Возрастные особенности проектной деятельности

Автор статьи:

Певнева Надежда Константиновна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ Гимназия №295, Фрунзенского района, ганкт-Петербург

Пояснительная записка

XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее изобилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике.

Новые современные ФГОС устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования. Одно из них - метапредметное, включающее освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

XXI век – «век команд», т.е. в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно.

Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать обучающимся учиться, направлять их познавательную деятельность.

Чтобы осуществить принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности учителя, классного руководителя. Необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов.

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. Возник еще в начале нынешнего столетия в США. В зарубежной школе он также активно и весьма успешно развивался, где идеи гуманистического подхода к образованию Джорджем Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. При этом нужно четко спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Для каждого школьного возраста выявлены свои важные этапы овладения проектной деятельностью. В младшем школьном возрасте на первый план выступает технологический этап проектной деятельности (психологическое овладение конкретными технологиями, осознанность и значимость выполняемой работы); подростки - для данного возраста важен заключительный этап (полученный результат или «продукт»); для старших школьников – исследовательский этап проектной деятельности, который связан с творческим поиском, продуцированием идей, формированием собственного мировоззрения.

Основная школа как уровень основного общего образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей, сотрудничества между детьми, а также для вхождения в проектную деятельность.

Метод творческих проектов способствует личностному развитию, появлению широкого круга интересов, оказывает существенное влияние на формирование мотивационной сферы учащихся. Работая над проектом, учащиеся должны научиться, не только собирать и анализировать необходимую информацию, создавать, но и оценить, а также публично защитить свой проект.

При выполнении проектов качественно меняется роль педагога. Роль педагога в ходе проектирования - независимого консультанта. В ходе консультаций важно удержаться от подсказок. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества обучающихся.

Меняется и роль обучающихся в образовании: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У детей вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это - неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа, а затем защиты учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать самооценку окружающего мира и себя в этом мире.

При использовании метода проектов существуют, по крайней мере, два результата:

Первый - это педагогический эффект от включения детей в «добывание знаний» и их логическое применение: формирование личностных качеств, мотивация, рефлексия и самооценка, умение делать выбор и осмыслять как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности. Именно эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания учителя, и к оценке предъявляется только сам проект. Поэтому советую начинающему руководителю проектирования записывать краткие резюме по результатам наблюдений за учащимися, это позволит быть более объективными на самой защите.

Вторая составляющая оценки результата - это сам проект. Причем оценивается не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели.

Таким образом, приступая к реализации проекта, педагог должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта.