Бойко О.Д.

«Связь уроков изобразительного искусства и обучения каллиграфии»

(из опыта работы)

 Сегодня в учебном процессе неоправданно мало времени отводится обучению каллиграфии. А в учебном плане нет отдельного предмета. Возможно, не стоит уделять внимание этому вопросу?

«Каллиграфия – рукописная красота чувств.» КАЛЛИГРАФИЯ (от греческого «красивый почерк») – искусство красивого и чёткого письма. Придаёт письму декоративную красоту и образную графическую выразительность. КАЛЛИГРАФИЯ появилась с возникновением письменности.

Тогда почему в Древнем Китае претенденты на очень почетную должность чиновника должны были сдавать всего 2 экзамена. Нужно было знание законов или математики. И все претенденты должны были показать мастерство владения каллиграфией и умение слагать стихи.

     Почему?

     Каллиграфию называли «первой среди художеств», поскольку настоящий мастер вкладывает в творение всю силу своей души, своего мастерства. Письмо воздействует примерно на те же зоны мозга, которые отвечают за речь, за умение формулировать мысли.  

Т.е., развивая каллиграфические навыки, мы развиваем когнитивные способности ученика. Сюда можно отнести:

1. Овладение логическими действиями:

- сравнение

- анализ

- синтез

- обобщение

     2.  Формирование умений:

          - планировать

          - контролировать

          - оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей

     3. Развитие пространственного ориентирования:

          - рабочая строка, дополнительная строка

          - «вправо-влево»

          - «вверх – вниз», «вправо вверх»

          - середина, 1/3 и т.д.

     Правильная организация учебного процесса – это целесообразная организация уроков, с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также с учетом их интересов. Педагог должен не просто знать особенности детей и применять эти знания для формирования и развития учебной мотивации, а уметь выстроить с детьми доверительные отношения. Каждый ученик, приходя в 1 класс, хочет научиться красиво писать. Как организовать учебный процесс так, чтобы не отбить это желание? Существует, например, методика В.И. Илюхиной.

  Хочу поделиться опытом проведения уроков изобразительного искусства. Каждый урок мы начитаем с «разрисовывания облаков». Дети на «своем облаке» выполняют узоры, росчерки, штриховки по образцу. Мы обращаем внимание на погоду (настроение в природе) и стараемся «сделать мир  … (веселее, добрее….)». Это занимает не более 3-4 минут. Стараюсь заметить каждого, не выделяю кого -то одного, все дети с разными возможностями. Если ребенок старается, а я вижу, насколько тяжело ему дается эта работа, обязательно похвалю, отмечу. Вообще, нужно чаще хвалить ребят, создавать атмосферу доверия и сотрудничества!

Затем перехожу плавно к теме урока, а ученики складывают свои «облачка» в особый конверт.

Развитие каллиграфических навыков позволяет снизить уровень стресса ребенку (особенно в первые полгода обучения в школе).

Каллиграфия может регулировать дыхание, тренировать память и развивать внимание (задания выполняем по образцу). 

Итак, каллиграфия позволяет улучшить психологическое и физическое здоровье младшего школьника и используется как терапевтический метод. Уроки изобразительного искусства можно использовать как дополнительную возможность для овладения каллиграфией. Важно находить возможность и проводить упражнения систематически.