Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области ?Специальная(коррекционная) общеобразовательная
школа №7 г. Благовещенск?




            








 
Конспект 
коррекционно-развивающего занятия с детьми 4 ?А? класса 
по  развитию психомоторики с посредством песочной терапии









                                                            
                                                            Составила: учитель-дефектолог         
                                                                      Завадская И.Ю.










Благовещенск, 2024 г.
Тема: ?Страна геометрических фигур?.

Образовательные задачи:
-?закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат).
-?закрепить  названия основных цветов.
- учить выделять форму предметов окружающего мира.
-?закрепить умение определять величину предметов (большой - маленький), результат сравнения отражать в речи: большой, поменьше, маленький.
-?упражнять в выкладывании в ряд по величине.
Развивающие задачи:
-?активизировать память, внимание, мышление.
-?активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов и их форму.
Воспитательные задачи:
-?воспитывать умение слушать педагога
-?развивать коммуникативные навыки

Материалы:
-?демонстрационный: коробка?–?сюрприз, фигурки?– человечки, конверт с заданием, геометрический коврик, коробка с геометрическими фигурами.

-?раздаточный: набор геометрических фигур разной величины и цвета, большие геометрические фигуры, карточки с фигурами  для выкладывания в ряд по величине, мелки.






?Ход занятия
?1?часть. Вводная.
Педагог приглашает детей отправиться в страну не в простую, а волшебную –?геометрическую. В этой стране все состоит из?фигур. 
Учитель-дефектолог:?
Я  принесла с собой вот такую красивую коробку. Интересно, что лежит в этой коробке? Да это фигурки.  (Рассматривание геометрических фигур)

2?часть. Знакомство с геометрическими человечками.
Учитель-дефектолог:?Итак, слушайте первую загадку:
Он похож на колесо
В середине буква О
По дороге катится и в ромашке прячется
Нрав его совсем не крут
Догадались ? Это –(круг)
Дети: Круг.
Учитель-дефектолог:?Верно, молодцы. А кто это у нас ? ( достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?
Дети:?Круглые.
Учитель-дефектолог:?У него есть ножки. Какие они?
Дети: Круглые.
Учитель-дефектолог:?А что еще есть у круглого человечка?
Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.
Учитель-дефектолог:?Совершенно верно. А какого цвета человечек?
Дети: Человечек?–?желтый.
Учитель-дефектолог:?А теперь найдите в нашем классе что-нибудь круглое. (Дети находят предметы круглой формы – крышка от коробки, мяч, колесо и др.).
Учитель-дефектолог:?Слушайте следующую загадку:
Горы на него похоже
Во дворе все горки схожи, А ещё на крышу дома
Очень сильно он похож. Что же загадала я 
отвечайте –ка друзья.
Дети: Треугольник.
Учитель-дефектолог:? (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?
Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.
Учитель-дефектолог:?А что похоже на треугольник?
Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика, сыр.
Учитель-дефектолог:?Какие вы молодцы! Слушайте следующую загадку:
Четыре угла и четыре сторонки,Похожи точно родные сестренки.Фигура знакома для многих ребят,Его вы узнали ведь это…
Дети: Квадрат.
Учитель-дефектолог:?Познакомьтесь?–?это квадратный человек. А почему он называется так? (Потому-что  4 угла и 4 стороны)
Дети: Человек похож на квадрат.
Учитель-дефектолог:?Что еще есть у квадратного человечка?
Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.
Учитель-дефектолог:?Посмотрите внимательно и найдите что-нибудь квадратное.
Дети: книжка, окно, кубик.
Учитель-дефектолог:?Какого цвета квадратный человечек?
Дети: Синего.

Дверь в стене и книжный шкаф,
Даже книжка на руках,
И окно, и подоконник
Это всё –(прямоугольник) :?
Посмотрите внимательно и  скажите каким цветом ? найдите что-нибудь прямоугольное  у нас в классе.
3?часть. Физминутка  (про геометрические фигуры).
Дефектолог показывает  поочередно геометрические фигуры вырезанные из цветного картона; дети выполняют упражнения:
Треугольник –?прошагай.
Квадрат?– приседай.
Ну, а если?круг, дружок,
Выполняй скорей прыжок!
Учитель-дефектолог:?
Геометрические человечки принесли нам задание вот в таком красивом конверте. Посмотрим, что там? Открой. Да это же фигурки. Они перепутались. Надо разложить их по порядку, от большого у маленькому. 

4 часть. Д/упр. ?Выложи в ряд? (выкладывание фигур по величине: от большого к маленькому).

5 часть. Пальчиковая гимнастика  ?Суджок?
Этот пальчик Большой-самый умный, самый смешной!
Этот пальчик указательный, всё показывает и указывает.
Этот пальчик средний, он не первый и не последний. 
Этот пальчик безымянный, он не любит кашу манной
Этот пальчик мизинчик, любит бегать в магазинчик.

6 часть. Дидактическая игра??Волшебная коробка?.
 Работа  на развитие конструктивного праксиса. Дети опускают руку и отгадывают на ощупь форму геометрической фигуры (изображения из геометрических фигур - кораблик, елка, черепашка). Ребенок вытягивает с банки три -4 фигуры и составляет фигуру.
7 часть .Дидактическая игра ?Найди свой домик по сенсорной дорожке?
Учитель-дефектолог:?
В волшебной стране у всех геометрических человечках  есть дом, давайте поможем?фигурам найти свои дома.
Ход игры. Педагог  раскатывает  коврик,?геометрические фигуры хаотично в разных местах. Детям  раздаются маленькие?геометрические фигуры?(круг, квадрат, треугольник.) По сигналу  педагога дети находят домик, сравнивая свою?фигуру с той, что находится в домике.

8 часть. Зрительная гимнастика:Мы с фигурками играли, (дети часто моргают, не напрягая глаз)Наши глазоньки устали.Раз-два-три-четыре-пять,Будем глазками моргать.Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)И опять моргать начнут. 

Включаем спокойную музыку и приглушаем свет , медленно говорим 
-Теперь давайте сделаем глубокий вдох и  выдох ,глазки закрываются 
представим ,что мы маленькие человечки, построили   красивый дом ,нам светит в окно яркое солнце, мы видим чистое небо, родная природа нам  помогает забыть все трудности дня, отвлекает от неприятных мыслей, но ближе с природой можно быть за городом. И что мы видим, мы видим сосны, ели, освещённые  солнцем ! Дышим свежим воздухом и набираемся новых сил. А теперь сделаем глубокий вдох, и выдох  -(открываем глазки и моргаем как обычно. )
Ребята все заполнили свою картинку ,которую  мы с вами представляли  и будем рисовать на песочном столе.
8 часть. Прорисовываем на песочном столе (дом ,солнце и ели.)
Дорисуйте?фигуры так, чтобы получилась картина?(из круга - солнце, из квадрата - домик, из треугольника  – елочку).
Работем с песком на световых планшетах, техникой насыпания и отсекания.
9 часть. Итог занятия: 
Давайте вспомним, о каких?фигурах?мы с вами сегодня говорили? А теперь попрощаемся с фигурками-человечками и пригласим  их в гости в другой раз. ?Приходите к нам. До свидания?