Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. Их значение в развитии дошкольников
«Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
Сухомлинский В. А.
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр. "- писала Н. К. Крупская. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. И поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.
В настоящее время появилась проблема: дети перестали играть. Произошло это от появления новомодных гаджетов, которым дети отдают предпочтение, нежели играм «вживую». Кроме того, на отсутствие игр в жизни дошкольника влияет загруженность дня.
Самыми любимыми играми дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации. В этих играх ребенок может полностью раскрыть себя и реализовать свой, хоть и не большой, жизненный опыт.
Сюжетно-ролевые игры - это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Для таких игр характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры-драматизации - это особенный вид деятельности детей дошкольного возраста, в котором ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя хозяином, творцом происходящих событий. Он управляет действиями персонажей и строит их отношения.
Основные цели и задачи:
создание условий развития игровой деятельности детей;
формирование игровых умений, развитие культурных форм игры;
всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное);
развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умение взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации
Сюжетно-ролевая игра появляется у ребенка примерно в трехлетнем возрасте и достигает расцвета в 5-6 лет, игры-драматизации достигают вершин в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и также поэтапно развивается его игра: от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется первое вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д. Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Игры-драматизации появляются в определенный период и как бы вырастают из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что происходит вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Различие между сюжетно-ролевыми играми и играми-драматизациями состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а игре-драматизации берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в игре-драматизации может быть продукт - поставленный спектакль, инсценировка.
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в сюжетно-ролевые игры, следует учитывать их интересы. Тогда дети раскрываются в игре, проявляя свои способности, интересы и желания. В сюжетно-ролевой игре дети примеряют на себя и осваивают разные роли, обретают опыт взаимодействия со сверстниками. Целью воспитателей является то, чтобы игровой процесс развивался, становясь увлекательным и интересным для детей, а для этого, прежде всего, необходимо создать условия. В своей группе мы оформили игровые зоны: "Доктор Айболит", "Юная модница", "Магазин", "Юный цирюльник", "Почта", "Юная модистка", "Повар", "Дочки-матери" - эти игры чаще всего выбирают девочки. Мальчикам больше нравятся такие сюжетно-ролевые игры, как: "Корабль", "Строитель", "Пожарные", "Автобус", "Регулировщик", "Конница", "Спасатели". Игровая среда в нашей группе постепенно становилась более насыщенной и оснащённой, добавлялись игровые атрибуты, сделанные своими руками. Сюжетно-ролевые игры активизируют детскую фантазию, развивают игровое творчество. Взаимодействуя друг с другом в игре, дети учатся правильно разрешать конфликтные ситуации. Дружеская обстановка помогает совместно развивать сюжет игры.
Творческая игра – это игра, которая создается самими детьми. В них игровой сюжет определяется самими играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление её выступают на первый план. Творческая игра более полно раскрывает и формирует ребенка, как личность. Что дает право называть игру творческой деятельностью? Игра – отражение жизни. Ребенок знает, что кукла или мишка- это только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не настоящий летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом или храбрым моряком. Психологи считают, что сюжетно –ролевая игра –это наивысшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Играя в сюжетно – ролевые игры, дети вживаются в какой - либо образ, ребенок переосмысливает и воспроизводит свои впечатления. Задача воспитателя в работе с детьми- переводить их к более сложному ролевому поведению в ирге: формировать умение свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями участников, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для участников в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.
Игра драматизация – в играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве артиста, самостоятельно создает образ. Видами драматизации являются игры- имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста, инсценировки произведений, постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям. Игра драматизация отличается от обычной с- ролевой деятельности тем, что создается по готовому сюжету. План игры, последовательности действий определены заранее. Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни: требуется представить образ героя, его поведение, хорошо помнить ход действия, требуется определенный запас знаний, умений и навыков. При отборе литературных произведений для игры – драматизации необходимо учитывать, прежде всего занимательный сюжет, наличие диалогов, коротких монологов, произведения должны быть близки детям. Задача воспитателя- сформировать у детей желание принять участие в игре. Таким образом игра – драматизация при соответствующем руководстве педагога может стать эффективным средством эстетического воспитания детей, развития их худ. способностей.
Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. В них, как и во всех творческих играх есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссеры спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого он являлся. В режиссерской игре главным компонентом является РЕЧЬ. Меняются интонация, темп, громкость, ритм. В режиссерской игре часто используется много персонажей (куклы – зрители на концерте, машинки на трассе, ученики в классе), но активно – действующих, то есть тех, которых ребенок связывает отношениями, переставляет, обычно бывает не боле трех – 4. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, претензий, интересов.
