СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
ГОСМАН АНАСТАСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Педагог-организатор, учитель истории и обществознания, Новосибирский государственный педагогический университет,
Новосибирск, Россия
Аннотация. В статье представлена сущность школьного географического краеведения, как система знаний и умений в учебно-воспитательной работе в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения. Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый учителем в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества. В обучении географии краеведение – одно из средств осуществления воспитательной работы. Деятельность, связанная с изучением родного края, помогает формированию географических понятий у школьников. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться учителем географии в качестве примеров и иллюстраций на уроках. Для иллюстрации возможного варианта организации школьного географического краеведения представлена авторская дополнительная образовательная программа «Туристы и краеведы».
Ключевые слова: школьное краеведение, географический кружок, окружающий мир, туристско-краеведческий подход, дополнительная образовательная программа.
Школьное краеведение как система знаний и умений в учебно-воспитательной работе представлена в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения. Перечисленные направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общешкольного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения (рис. 1) [11]. Каждое из направлений школьного краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом; имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы в школе [7].
По мнению В.П. Голованова [3], П.И. Истомина [4], Ю.С. Константинова [5], В.М. Куликова [6], А.А. Остапца-Свешникова [8] и др., школьное краеведение имеет следующие отличительные признаки: выполняет в системе непрерывного образования «восполняющую» роль; обеспечивает органичное сочетание основного и дополнительного образования в практической деятельности; расширяет возможности социальной среды, в которой ученик реализует и развивает потенциальные способности, приобретает полезный жизненный опыт, адаптируется к современным социально-экономическим условиям; характеризуется динамичностью, исторической обусловленностью, многоплановостью, многофункциональностью, комплексностью, особой эмоционально-нравственной окрашенностью, обеспечивает взаимодействие воспитания и социализации в развитии личности; является средством активизации ученика в обучении, воспитании и развитии через освоение специфического содержания, форм, методов; позволяет школьнику ориентироваться по широкому спектру профессий региональной направленности, через социально-профессиональные пробы приобрести практический опыт начальной профессиональной деятельности.
Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении определенной территории своего края по разным источникам на основе непосредственных наблюдений под руководством педагога [1].
Рисунок 1. Система школьного краеведения, [составлено по: 2]
Учебный предметЗадачи Предмет Цели и задачи воспитанияПланирование и руководствоСодержаниеПринципы обучения и воспитанияНаука Методы Учебное (программное)Внеклассное (внепрограммное)Методы ФормыФормыУрокИсследовательский Работа с краеведческой литературойЧастично-поисковыйОбъяснительно-иллюстративныйЛитературно-статистический Массовые формы (вечера, конференции и др.)Экскурсия (поход, экспедиция)Кружок (общество)Визуальное наблюдениеВнеурочное занятиеЭкскурсия Полевое исследованиеКартографическая работаШкольное краеведениеЛитературноеГеографическоеПриродоведческоеИсторическое
Исходя из программы, состава обучающихся класса и местных возможностей, педагог определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует школьников на изучение родного края и руководит их работой. Краеведение для учителя может служить базой для организации научной исследовательской деятельности обучающихся. В процессе краеведческой работы школьники самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания [10].
В обучении географии краеведение – одно из средств осуществления воспитательной работы. Деятельность, связанная с изучением родного края, помогает формированию географических понятий у школьников. Материал о природе края, хозяйственной деятельности местного населения может использоваться учителем географии в качестве примеров и иллюстраций на уроках, имеется больше возможностей для практического применения приобретенных знаний.
Для иллюстрации возможного варианта организации школьного географического краеведения представим дополнительную образовательную программу «Туристы и краеведы» кружка Муниципального казенного образовательного учреждения Поваренской средней общеобразовательной школы. Кружок предполагает работу с подростками 12-14 лет. Программа рассчитана на три года реализации. В структуре программы: пояснительная записка, учебно-тематический план, программа по годам обучения, список литературы.
