. (2006, № 2(3)).
Интерактивный урок в начальной школе [Электронный ресурс]
www
.
prometheanpplanet
.
ru
.
Лакоценина
Т.П. Необычные уроки в начальной школе – Ростов-на-Дону, ЗАО «Книга» изд-во Учитель», 2008. – 224с.
Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе//Издательство “Учитель” / 2003г.
«Нестандартные уроки в начальной школе» (Игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) Авт.
С.В.Савинова
, Е.Е.
Гугучкина
, Волгоград, 2002 год.
«Нестандартные уроки и творческие занятия» Авт.
Н.Б.Троицкая
,
Изд.«
Дрофа
», М: 2003 год.
«Нетрадиционный урок русского языка с элементами интеграции» Авт.
Е.В.Родина
, журнал «Начальная школа» №6, 2005 год.
Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
Сычева Г.Н. Нестандартные уроки в начальной школе 2010 г.
Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. [Текст] В.Ф. Шаталов - М.: Педагогика, 1980.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Редакция от 17 февраля 2023. Приказ
Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Федеральная образовательная программа начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229)