Всем известно, что ведущая деятельность дошкольника – это игра. Задумайтесь, с помощью чего можно определить мировосприятие ребёнка, его отношение к родителям и близким, а также воспитывать и обучать его? Конечно же, с помощью игры. Именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать свои знания и умения. Через игру, а именно, через сюжетно-ролевую игру ребёнок входит в мир взрослых. В старшей группе этому виду деятельности уделяют не малую роль. В режимных моментах дети то становятся участниками дорожного движения, перевоплощаясь в полицейских, водителей, то участвуют в спасении жизни и здоровья, становясь докторами и медсестрами, то устраивают чаепитие в кругу семьи или в кафе, ресторане. Дети с удовольствием берут на себя определенную роль, развивают и усложняют сюжет игры, вспоминая свой жизненный опыт. Дети сами устанавливают игровые правила, регулируют взаимоотношения, следят за выполнением правил. В игре дети учатся переживать, у них появляются настоящие чувства, с помощью которых рождаются дружба, сопереживание, чувство коллектива. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания, об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, ловкость. Усваиваются определённые нормы поведения. Кроме того, игра –это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игра оказывает большое влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, ребёнок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребёнок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в образах и представлениях. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребёнок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Сюжетно- ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Это способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Свою работу по сюжетно ролевым играм я начала с изучения литературы по данной теме. Познакомилась с методикой Н.В. Краснощёковой «Сюжегно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», А.В. Каличенко «Развитие игровой деятельности дошкольников», Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду», Н.Я. Михайленко и других. Работу по развитию игровых умений веду с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В настоящее время выделяют четыре этапа или уровня развития сюжетно- ролевой игры.
I этап: Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные сюжеты бытовые. Действия детей однообразны, часто повторяются. Охотно играют с взрослыми. Самостоятельная игра кратковременна. Это свойственно детям 3-4 лет.Работу по развитию игровых умений в данной возрастной группе вела в различных формах.Во-первых – использовала и проводила специальные, как занятия игры, которые носят обучающий характер. Это такие игры как: «Оденем куклу Таню», «Уложим куклу Таню спать», «Маша заболела», «У мишутки день рождения» и другие. Они рассчитаны на совместную игру педагога и детей, показ в игровой ситуации действий с игрушками и предметами заменителями. Здесь я выступала инициатором проведения игры: начинала игру, продумывала её ход и диалог между персонажами. Старалась вовлечь ребёнка в игру, вызвать его на разговор, добиться максимальной его активности. Обучающие игры проводила как фронтально, так и индивидуально. Во-вторых – использовала драматизации знакомых детям сказок, таких как: «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят»; Инсценирование стихотворений К.И.Чуковского «Телефон», «Кто колечко найдёт» - С. Маршака и другие. Данную работу планировала и проводила на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и в совместной деятельности, широко используя для этого театр на фланелеграфе, настольный театр, театр «Рукавичку». Кроме того, использование театра «Рукавичка» - способствовало развитию у детей способности принимать на себя роль животного. Есть дети, которые охотно берут на себя предложенную роль, а есть дети, которые отказываются. Таких детей я старалась заинтересовать и привлечь, и неоценимую помощь в этом оказал театр «Рукавичка». Рукавички широко использовала практически во всех режимных моментах. Для изготовления театра были привлечены родители, поэтому они были дороги детям ещё и тем, что они изготовлены мамой. Для развития у детей способности принять на себя роль животного в своей практике использовала и такие игры как: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха» и другие. перед каждой из выше перечисленных игр рассматривала с детьми иллюстрации животных, читала стихи, небольшие рассказы, показывала повадки животных, просматривали с детьми мультипликационные фильмы и сказки о этих животных, слушали песенки. В-третьих, организовывала наблюдения за трудом взрослых: предлагала детям понаблюдать дома за мамой, бабушкой, папой, просила рассказать о том, чем любят заниматься родители дома, какую помощь оказывают дети своим родителям. В группе проводила с детьми наблюдение за трудом няни, обращала внимание на последовательность действий, просила оказать ту или иную помощь. На прогулке часто наблюдали за проезжающим транспортом, за машинами, подъезжающими к магазину. Задача подобных наблюдений нацелить детей на возможность переноса полученных знаний в игру.Существенное значение в формировании игровой деятельности оказывает организация предметно игровой среды. Поэтому для развития у детей игровых умений в группе были созданы различные игровые зоны, такие как: «В гостях у Айболита», «Парикмахерская», «Дом». Огромную помощь в изготовлении игровых зон оказали родители, вместе с ними мы подготовили необходимые для этих игровых зон атрибуты. Например, для игрового уголка «Дом» были сшиты постельки для кукол, скатерти на столы. Родители оказали помощь в изготовлении одежды для кукол. Они связали и сшили различные костюмы, пинетки, шапочки. Познакомила детей с каждой из игровых зон с игрушками и инструментами необходимыми при игре в том или ином уголке.
