Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 56

«МБОУ № 56»

Итоговый индивидуальный проект

по истории России

Тема:

Столыпинские реформы.

Выполнил: ученик 9 класса В

Горюнов Егор Сергеевич

Проверил:

Учитель истории

Макаров Игорь Александрович

Новокузнецк

2024 г

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………3

Социально-экономическое и политическое

положение в России

…….4

Реформы:

……………………………………………………………………………………………..4

Земельная реформа…………………………………………………………………………….4

Реформа судопроизводства………………………………………………………………..5

Социальная политика………………………………………………………………………….5

Образование, наука культура……………………………………………………………..6

Военная реформа………………………………………………………………………………..6

Противодействие террору…………………………………………………………………...7

Причины краха

……………………………………………………………………………………..7

Заключение

…………………………………………………………………………………………..8

Список используемой литературы………………………………………………………10

Введение

      

     Актуальность моей темы в том, что проблемы русского человека пытались решить многие в России. Но, впервые в истории России, - длинной и нелегкой ее истории, появился человек, у которого безграничная любовь к России вылилась в мощную, детально продуманную, захватывающую все сферы жизни российского общества программу реформ, в которой впервые человек трактовался не как общинный винтик, а как отдельная личность, сильная в ее индивидуальности, во всем ее многообразии, сформированная в условиях свободы - экономической и нравственной.

Реформы Столыпина вызвали острую полемику в обществе - потому что они затронули самые больные вопросы российской жизни - земельную реформу, права и свободы граждан, реформирование основ правового государства и разграничивание ответственности ветвей власти, судопроизводство, местное управление и самоуправление, социальная политика, образование, наука и культура, военная реформа, пртиводействие террору.

В понятии Столыпина Великая Россия - это миллионы сильных личностей, а не сильная община миллионов. Великая Россия, верная своим традициям и своему национальному духу, чуждая любым проявлениям национализма. Сбалансированность политики Столыпина по отношению к личности, независимо от того - был ли это дворянин, крестьянин, рабочий или предприниматель, делал его самым нравственным реформатором в истории России. Он не отбирал землю у богатых, отдавая ее бедным, он ставил своей задачей обеспечить необходимыми средствами бедных, научить их пользоваться тем имуществом, которое государство помогало им приобрести, создавая мощный средний класс сильных личностей, на которых строилось великое государство.

Результат реформ был ошеломляющий. Реализация столыпинских реформ позволила России в канун первой мировой войны выйти по темпам экономического роста на пятое место в мире, создать благоприятный инвестиционный и налоговый климат для промышленности и предпринимательства, повысить социальный статус для значительной части россиян, укрепить обороноспособность страны, упрочить ее позиции мирного сосуществования на международной арене.

Результативность реформ обуславливалась, в первую очередь, активным использованием регулирующих рычагов формирующегося правового государства и пробуждением активности среднего класса.

Государственная деятельность П.А. Столыпина носила всеобъемлющий характер и вся была проникнута стремлением ко благу укрепления России.

Основная заслуга П.А. Столыпина и основной его след в истории состоял в том, что он увидел в русском человеке человека. В этом суть и идеология его реформ. И в этом - их бесценный опыт для нас.

Столыпиным разрабатывался и осуществлялся целый комплекс направлений преобразований общегосударственного характера:

    На мой взгляд,  имя Столыпина - одно из самых известных имен в России. Любой человек может сказать, что был такой государственный деятель ещё до революции, но мало кто сможет назвать, что он сделал для России и в чём состоит суть его реформ.    Личность и деятельность П. А. Столыпина были столь ярки и масштабны, что, кажется, никого не оставляли равнодушными. Более того, само его имя вызвало резкую поляризацию не только политических мнений, взглядов, пристрастий, но и сугубо личных чувств – от нескрываемого восхищения до неприкрытой ненависти. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, надеждой России в смутную пору, другие – обер-вешателем, черносотенцем, палачом, а выражения “столыпинский галстук”, “столыпинский вагон” стали нарицательными.

Целью же своей он ставил создать обновленную, реформированную страну, благоденствующее, демократическое государство.

   Пётр Аркадьевич Столыпин был человеком сложной судьбы. Он не рвался к власти, но неожиданно для всех – быть может, и для себя тоже – вдруг оказался у её вершин. Современники, удивлённые этим взлётом, стали говорить, что он почти всю жизнь провёл в провинции и не готов к своей новой роли, что у него нет собственных идей, что он “приказчик”, исполняющий чужие приказания.

    Но настоящего Столыпина мы до сих пор не знаем. Его действительно не понимали ни при жизни, ни после смерти. Не понимали ни его сподвижники, ни враги. И притом не был он слишком сложным, недоступным для понимания человеком и политиком. Дело же было в том, что его действия, всегда определённые и целенаправленные, ударяли по очень многим людям, из разных классов и групп, и вызывали всплеск отрицательных эмоций. В такой обстановке трудно было рассчитывать на объективную оценку.

