КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

второй младшей группы №4 «василек»

Тема консультации: «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ»

В настоящее время рядом исследователей доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становление детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Чем выше двигательная активность пальцев ребенка, тем лучше развивается его речь. У человека существует не только зрительная и слуховая память, которая помогает запоминать, потрогав что-либо пальцами.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Специалисты давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей - на развитие детской речи и мелкой моторики рук.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность детей. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

При выполнении упражнений, с сопровождением их стихотворными строчками, речь становится более чёткой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. Развивается воображение и фантазия ребенка.

Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки.


Английский психолог Д. Селли и психиатр В.М. Бехтерев придавали очень большое значение «созидательной работе руки» для развития мышления и речи детей. Существует прямая взаимосвязь развития речи, с уровнем развития общей и мелкой моторики. Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Развитие функций речи и руки идет параллельно.

Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов: все. последующее совершенствование речевых реакций в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев. В левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной, сенсорная речевая зона.

Если ребенок проводит ритмические движения (сгибание и разгибание) пальцев правой руки, тогда в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний, именно, в лобной и височной зонах. Движение пальцев левой руки вызывает такую же активизацию в правом полушарии.

Рекомендации родителям:

играйте с детьми в пальчиковые игры.

приобретите кольца - массажеры для пальцев рук.

Домашняя игротека

В семье для тренировки пальцев рук детям можно предложить следующие игры.

«Забей мяч в ворота»

Играющий сидит за столом, у него небольшой шарик. На другом конце стола — «ворота».

Нужно прокатить мячик по столу так, чтобы он попал в ворота. Можно играть вдвоем, тогда взрослый и ребенок сидят по разные стороны стола, а ворота находятся посередине.

«Поможем Золушке»

Необходимы две пустые коробочки и одна со смешанными гречкой и рисом, крупными и мелкими бусинками, картонными квадратиками и кружками и пр. Работая, двумя руками, ребенок должен разделить «смесь» на две части.

«Разорви лист по линиям»

Лист бумаги произвольно расчерчивается на две части. Нужно разорвать его руками точно по линиям. Можно также нарисовать на бумаге: фигуры, предметы.

«Шаловливый котенок»

Заранее разматывается клубок ниток. Ребенок должен сначала правой, а затем левой рукой смотать клубок.

Эти исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

В литературе имеется описание приемов для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушением речи, приведены разнообразные игры и упражнения, помогающие этому. Для достижения желаемого результата необходимо, чтобы не только воспитатели и логопед играли в пальчиковые игры, а и родители каждый день по 5-10 минут проводили игры и массаж пальцев.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Пальчиковые игры выбираются такие, чтобы в них содержалось большее количество разнообразных пальчиковых движений, и они по смыслу сочетались бы с произносимыми стихами.

Постоянное использование пальчиковых игр позволяет:

регулярно стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи.

совершенствовать внимание и память, психические процессы, тесно связанные с речью.

обеспечить будущим школьникам усвоение навыков письма

В восточной медицине существует убеждение, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного - положительно воздействует на желудок, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце.

Помните!

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь, играйте с ребёнком ежедневно.

Спасибо уважаемые родители.