При организации игры в «Парикмахерскую» и «Больницу» - знакомила детей с деятельностью врача, парикмахера, водила детей на экскурсию в медицинский кабинет, читала отрывки из таких произведений как: «Доктор Айболит» - К.Чуковского, «Стёпка растрёпка» - С. Чёрного. Детям нравилось играть в игровых зонах, они с удовольствием принимали на себя различные роли, но несмотря на это в силу возрастных особенностей испытывали трудности в построении сюжета игры. Поэтому я, постоянно включаясь в игру, брала на себя главную роль, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими. К концу года сюжеты игр усложнились, многие дети начали проявлять инициативу при определении замысла игры. Дети стали более активными, раскрепощёнными.
II этап развития сюжетно– ролевой игры. Основным содержанием игры остаются действия с предметами, но эти действия развёртываются более полно и последовательно в соответствии с ролью. Основные сюжеты остаются бытовые. Одна и таже игра повторяется многократно. Дети объединяются в небольшие группы, но это объединение кратковременно. Это характерно для детей 4-5 лет.Работу в данной возрастной группе начала с расширения предметно игровой среды добавив в неё такие игровые зоны как: «Магазин», «Кафе у Пчелки», «Почта», что в свою очередь позволило разнообразить сюжеты игр.Переименовала уже имеющиеся зоны. Например: «Парикмахерскую» в «Салон красоты», что способствовало усложнению сюжета игры. Объяснила детям, чем отличается парикмахерская от салона красоты, познакомила с новыми профессиями: косметолог, визажист, рассказала о виде их деятельности. При знакомстве детей с новой игрой начинала её, брала одну из ролей (например: роль визажиста) на себя, показывая на собственном примере правильность построения диалога между играющими, и знакомя детей с последовательностью его действий и только после этого передавала роль ребёнку. Для закрепления представлений о труде взрослых познакомила их с такими сюжетно-ролевыми играми как: «Почтальон», «Лётчики», «Шофёры», «Моряки» - знакомство с этими играми планировала и проводила как в совместной деятельности, так и на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. С целью обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в этих играх, знакомила детей с творчеством С.Маршака, И.Винокурова, Б. Житкова.
Проводила специальные игры- занятия «Шофёры уходят в рёйс», «Подготовка корабля к плаванию», а такая игра как «Капитан и матросы» - помогла при знакомстве с профессиональными ранговыми отношениями на флоте. С целью обогащения игрового опыта детей наблюдали за играми старших ребят, организовывали совместные с ними игры.Интересными для детей являются экскурсии за пределы дошкольного учреждения. Были организованы и проведены экскурсии на почту и к автопарку. Кроме того в течении года дети принимали активное участие в театрализованных постановках, что в свою очередь способствует расширению сюжетной линии игр, развивает речь и словарный запас детей, демонстрирует способы взаимодействия героев, их взаимоотношения. Подключаясь к игре детей как партнер-носитель дополнительной информации. стараюсь использовать тематику игр интересующую каждого ребёнка. Использование детских интересов позволяет расширить тематический круг игр. Разнообразие ролей привлекающие детей позволяют пополнить игровой опыт всех детей группы. В ходе совместных игр своими вопросами и репликами стараюсь активизировать ролевую речь детей. Если игра начата кем-либо из детей, стараюсь подключиться к ней непринуждённо и не навязчиво. Например: Одна из девочек одиноко сидит и крутит в руках градусник. Предлагаю другому ребёнку: «Настя, давай поиграем вместе с Ксюшей, она сидит в больнице и ждет, когда к ней придут пациенты. Ксюша ты кто? Врач? Можно мы с Настей будем твоими пациентами, разворачиваю диалог, а затем по сюжету уступаю роль второму ребёнку. Причем моё взаимодействие с ребёнком - врачом служит определённой моделью для второго ребёнка. Так как в этом возрасте дети начинают объединяться в небольшие группы во время игры, то встаёт вопрос о необходимости научить их взаимодействовать друг с другом. Начиная со средней группы, веду работу по предотвращению конфликтных ситуаций, в том числе и в игровой деятельности. Например: Коля и Серёжа заспорили в игре, кто из них будет шофёром, а кто пассажиром. Ксюша и Олеся заспорили, кто из них будет мама, а кто дочка. Для разрешения подобных споров учу детей пользоваться считалками, устанавливать очерёдность, познакомила детей с таким приёмом как жеребьёвка – это может быть «Чудо спичечка», «Палочка-выручалочка», «Волшебный мешочек». Для того чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в игре, даю возможность проиграть все роли, которые в ней есть. Таким образом, происходит обмен ролями, накапливается игровой опыт. Возможность попробовать себя в престижной роли способствует активизации познавательно творческого потенциала. Для развития игровых умений у пассивных детей вовлекаю их в игру, давая им различные поручения. Например, при игре в «Магазин» прошу: «Саша, сегодня очень много покупателей, шофёр не успевает привозить товар. Привези, пожалуйста, на своей машине конфет и пряников». Предлагаю