   

1. Социально- политическое и экономическое положение в России на рубеже веков. Идеология реформирования.

    Прежде чем говорить о том, что побудило Столыпина на создание программы реформ, следует познакомиться с социально – политической и экономической ситуацией в России на рубеже XIX- XX веков, понять какие изменения в различных сферах жизни общества были необходимы. К концу XIX века стало ясно, что положительный преобразовательский потенциал реформ 1861 года частично исчерпан, а частично выхолощен  контрреформистским  курсом консерваторов после трагической гибели Александра II в 1881 г. Необходим был новый цикл реформ.

    И в XVIII, и в XIX, и в XX веке власти шли на какие-либо преобразования в обществе и государстве из соображений сохранения династии, укрепления своих позиций.

    К сожалению, верхи не редко не совсем верно оценивали реальную социально- политическую ситуацию в обществе и из-за этого совершали непоправимые ошибки. Очередная попытка уйти от реформ посредством "маленькой победоносной войны" с Японией не только не удалась, но и привела к тому, что страна сорвалась в революционную бездну. И царская династия не погибла в ней  лишь потому, что возле царя оказались такие выдающиеся люди как С. Ю. Витте и П. А. Столыпин. 1905- 1907 гг. со всей очевидностью показали нерешенность аграрного и других насущных вопросов тогдашней России. Кроме нового, избирательного закона, увеличившего представительство в Думе крупных землевладельцев и буржуазных элементов, никаких крупных контрреволюционных мер не последовало.  

    При угрозе новых революционных волнений снизу и более чем скромных успехах контрреволюции сверху делается попытка пойти по третьему пути - еще одной революции сверху. Понятно, что речь идет о Столыпине и его реформах, которые Ленин определил как второй шаг России по пути к буржуазной монархии.        Интересно отметить, что П. А. Столыпин полагал, что,  перемены в политическом строе, в государстве, не  главное и тем более не есть условие реформ экономических. Отсюда проистекает следующее противоречие: программа реформ была рассчитана на буржуазно - демократическое развитие, они и по сути своей буржуазно- демократические (например, в вопросах, касающихся земских органов власти). Но Столыпин искренне надеялся осуществить их в рамках прежней, регрессивной  для качественно нового уровня капиталистических отношений политической системы. Удивительно, что сам Столыпин был не только убежденным монархистом, но и верил в личность императора-политика.

Реформатор считал, что перемены необходимы, но в той мере и там, где они необходимы для экономической реформы. Пока нет экономически свободного хозяина - нет и базы для других форм свободы (напр. политической или личной). Столыпин утверждал, что, пока крестьянин беден, не обладает личной земельной собственностью, пока он находится в тисках общины, он остается рабом, и никакой писаный закон не даст ему блага гражданской свободы.

2. Реформы.

Земельная реформа.

        Одна из ключевых проблем российской истории начала ХХ века - неэффективность крестьянского хозяйства. Решение этого вопроса П.А. Столыпин видел в превращении крестьянина в собственника своего земельного надела. Кроме того, человека необходимо было наделить имущественными правами, чтобы гражданские и политические права не оставались пустым звуком. Для реализации этой задачи правительством был инициирован целый комплекс мер. Указом от 9 ноября 1906 г. крестьянин получил право укреплять в собственность свой надел, который прежде он не мог ни продать, ни заложить, ни сдать в аренду. Теперь, будучи полноценным владельцем своего земельного участка, он мог брать ссуды в Крестьянском банке, отвечая за выполнение взятых обязательств своим имуществом. Крестьянский банк выполнял и другую важную функцию. Он покупал земли поместного дворянства и на выгодных условиях перепродавал их успешному крестьянству. Таким естественным, мирным образом происходило перераспределение земельного фонда.

        Простое изменение правового статуса крестьянского надела не могло привести к качественным изменениям в крестьянском хозяйстве. Обычный надел был разделен на множество полос, между которыми пролегали значительные расстояния. Это заметно затрудняло земледельческие работы. Таким образом, перед правительством вставала проблема землеустройства, которое сводило бы воедино полосы одного надела. В итоге возникал бы отруб или хутор.

        Одно из принципиальных направлений аграрной реформы - переселенческая политика. Правительство было вынуждено решать проблему перенаселенности деревни. Избыточность рук в деревне порождала очевидный земельный голод. Соответственно, вставала необходимость направить крестьянские массы в те регионы, которые остро нуждались в заселении - Сибирь и Северный Кавказ. Правительство выделяло переселенцам льготные кредиты, финансировало их переезд, и даже на первых порах безвозмездно передавала в их собственность государственные, удельные и кабинетские земли.

