«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи и творчества детей дошкольного возраста»
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлински
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребенка, развития соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы, которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои чувства.
Сюжетно-ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку именно она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнения для овладения навыками и умениями компонентов речи в условиях межличностного общения.
Игра непросто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение
Активное влияние взрослого на развитие диалогической речи детей происходит в сюжетно - ролевой игре через участие взрослого в качестве партнера. Известно, что к пяти годам у детей сформированы, такие способности построения, как условные действия с игрушками и ролевое поведение. Характерная черта этого возраста воплотить в игре фантазии.
Отечественными психологами и педагогами доказано, что игра является деятельностью, в которой у дошкольника развиваются действия и представления, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации, совершенствует все стороны устной речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин отмечают, что свободная сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы».
Джонни Родари утверждал, «что именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребенка, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо самому ребенку.
У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. Играя с детьми средней группы, я обогащаю содержание игр, возникающих в группе, формирую умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения. Для решения этих задач я использую косвенные приёмы руководства: обогащаю знания детей в связи с темой возникшей игры. У детей средней группы часто одновременно возникает несколько игр на разные темы. В таких случаях я сначала помогаю детям расширить знания для одной игры, а затем постепенно перехожу к углублению содержания других.
Также я использую разнообразные приёмы формирования у детей умения организовать совместные игры. Проявляю интерес к играм детей и, задавая отдельным группам вопросы, постепенно приучаю детей обдумывать тему и содержание игры, договариваться, распределять роли. При этом я использую короткие разговоры с детьми о содержании предстоящей игры, о распределении ролей в ней, помогаю детям справедливо распределить роли, направляю внимание детей на подбор игрушек и т.д.
В средней группе, участвуя в игре, беру на себя не основную, а второстепенную роль, с тем, чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении возникших затруднений.
Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Во время наблюдений за детьми в игровой деятельности, я пришла к выводу, что сюжетно – ролевая игра – это:
* Обеспечение здорового образа жизни ребёнка;
* Приобщение к общечеловеческим ценностям;
* Соединение знаний с собственной активностью детей;
* Социально – нравственное развитие ребёнка и формирование его самосознания.
Работая с детьми в группе, создаю обстановку психологического комфорта и удовлетворения каждого ребёнка. В результате моей работы дети стали более активны, оживлены, свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, уверены и самостоятельны в игре.
Правильная организация предметно-игровой среды является необходимым условием выполнения программной задачи развития детского творчества, развития речи в игровой деятельности, всестороннего развития личности детей.
Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад, магазин, зоопарк, обеспечить развитие игры на трудовые темы:
В средней группе игрушки скомплектованы по темам (больница, почта , магазин , зоопарк , на корабле ,такие готовые комплексы , позволяют развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы, вместе с воспитателями изготовить игрушки – самоделки.
Игра «Семья»
Через игру «Семья» побуждаем детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; совершенствуем умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Формируем представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитываем любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности
Игра «Супермаркет»
Через эту игру вызываем интерес к профессии продавца; формируем навыки культуры поведения в общественных местах; воспитываем чувство взаимопомощи, дружеские взаимоотношения. Учим детей классифицировать предметы по общим признакам, внести понятия «мебель», «продукты питания», «посуда», «хлебные изделия». Расширяем словарный запас: продавец, кассир, директор магазина, водитель, покупатели, товар и т. д
Игра «Моряки»
Через игру «Моряки» знакомим детей с трудом людей, с их обязанностями, которые служат на кораблях: капитан, моряки, боцман, рулевой, кок, врач. На основе знаний развиваем сюжетную творческую игру. Знакомим с правилами поведения на корабле. Развиваем интерес к игре. Формируем положительные взаимоотношения между детьми. Воспитываем у детей уважение к труду людей этих профессий, воспитываем смелость, дисциплинированность, выдержку, смекалку, взаимовыручку. Расширяем словарный запас: штурвал, рубка, палуба, драить, шлюпка, якорь, бескозырка, тельняшка, каюта, бинокль и. т. д.
«Салон красоты»
Через эту игру знакомим детей с профессиями парикмахера, косметолога, визажиста, желание выглядеть красиво, воспитываем культуру общения, поведения в общественных местах, уважение, вежливое общение к старшим и друг к другу, расширяем словарный запас детей: салон, фен, прическа, стрижка, бритва, и т.д.
Игра «Зоопарк»
В игре расширяем знания детей о диких животных; воспитываем доброту, отзывчивость, чуткое внимательное отношение к животных, культуру поведения в общественных местах. Расширяем словарный запас слов: строители, смотрители зоопарка, кассир, ветеринарный врач, грузчики, посетители зоопарка, вольеры для животных, клетки и т. д.
Для выделения климатических поясов, изображения местности широко используем различные по цвету ткани, ленты, лоскутки: коричневый – горы; зеленый – равнина, степь; желтый – пустыня, песок; голубой – моря, реки. океаны, озера, вода; белый – северный пояс, снег, лед.
Очень близка к сюжетно-ролевой игре: игра –драматизация.
Игра – драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа. На практике получается, что неконтролируемая игра –постепенно превращается в сюжетно-ролевую игру. Наиболее удобным и интересным для развития диалога, являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей. Здесь очень важно ориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. Дети – наблюдатели с интересом следят за ходом событий, высказывают оценки, пытаются предложить свой вариант. Такое, казалось бы, пассивное участие в игре тоже очень полезно- «наблюдатели» частично осваивают умения согласованно строить новые сюжеты
Таким образом, игровая деятельность –это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дошкольники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир, развивается речь и творчество детей.