ТЕХНОЛОГИЯ СВЕТ И ТЕНЬ
Гармаева Арюна Гарма-Цыреновна
МБДОУ детский сад № 96 «КАЛИНКА» комбинированного вида, г.Улан-Удэ, воспитатель, 670013 г.Улан-Удэ, 113мкр 4а кв 229, 89503962932, garmaeva.a@list.ru
Любое новшество представляет собой создание, а в последующем внедрение принципиального нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приёмов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве.
Программа «Вдохновение», по которой работает наш детский сад, способствует применению интересных моделей по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей, основной целью которых является модернизация образовательного пространства, в котором дети строят отношения между собой, где им можно и нужно исследовать мир. Они учатся, двигая, трогая, и двигаясь, слушая, и во всем этом их нельзя ограничивать! Особое внимание уделяется работе в подгруппах. Действуя совместно, дети учатся взаимодействовать друг с другом, отстаивать свою точку зрения и уважать чужую.
Педагоги- новаторы говорят: «Тому, что нужно детям, и тому, что нужно знать о детях, можно научиться только у самих детей». И это действительно так. В ходе контакта со средой и обретения опыта ребёнок переживает процесс «выработки гипотез». Ребёнок – творец самого себя, конструктор своей личности. У детей должно быть много путей и способов выразить себя – это музыка, рисунок, танцы, конструирование, беседы и т. д. Ребёнку предоставляется свобода в постижении окружающего мира и выражении собственных идей. Дети изучают живопись, музыку и танец, познают законы окружающего мира и развивают конструкторские навыки. Приветствуется свободное использование в работе над проектами разнообразных природных и бытовых материалов.
Программа «Вдохновение» с раннего детства приучает детей учиться самим, а не ждать, пока их научат, ведь интерес – движущая сила развития детей и лучшая мотивация. Даже если выдвигаемые ребёнком идеи «неправильные», «нелогичные» или «ненаучные», важно то, что у ребёнка есть собственный взгляд на проблему или вопрос. Именно так появляются новые нестандартные идеи и взгляды на мир.
А глядя на мир пытливыми глазами, дошкольник пытается сориентироваться на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Каждый день он сталкивается с различными физическими явлениями. Одно из самых загадочных из них - это свет и его составляющая тень. Для того чтобы разобраться, что же такое свет и как появляется тень, мне помогла инновационная технология «Свет и тень» по методике Хюндлингс А.
Первая ассоциация, которая приходит сразу в голову- это теневой театр. Но это далеко не так. Суть данной технологии заключается в игре со светом и тенью в специальной комнате, которую мы называем «Ателье света и тени». В ней изучаются эти явления очень подробно.
Игры со светом и тенью очень полезны для детского развития:
Во-первых, они развивают любознательность, внимание, усидчивость, воображение и фантазию детей.
Во-вторых, они здорово обогащают сенсорную систему (через зрительный канал).
В-третьих, сами по себе такие игры сопровождаются загадочностью, отчего дети воспринимают их как сказку. А естественный интерес к развивающим занятиям, согласитесь, дорогого стоит!
Ателье –это пространство в котором располагаются световые столы, проекторы, фонарики, различные цветные небьющиеся стеклышки. Играют с зеркалами и солнечными зайчиками. Для детишек постарше интересно рассматривать проекции объемных предметов. Например, тень конуса может быть треугольником и кругом. Еще одно свойство - это способность света отражаться от преград. Если лучи падают на зеркало, они отражаются так, что мы видим предмет в натуральную величину. Если лучи падают на неровную поверхность, они отражаются во все стороны и делают эту поверхность освещенной. Именно поэтому мы видим предметы, которые сами не светятся.
Световой стол или планшет — это площадка для множества экспериментов. На нём можно изучать форму, цвет, прозрачность материалов, смешивать цвета, выкладывать орнаменты, рисовать и копировать рисунки (и рисовать песком или манкой), раскладывать цветные стёклышки и материалы разной прозрачности, цветную плёнку, куски плексигласа, файлы с краской, любые предметы — и наблюдать за эффектом.