        Я считаю, что Земельная реформа П.А. Столыпина была одной из самых важных реформ в истории нашей страны. Благодаря этим преобразованиям России удалось наконец-то выйти на новый экономический уровень. Переселенческая политика тоже принесла свои плоды, 3772151 человек переселились за Урал. Из них около 70% закрепились в Сибири.

Реформирование судопроизводства.

         Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. Возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянство. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам не писаного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений. Помимо этого, правительство П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета.

        Реформирование судопроизводства облегчило жизнь простого крестьянства и рабочих, ведь решения суда стали более обдуманными и более справедливыми. Так же чиновники теперь несли заслуженное наказание за нарушение прав человека, что до этого было крайне редким явлением. Петр Аркадьевич открыто говорил, что законы не совершенны, но ими нельзя пренебрегать. Я считаю, что это и есть правильная позиция постепенного преобразования страны.

Социальная политика.

        Правительство Петра Аркадиевича предпринимало усилия для урегулирования отношений между работодателем и работником во имя защиты интересов, прежде всего, последнего. Так, предполагалось запретить ночной труд женщин и подростков, а также их использование при подземных работах. Рабочий день подростка сокращался. При этом работодатель был обязан отпускать его ежедневно на 3 часа для обучения в школе. В ноябре 1906 года были утверждены положения Совета министров, устанавливающие необходимые часы отдыха для служащих торговых и ремесленных заведений.

        В 1908 году в Государственную думу были внесены законопроекты "Об обеспечении рабочих на случай болезни" и "О страховании рабочих от несчастных случаев". Предприниматель должен был предоставить врачебную помощь своему работнику. В случае болезни рабочий обеспечивался больничными кассами рабочего самоуправления. Были также установлены выплаты, полагавшиеся утратившему трудоспособность, и членам семьи в случае смерти рабочего от производственных травм. Разрабатывались проекты о распространении этих норм и на служащих государственных предприятий. При этом правительство считало необходимым юридически закрепить за гражданами возможность отстаивать свои экономические интересы. Так, предлагалось разрешить рабочим экономические стачки, а, соответственно, расширить возможности для самоорганизации, создания профсоюзов.

        Я считаю, что целью социальной политики Столыпина было формирование партнерства между работником и работодателем. Ведь и тот и другой заняты в общем деле, но говорят «на разных языках».

Образование, наука и культура.

        Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.

 Правительство создавало благоприятную среду для дальнейшего поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. Так право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны становилось более реальным.

        Благодаря попытке приобщения культуры и образования основной части населения Российской империи (крестьянам и рабочим) уровень образованности в стране был поднят и это действительно радует. За множество лет существования Российской империи только Столыпин решился всерьез заняться образованием и культурой среди крестьян и рабочих.

Военная реформа.

Поражение России в русско-японской войне 1904-1905 гг. наглядно продемонстрировало необходимость скорейших преобразований в армии. Можно выделить три направления военной политики: упорядочение принципов комплектования вооруженных сил, их перевооружение, строительство необходимой инфраструктуры. В годы столыпинских реформ был разработан новый Воинский устав, четко определявший порядок призыва в армию, права и обязанности призывных комиссий, льготы по отбыванию воинской повинности и, наконец, возможности обжалования решений властей. Иными словами, правительство стремилось "вписать" отношения между гражданином и вооруженными силами в правовое пространство Российской империи

     При этом П.А. Столыпин был принципиальным противником втягивания России в мировую войну, считая, что для отечественной экономики, вооруженных сил, социальной структуры это будет невыносимой нагрузкой. Именно поэтому он предпринял исключительные усилия для того, чтобы Боснийский кризис 1908 года не перерос в вооруженное столкновение. П.А. Столыпин прекрасно осознавал, что проводимые им системные преобразования могли дать свои плоды лишь через определенный период мирного поступательного развития России.

        Из-за втягивания России в мировую войну реформа Столыпина не была до конца осуществлена, и это привело к печальным последствиям.

Противодействие террору.

 В годы Первой русской революции правительство в значительной мере утратило контроль за правопорядком в стране. Россию захлестнул вал революционного террора, жертвами которого пало более 18000 человек. Большинство из них - мирные обыватели. Чтобы обеспечить безопасность населения, власть была вынуждена пойти на беспрецедентно жесткие меры. 19 августа 1906 года, по инициативе Николая II, были учреждены военно-полевые суды, которые рассматривали дела в ускоренном порядке. Приговор же должен был приводиться в исполнение через 24 часа после его вынесения. В сфере компетенции военно-полевого суда находились те случаи, когда виновный был пойман с поличным и его действия были направлены против представителя власти. В работе этих судов не принимали участие ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели обвинения. В апреле 1907  года военно-полевые суды были упразднены. За восемь месяцев их существования было казнено 683 человека. Всего в России по решениям военно-полевых и военно-окружных судов в 1906-1911 годах было казнено около 2,8  тысяч человек.