детям интересную, но не сложную роль: «Марина, давай ты будешь медсестрой, вместе с Ксюшей – она врач, будешь сидеть в кабинете и выписывать рецепты. А то ей одной очень трудно, она не успевает, посмотри какая очередь». Для создания эмоционального фона, сплочения группы, умения подчиняться правилам других использую в своей работе такие игры как: «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвостик». В старшей группе игра уже чаще протекает как совместная, происходит переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей. Дети становятся более самостоятельными, активными, способными выбрать роль и придерживаться её на протяжении всей игры. Ведя работу по развитию игровых умений в старшей группе, продолжаю расширять предметно-игровую среду и представления детей об окружающем мире. Начала знакомить детей с такими сюжетно-ролевыми играми как «Школа», «Театр», «Путешествие на воздушном шаре». В дальнейшем планирую вести работу по расширению сюжета этих игр используя для этого: чтение художественной литературы, просмотр детских научно популярных фильмов, прослушивания аудио кассет рассматривание иллюстраций, изготовление новых атрибутов к этим играм вместе с детьми и родителями. Неоценимую помощь в развертывании сюжетно-ролевой игры оказывают игры драматизации, в которых мы с детьми этого возраста разыгрываем сюжеты различных художественных произведений, с целью переноса полученных знаний в игру. Так, например: при знакомстве детей с сюжетно-ролевой игрой «Театр», неоднократно были с детьми на спектаклях проводимых в детском саду, проводила с детьми беседы о театре, знакомила с различными театральными профессиями (режиссёр, костюмер, актер, гримёры). Совместно с родителями оформили уголок ряженья. Изготовили с детьми необходимые атрибуты (билеты, деньги, таблички со словами «Театр», «Касса»). Во время игры знания и умения, приобретённые с помощью игр- драматизаций, дети исполняющие роли актёров использовали в игре, разыгрывая небольшие спектакли на импровизированной сцене.
Кроме того, продолжаю вести работу по усложнению сюжетов уже знакомых детям игр. Так, например, как вы помните «Парикмахерскую» сначала переименовали в «Салон красоты». А в старшей группе я переименовала «Салон красоты» в «Дом мод», добавив в игровую среду необходимые для этой игры атрибуты. Кроме усложнения сюжета игры это способствует и расширению кругозора. Дети приобретают знания и представления о моде, красоте, знакомятся с такими профессиями как фотограф, модель, модельер их видом деятельности.Полученные навыки дети демонстрируют на различных мероприятиях проводимых в детском саду, таких как «Осенний бал», «Моя мамочка и я» и других , дети принимали участие в показе мод.Костюмы для показов были изготовлены родителями. Например, для показа мод во время проведения конкурса «Моя мамочка и я» родителями были изготовлены костюмы из бросового материала.Кроме того дети принимали участие демонстрируя свои умения в конкурсе «Мисс крошечка» посвященного Международному Дню Матери, который проходил в местном доме культуры.Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сюжетно- ролевая игра оказывает огромное влияние на развитие ребёнка. Расширяет кругозор, способствует формированию положительных взаимоотношений, оказывает на детей комплексное воспитательное воздействие. Замыслы игры стали более устойчивыми. Многие дети стали обсуждать замысел игры, научились учитывать интересы и точку зрения партнёра. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игр, которые год от года становятся более разнообразными. Обозначают исполняемую роль словом, легко вступают в контакт со сверстниками. В дальнейшем планирую познакомить детей с такими играми как:«Полет в космос», «Ателье», продолжать работу по расширению сюжетов уже знакомых детям игр.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, а также в силу своей специфики обладает определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности. В основу театрально-игровых технологий положена идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности. Основным содержанием социально-коммуникативной компетентности является способность ребенка продуктивно взаимодействовать с окружающими его людьми. Средства, с помощью которых осуществляется взаимодействие, могут быть экспрессивно-мимическими, предметно-действенными и речевыми. Театрализованная деятельность обладает потенциальными возможностями для овладения детьми дошкольного возраста данными средствами в привлекательной для них деятельности, следовательно, этот процесс протекает эффективно, но при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Игры-инсценировки доступны младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизаций, в которых дети координируют игровые действия с партнерами и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
Игра драматизация является одним из видов театрализованной игры, это игра, которая строится с опорой на сюжетную схему какого либо литературного произведения или сказки. Сюжет игры драматизации в большей или меньшей степени повторяет сюжет выбранного детьми произведения; роли соответствуют действующим лицам разыгрываемого произведения.