Особенностью программы является формирование духовной нравственности воспитанников в процессе интегрированного обучения, в основу которого положены календарные праздники, художественные образы растений и животных края, история родного края, экскурсии. Занятия направлены на самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, учителя. Создавая свой творческий исследовательский проект, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности. Новизна программы состоит в интеграции географического, биологического, исторического, художественного образования к изучению природных объектов и народной культуры родного края. Программа носит модифицированный характер, так как разработана на основе программ, рекомендованных министерством образования РФ:
Исследователи природы. – М.: Просвещение, 1983.
, 87 с.
Федотова Н.А. Образовательная программа «Природа глазами души». /Программы лауреатов
V
Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования /
Н.А.Федотова
. - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003
[9
].
Цель программы: сформировать у подростков целостное представление об окружающем мире на основе знаний природоведческого, исторического, культурологического характера, конструированных на краеведческом материале.
Основные задачи:
Формирование знаний:
о
географическ
ом
положени
и
,
хозяйству, населению
Коченевск
ого
район
а
созда
ние
представлени
й
о главных вехах в истории села.
знаком
ство
с известными деятелями науки, культуры и искусства Новосибирской области 19 -20 в. в.
расшир
ение
знани
й
о народной культуре, семье, тех, кто живет рядом с нами;
сохранени
е
памятников истории и культуры края, формиров
ание
уважени
я
к культуре предков.
Формирование нравственно - эстетических норм:
воспитание патриотизма, бережного отношения к прошлому;
восприятие красоты сохранившихся памятников;
развитие желания познать и сохранить семейные, родовые традиции;
соблюдение правил поведения в селе (на улице, в школе), музейной культуре;
формирование навыков здорового образа жизни.
Формирования учебных умений:
ориентироваться в селе;
уметь работать с краеведческими источниками.
Программа предусматривает 136 часов в год, 4 часа в неделю. Она включает в себя составные части: теоретическую и практическую части. В ходе занятий используются разные виды деятельности детей: экскурсии, рисование, викторины, исследования, создание проектов. Процесс обучения осуществляется по спирали: возвращаясь к пройденным темам, школьники глубже знакомятся с историей развития туризма в нашей стране, углубляют знания правил организации самодеятельных походов, детальнее изучают вопросы топографии и ориентирования, техники и тактики пешеходного туризма, гигиены и медицинской помощи в походных условиях. Организация экскурсии проходит в три этапа:
Предэкскурсионный
.
На данном этапе, формулируют цель и задачи экскурсии, выбор маршрута и ознакомление с ним, определение количество остановок, деление на группы, составление индивидуальных и групповых домашних заданий.
Экскурсионный.
Проведение экскурсии выполнение заданий, заполнение полевого дневника.
После экскурсионный.
Подведение итогов, группы представляют отчёт о проделанной работе.
Учебно-тематический план программы включает: (таблица 1)
Таблица 1
Учебно-тематический план на первый год обучения
Программа первого года обучения
Вводное занятие.
На водном занятии утверждается устав, план, работы кружка, выбирается актив кружка.
Деятельность учащихся в рамках работы кружка составляют вместе с активом кружка. Проводится анкетирование.
Урок-консультация: «Подготовка к экскурсии».
Проводится инструктаж по технике безопасности. Заполнение журнала. Законы туристов.
Подготовка к экскурсии. Правила безопасного похода. Правила организации и проведения туристских походов. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п. Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов. Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход. Обобщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов.
Экскурсия: «Родной край-земля Новосибирская».
Виртуальная экскурсия по музею: «Родной край-земля Новосибирская». Посещение виртуальных экспозиций. Просмотр видеофильмов.
Презентация творческих работ.
Авторские виртуальные «экспонаты» – три историко-культурных объекта Коченевского района, три природных объекта Коченевского района в форме видеофильмов и закадровым пояснением-характеристикой в целях пополнения залов виртуального музея «Родной край – земля Новосибирская».
Урок-консультация: «Готовимся к экскурсии».