            Эти меры оценивались П.А. Столыпиным как чрезвычайные, необходимые для спасения государственности. Он также считал важным установить жесткие правовые рамки использования исключительных полномочий местной администрацией, чтобы уберечь населения от возможного произвола и злоупотребления властью.           

За годы премьерства П.А. Столыпина масштабы революционного террора заметно уменьшились. Отчасти это было связано с репрессивной политикой государства. Однако, представляется, в большей степени это было предопределено системностью подхода и планомерностью политики правительства. Власть искала диалог с обществом, решала наиболее острые проблемы социального бытия России - и тем самым подрывала социальную базу революции и лишала террор какого-либо оправдания в глазах общественности.

        Столыпин не был сторонником жестокости и подавления волнений среди граждан силой. Я считаю, что это правильная позиция с его стороны. Тем не менее он находился на стороне власти, а значит являлся врагом революционеров. Думаю, что талант Столыпина очень пригодился бы во время построения нового государства.

3.Причины краха реформ П.А. Столыпина.

        В абсолютистской монархии, как и любой  другой  тоталитарной  системе,  очень сложно  проводить  реформы:  старый  режим,  защищая  себя,   не   позволяет сформироваться силам, заинтересованным в реформах. Он все подавляет.  Именно поэтому движущей силой может только сам режим, вернее та его часть,  которая решилась на реформы. Итак, реформа с самого начала была ослаблена  тем,  что ее вело не первое лицо пирамиды власти. Но эта реформа  еще  более  ослабла, поскольку у нее не было и достаточной  поддержки  в  обществе.

        Революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв между народом и властью. Стране требовались радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный, а революционный кризис. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры, которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми.

        Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию недемократическим путем и вопреки ему Струве писал: "Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны, то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь слегка украшает ее фасад. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний. Надо сказать, что без тех человеческих качеств, таких как: смелость, целеустремленность, напористость, политическое чутье, хитрость – Столыпину, вряд ли удалось внести хоть какой вклад в развитие страны.

4.Заключение.

Судьба Столыпина - трагедия России не только ушедшей, но и сегодняшней. Потому что и сегодня есть еще люди, к которым в полной мере можно отнести слова Столыпина: "Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!"

А что же такое была бы для Столыпина великая Россия сегодня?

Это соединение просвещенного консерватизма с просвещенным патриотизмом.

Это органическое сочетание традиций и новаций в российской жизни.

Это евразийский сплав духовной мудрости и современных технологий.

Это стратегическое континентальное соединение, осознающее масштаб и значимость своей страны.

Это конкурентоспособность России в современном глобальном мире.

Это реальное многополярное сочетание разных религий и многонациональных культур в одном пространстве.

Это гордость за свою страну, чувство личного достоинства и уважение достоинства другого человека.

Это русский крест, органично соединяющий вертикаль государственной власти и горизонталь культуры и гражданского общества.

Это единство права и правды, веры и верности.

Это здоровая и благополучная нация и свободный, ответственный человек.

Это забота о семье в единстве всех ее поколений.

Это вооруженная эволюция России в ХХI веке, т.е. та созидательная эволюция, которая умеет защищаться от разрушительного террора революции.

Вот что хотел дать России в начале ХХ века великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин. Вот что мы можем почерпнуть из опыта П.А.Столыпина…

Во-первых, понимание того, что история повторяется. Разве не те же процессы идут в нашей Думе, что и на рубеже предыдущих веков - отторжение закона о частной собственности на землю, открытые националистические высказывания, неприятие прогрессивных законов и начинаний и т.д.? А действия "реформаторского" правительства - те же полуреформы, а на самом деле - их отсутствие, то же нежелание говорить с народом (он не поймет!), то же пренебрежение социальной политикой.

Во-вторых, понимание того, что исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно - исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой - то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем.

Может, все-таки попробуем учиться на чужих, а не на своих ошибках?

Список используемой литературы:

Аврех А. Я. “П. А. Столыпин и судьбы реформ в России”.

Бок М.П. “П. А. Столыпин. Воспоминания о моём отце”.

Большая советская энциклопедия.

Бородин А.П. «Реформы во имя России».

Головатенко А. “Аграрный вопрос в России”.

Дякин В. С. «Был ли шанс у Столыпина», Звезда, 12, 1990.

Зырянов П.Н. “Пётр Столыпин. Политический портрет”.

Казарезов В. В. “О Петре Аркадьевиче Столыпине”.

Серебренников А. “Убийство Столыпина”.

Островский И. В. “П. А. Столыпин и его время”.