Статья "Воспитательная работа как необходимое условие становления личности"
Организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность дает возможность общаться и сотрудничать детям из разных социальных сред.
Система дополнительного образования для детей – это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс. Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности. Важнейшей функцией дополнительного образования является воспитательная.
Воспитательная работа – это воспитательная деятельность, направленная на организацию образовательной среды и управление различными видами деятельности учащихся для решения задач гармоничного развития личности. Педагогическая и воспитательная деятельность по большому счету представляют собой идентичные понятия. Такое понимание взаимосвязи между воспитательной работой и преподаванием подчеркивает важность тезиса о единстве воспитания и обучения.
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т. к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально-экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят очень отсроченный и неоднозначный характер (т. е. зависят от сочетания тех факторов, которые оказали влияние на конкретного ребенка).
Воспитание сегодня – прежде всего работа с ценностями, системой отношений человека, его эмоцонально-волевой и рефлексивной сферами, со всем тем, что позволяет человеку осознавать, оценивать и усовершенствовать себя.
Роль учреждения дополнительного образования не ограничивается только образованием. Большое значение имеет и воспитательная работа. Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено. Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное движение субъектов и участников воспитательного процесса через промежуточные этапы, виды деятельности. Для успеха воспитательной работы не менее значим учет субъектного опыта воспитуемых. Под субъектным опытом в педагогической науке понимаются сложившееся отношения индивида к миру вещей и людей, к самому себе, направления активности, природный потенциал, приемы выполнения действий, эмоциональные реакции, совокупность субъектных ценностей и потребностей. В необходимости изучать содержание субъектного опыта воспитанников, учитывать его во внешних воздействиях на личность состоит одна из основных специфических особенностей воспитания.
Воспитательная работа предполагает общение и взаимодействие субъектов. Открытость воспитанника воспитательному воздействию зависит от авторитета педагога. Нравственный авторитет педагога - одно из важных условий эффективности воспитательной работы.
Главным объектом воспитательной работы являются отношения воспитанника с социумом. В свою очередь отношения человека к другим людям, обществу, отечеству, труду находятся в прямой зависимости от положения воспитанника в системе семейных, внутриколлективных, межличностных отношений.
Воспитательная работа призвана удовлетворять потребность обучающихся в общении. В свою очередь удовлетворение этой потребности углубляет и расширяет связи воспитанников с другими людьми, с обществом, со всем окружающим миром. Разностороннее общение является механизмом развития представлений о разных сторонах своей личности, формирования самосознания. В общении развивается потребность человека в другом человеке, способность представлять себя на месте другого, переживать общие с ним чувства.
Повышение эффективности воспитательной работы предполагает формирование культуры оценочной деятельности педагогов и развернутость взаимооценочной деятельности воспитанников. Вовлеченность воспитуемых в самооценочную деятельность способствует их выходу на самовоспитание, осознанное принятие позиции саморазвития.
Самовоспитание – это самостоятельная и активная творческая деятельность ученика. Задача воспитательной работы – сформировать положительную мотивацию, для включения в эту деятельность.
В результате взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса происходит формирование активной личности, сочетающей в себе нравственные качества, творческую индивидуальность, социальную активность, гуманное отношение к людям и всему миру.