Создание картотеки «Историко-культурные памятники Коченевского района» с кратким описанием.
Экскурсия: «Родное село».
Экскурсия по объектам села Поваренка. Посещение достопримечательных и памятных мест села.
Фотовыставка «Родное село».
Отчёт по результатам экскурсии: фотоотчет, оформление фотовыставки «Родное село» с экспозицией «История и культура».
Урок-исследование: «Топонимика Коченевского района».
Знакомство с топонимикой Коченевского района. Выделение административных единиц района. История возникновения названий.
Работа с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Использование линейного и числового масштабов.
Урок – круглый стол: «Памятники истории и культуры
Коченевского
района».
Изучение историко-культурных объектов
Коченевского
района. Обсуждение вопросов сохранения объектов истории и культуры. Создание интерактивной карты историко-культурных объектов
Коченевского
района.
Урок – практикум: «Природа и мы».
Знакомство с картой области (района). «Путешествия» по карте. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Охрана природы. Закон об охране природы. Доклады кружковцев о природе и достопримечательностях края.
Интеллектуальная игра «Красная книга Новосибирской области».
Флора и фауна в красной книге Новосибирской области. Красная книга
Коченевского
района. Памятники природы.
Урок-консультация: «Подготовка к экскурсии».
Сбор информации. Создание картотеки «Природные объекты» с кратким описанием.
Экскурсия: «Край мой – реки и озёра».
Экскурсия на реку, озера на территории
Коченевского
района.
Стенгазета «Неизвестное об известном: край мой – реки и озера».
Отчёт по результатам экскурсии: оформление стенгазеты «
Неизвестное об известном: реки и озёра
».
Отчетно-выборное собрание кружка.
Итоги за первый год кружка. Награждение участников кружка.
Проводится анкетирование.
Таким образом, школьное географическое краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность обучающихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение географии на конкретном жизненном материале.
ЛИТЕРАТУРА
Барков А.С. О научном краеведении.
В кн.: Вопросы методики и истории географии
/
А.С.Барков
- М., Изд-во АПН РСФСР, 1961.
С.
134-135.
Васильев С.В., Кононова Г.А. Формирование образа территории в школьном краеведении. Ж. «География в школе», №6, 1995
,
-
265
с
.
Голованов В.П., Стрельникова С.А. Инновационные подходы к развитию профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования туристско-краеведческого профиля
//
Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9,
С.
35-36.
Истомин П.И. Туристская деятельность школьников. Вопр
осы теории и методики. Текст.
П.И. Истомин. М.: Педагогика. 1987.
,
-
345
с
.
Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельности учащихся в системе дополнител
ьно образования детей. Текст.
Ю.С. Константинов. М.:
ЦДЮТиК
, 2001.
-
430
с
.
Куликов В.М. Школьный туризм. Концепция с критическими оценками современного состояния
//
Вестник детско-юношеского туризма в России № 3 (23), 1997
, С.
123-125.
Методика обучения географии в о
бщеобразовательной школе. Ред.
Л.М. Пан М.: Просвещение; АО «Учебная книга», 1996.
–
350
с
.
Остапец-Свешников A.A. Педагогика и психология туристско-краеведческой
деятельности учащихся. Текст.
A.A. Остапец-Свешников. М.:
ЦДЮТиК
МО РФ, 2001.
– С.
211-214.
Федотова Н.А. Образовательная программа «Природа глазами души». /Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования.
/
Н.А. Федотова.- М
.:
ГОУ
ЦРСДОД
, 2003.
– С.
534-537.
Чурляев Ю.А. Краеведческий подход в обучении географии.
/
Ю.А. Чурляев.- Воронеж: ВОИПКРО, 2002.
- С.
56-59.
Щукина Г.И. Формирование познавательных интересов учащихся -важный фактор совершенствования современного обучения // Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Просвещение, 1984. -
С. 42-84
.
Научный руководитель: И.В. Шимлина, д.п.н., профессор