В играх драматизациях ребенок – артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре драматизации ребенок исполняет какой либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия Игры драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) Таким образом, игра драматизация, имея в основе знакомый для ребёнка сюжет, позволяет ему реализовать себя в роли актёра, используя весь творческий и речевой потенциал на данном этапе развития. Непринуждённость и свободный выбор средств выразительности, общение посредством ролей создают психологический комфорт в игре, что является важным условием для развития речи.
В игре драматизации основой игрового действия является литературный сюжет (потешки, песенки, небольшие сказки, небольшие литературные тексты, в котором дети принимают на себя роли и разыгрывают предложенный сюжет, при этом можно использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр драматизаций дошкольников :
1. Игры драматизации с пальчиками.
Атрибуты ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму. Можно обойтись и без ширмы и изображать действия, передвигаясь свободно по комнате. Пальчиковый театр хорош тогда, когда в сюжете надо одновременно показать несколько персонажей. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам
2. Игры драматизации с куклами бибабо.
В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что то, брать кого либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Увидев, игру взрослого с куклами бибабо, дети тоже захотят научиться сами водить их. Важно, показать ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме
3. Импровизация разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. И все же существует последовательность обучения к импровизации:
• совместное придумывание темы, обсуждение, как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды;
• каждый участник игры изображает тему по своему;
• ребенок выбирает тему и сам же ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы. И наконец, с помощью мимики, интонации, атрибута можно загадать загадку. Отгадкой является тема, которая тоже разыгрывается
Итак, игры драматизации имеют несколько видов, позволяя детям выбрать понравившийся вариант. Эти игры особенно интересны детям: они любят изображать и играть роль сказочного героя, героев мультфильмов. Именно эти игры увеличивают словарный запас детей, учат диалогической речи, умению последовательно передавать в речи и действиях сюжет сказки, рассказа. Очень важно внимательно подбирать произведения для театрализованных игр, учитывая наличие интересных диалогов, число героев, динамику действий, т. е. все то, что можно воспроизвести и ярко представить.
И. Зимина выдвигает основные требования к организации театрализованных игр в дошкольном образовательном учреждении:
• содержание и разнообразие тематики;
• постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно ролевые игры;
• максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
• сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры
Организация соответствующей развивающей предметно пространственной среды для игр драматизаций включает в себя :
• различные виды театров (бибабо, пальчиковый театр);
• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);
• атрибуты для различных игровых позиций (театральный реквизит, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, программки, касса, билеты, бинокль, «деньги», номерки, виды бумаги, ткани, краски, фломастеры, клей, карандаши, нитки, пуговицы, коробки, банки, природный материал).
В среднем дошкольном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Задачи и содержание работы по развитию игры драматизации включают в себя :
• Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Усложнение касается текстов, которые отныне отличаются более сложным содержанием, наличием смыслового и эмоционального подтекстов, интересными образами героев, оригинальными языковыми средствами. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:
• многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
• игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
• постановка спектакля по произведению Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера ( например: «Угадай, что я делаю», «Угадай, что со мной только что было», «Покажи, не называя, литературного героя» и т. п.). Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»). Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.
• Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – «артистов»).
• Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие
• Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
• Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
• Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры. Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных Средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста Таким образом, каждый этап развития игры драматизации, способствует формированию различных социально коммуникативных умений и навыков, важными из которых является умение вступать и поддерживать диалог. Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности
• с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;
• воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;
• заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек–самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;
• уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками
Игра драматизация, развивается по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру и здесь важно, чтобы педагог правильно спланировал свою деятельность для развития игры драматизации и реализации её развивающих возможностей.