Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области ?Специальная(коррекционная) общеобразовательная школа №7 г. Благовещенск? Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 ?А? класса по развитию психомоторики с посредством песочной терапии Составила: учитель-дефектолог Завадская И.Ю. Благовещенск, 2024 г. Тема: ?Страна геометрических фигур?. Образовательные задачи: -?закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат). -?закрепить названия основных цветов. - учить выделять форму предметов окружающего мира. -?закрепить умение определять величину предметов (большой - маленький), результат сравнения отражать в речи: большой, поменьше, маленький. -?упражнять в выкладывании в ряд по величине. Развивающие задачи: -?активизировать память, внимание, мышление. -?активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов и их форму. Воспитательные задачи: -?воспитывать умение слушать педагога -?развивать коммуникативные навыки Материалы: -?демонстрационный: коробка?–?сюрприз, фигурки?– человечки, конверт с заданием, геометрический коврик, коробка с геометрическими фигурами. -?раздаточный: набор геометрических фигур разной величины и цвета, большие геометрические фигуры, карточки с фигурами для выкладывания в ряд по величине, мелки. ?Ход занятия ?1?часть. Вводная. Педагог приглашает детей отправиться в страну не в простую, а волшебную –?геометрическую. В этой стране все состоит из?фигур. Учитель-дефектолог:? Я принесла с собой вот такую красивую коробку. Интересно, что лежит в этой коробке? Да это фигурки. (Рассматривание геометрических фигур) 2?часть. Знакомство с геометрическими человечками. Учитель-дефектолог:?Итак, слушайте первую загадку: Он похож на колесо В середине буква О По дороге катится и в ромашке прячется Нрав его совсем не крут Догадались ? Это –(круг) Дети: Круг. Учитель-дефектолог:?Верно, молодцы. А кто это у нас ? ( достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они? Дети:?Круглые. Учитель-дефектолог:?У него есть ножки. Какие они? Дети: Круглые. Учитель-дефектолог:?А что еще есть у круглого человечка? Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые. Учитель-дефектолог:?Совершенно верно. А какого цвета человечек? Дети: Человечек?–?желтый. Учитель-дефектолог:?А теперь найдите в нашем классе что-нибудь круглое. (Дети находят предметы круглой формы – крышка от коробки, мяч, колесо и др.). Учитель-дефектолог:?Слушайте следующую загадку: Горы на него похоже Во дворе все горки схожи, А ещё на крышу дома Очень сильно он похож. Что же загадала я отвечайте –ка друзья. Дети: Треугольник. Учитель-дефектолог:? (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть? Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные. Учитель-дефектолог:?А что похоже на треугольник? Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика, сыр. Учитель-дефектолог:?Какие вы молодцы! Слушайте следующую загадку: Четыре угла и четыре сторонки,Похожи точно родные сестренки.Фигура знакома для многих ребят,Его вы узнали ведь это… Дети: Квадрат. Учитель-дефектолог:?Познакомьтесь?–?это квадратный человек. А почему он называется так? (Потому-что 4 угла и 4 стороны) Дети: Человек похож на квадрат. Учитель-дефектолог:?Что еще есть у квадратного человечка? Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные. Учитель-дефектолог:?Посмотрите внимательно и найдите что-нибудь квадратное. Дети: книжка, окно, кубик. Учитель-дефектолог:?Какого цвета квадратный человечек? Дети: Синего. Дверь в стене и книжный шкаф, Даже книжка на руках, И окно, и подоконник Это всё –(прямоугольник) :? Посмотрите внимательно и скажите каким цветом ? найдите что-нибудь прямоугольное у нас в классе. 3?часть. Физминутка (про геометрические фигуры). Дефектолог показывает поочередно геометрические фигуры вырезанные из цветного картона; дети выполняют упражнения: Треугольник –?прошагай. Квадрат?– приседай. Ну, а если?круг, дружок, Выполняй скорей прыжок! Учитель-дефектолог:? Геометрические человечки принесли нам задание вот в таком красивом конверте. Посмотрим, что там? Открой. Да это же фигурки. Они перепутались. Надо разложить их по порядку, от большого у маленькому. 4 часть. Д/упр. ?Выложи в ряд? (выкладывание фигур по величине: от большого к маленькому). 5 часть. Пальчиковая гимнастика ?Суджок? Этот пальчик Большой-самый умный, самый смешной! Этот пальчик указательный, всё показывает и указывает. Этот пальчик средний, он не первый и не последний. Этот пальчик безымянный, он не любит кашу манной Этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик. 6 часть. Дидактическая игра??Волшебная коробка?. Работа на развитие конструктивного праксиса. Дети опускают руку и отгадывают на ощупь форму геометрической фигуры (изображения из геометрических фигур - кораблик, елка, черепашка). Ребенок вытягивает с банки три -4 фигуры и составляет фигуру. 7 часть .Дидактическая игра ?Найди свой домик по сенсорной дорожке? Учитель-дефектолог:? В волшебной стране у всех геометрических человечках есть дом, давайте поможем?фигурам найти свои дома. Ход игры. Педагог раскатывает коврик,?геометрические фигуры хаотично в разных местах. Детям раздаются маленькие?геометрические фигуры?(круг, квадрат, треугольник.) По сигналу педагога дети находят домик, сравнивая свою?фигуру с той, что находится в домике. 8 часть. Зрительная гимнастика:Мы с фигурками играли, (дети часто моргают, не напрягая глаз)Наши глазоньки устали.Раз-два-три-четыре-пять,Будем глазками моргать.Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)И опять моргать начнут. Включаем спокойную музыку и приглушаем свет , медленно говорим -Теперь давайте сделаем глубокий вдох и выдох ,глазки закрываются представим ,что мы маленькие человечки, построили красивый дом ,нам светит в окно яркое солнце, мы видим чистое небо, родная природа нам помогает забыть все трудности дня, отвлекает от неприятных мыслей, но ближе с природой можно быть за городом. И что мы видим, мы видим сосны, ели, освещённые солнцем ! Дышим свежим воздухом и набираемся новых сил. А теперь сделаем глубокий вдох, и выдох -(открываем глазки и моргаем как обычно. ) Ребята все заполнили свою картинку ,которую мы с вами представляли и будем рисовать на песочном столе. 8 часть. Прорисовываем на песочном столе (дом ,солнце и ели.) Дорисуйте?фигуры так, чтобы получилась картина?(из круга - солнце, из квадрата - домик, из треугольника – елочку). Работем с песком на световых планшетах, техникой насыпания и отсекания. 9 часть. Итог занятия: Давайте вспомним, о каких?фигурах?мы с вами сегодня говорили? А теперь попрощаемся с фигурками-человечками и пригласим их в гости в другой раз. ?Приходите к нам. До свидания?
Страна геометрических фигур