Игры с Зеркалами
Зеркала и зеркальные поверхности — тоже одна из находок ателье пространства. Они помогают ребёнку лучше осознавать и видеть себя и материалы, с которыми он взаимодействует.
Зеркала можно:
-класть на дно контейнера, коробки или стакана с водой (пустого или с материалами, игрушками, цветными стекляшками);
-размещать у стены, на полу в игровом уголке;
-применить как подставку для объекта при рисовании с натуры;
-во время дидактических игр;
-крепить к задней стенке полки с игрушками и материалами (сейчас продается самоклеящаяся пленка с зеркальным покрытием);
-ставить напротив ребёнка во время творческой работы;
-использовать как подложку во время лепки;
-и как поверхность для рисования.
Игры с фонариками
-Можно использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки. Нет ничего сложного, а эффект волшебный. Дети бурно реагируют на волшебство у них в руках.
-Просто раскладываем на столе зажжённые фонарики и рассматриваем получившийся узор света и тени. Два-три фонарика лежат на гладкой поверхности и светят в разных направлениях. Идеально если на стене можно рисовать, тогда дети дорисовывают возникшие у них образы.
- Если взять фонарики и экраны разного цвета картинки складываются как пазлы.
Ребенок держит фонарик на разном расстоянии от белого и черного экранов, и пятно света становится большим-большим. А теперь оно как луна (на чёрном экране)
, вот и большое… как солнце!!!А сейчас их два! (берёт второй фонарик).
С помощью фонариков даже можно поиграть в салки, желтый луч догоняет синий, а тот прячется в домике.
Рисование
Рисование с помощью теней – это замечательный подход для развития любознательности, внимания, усидчивости, зрительно – моторной координации и подготовки руки к письму. Можно провести небольшое исследование: что будет, если обвести тень карандашом? Обводить тень можно как на горизонтальной поверхности, так и на стене. Это помогает ребенку понять и почувствовать контуры, силуэты, тени и очертания окружающих его вещей и мира в целом.
Игры с цветной пленкой
Использовать данный прием можно даже если у вас нет специальной комнаты. Игровым полем вам послужит окно. Возьмите цветные канцелярские папки, нарежьте всевозможные фигуры, и ваш конструктор мозаика готов. Окна вашей группы превратятся в витражи со сказочными героями, или с героями личных историй воспитанников.
Игры с оверхед-проектором
Оверхед-проектор – на мой взгляд важный элемент в педагогике для игр и обучения детей. С его помощью можно использовать окружающие предметы необычными способами - изучать формы и цвета, экспериментировать со светом и тенью, создавать картины, разыгрывать спектакли, учиться писать и считать, экспериментировать с фактурами. Он добавляет волшебство и магию в ваши повседневные занятия с детьми.
-Берем стеклышки марблс, раскладываем их на зеркальной поверхности, и чудо начинается, дети выкладывают картины, сюжеты, истории, только прожитые в группе или дома.
-Добавим к марблс кинетического песка или перышки, и детское воображение начинает работать в ином направлении.
Ребенок — это прирождённый исследователь, в избытке одарённый любознательностью. Ему свойственно быть любопытным и интересоваться всем, что происходит вокруг. Почему раскачивается конь-качалка? Какого цвета свет? Почему я вижу себя в зеркале? И то, что взрослым кажется привычным и обыденным, ново и незнакомо ребёнку, заинтересовывает и удивляет его. Исследования являются естественной формой детского освоения мира и учения. Ответы на детские вопросы взрослые могут искать совместно с детьми путём увлекательных экспериментов, вместе добираясь до сути, и игры со светом и тенью, как нельзя лучше подходят для этого.
Свет и тень — это интересно и занимательно, эти занятия развивают познавательные способности детей, их интересы к естественным опытам и открытиям.