ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕНОСТИ ВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА ТХЭКВОНДИСТОВ В ТЯЖЕЛЫХ ВЕСОВЫХ КАТЕГОРИЯХ

Автор: Габеркорн Игорь Александрович, тренер-преподаватель Муниципальное Автономное Учреждение Дополнительного Образования "Спортивная Школа Олимпийского Резерва" Сургутского района .

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Тхэквондо ВТФ сравнительно молодой вид спорта, относящийся к ударным контактным единоборствам. Само слово единоборство подразумевает бой один на один. Олимпийское направление тхэквондо керуги (спарринг, поединок) включает в себя поединок, состоящий из трех раундов по две минуты с минутой отдыха. При выполнении ударной техники предпочтение отдается ударной технике ног. Как в любом виде спортивных единоборств, спортсменов делят на весовые категории. Для популяризации вида спорта правилами соревнований предусмотрены восемь весовых категорий у мужчин и у женщин. К олимпийским играм отбор ужесточается, что проявляется в уменьшении количество весовых категорий, до четырех и ограничении количество участников от страны, до двух.

Чтобы спортсмен попал в спорт высших достижений ему необходимо отработать ряд этапов. Все этапы должны быть отражены в учебно-тренировочном процессе. Учебно-тренировочный процесс строится на знаниях ряда наук: теория и методика физического воспитания, физиология, педагогика, психология, социология и других. Законы и закономерности тренерских взаимодействий объективны. Но каждый спортсмен индивидуален и к нему применяется индивидуальный подход. Наличие весовых категорий предусматривает персональное отношение к каждой, где есть свои особенности. Критерий уровня подготовленности спортсмена – результат, показанный на соревнованиях. Особенно зрелищны поединки в тяжелых весовых категориях. Тактико-техническая подготовка тхэквондистов в тяжелых весовых категориях к соревновательной деятельности имеет свои особенности. В этом и состоит актуальность нашей дипломной работы.

Цель исследования – выявить тактико-технические особенности в спортивном поединке у тхэквондистов в тяжелых весовых категориях.

Объект исследования – тактико-техническая подготовка к соревнованиям у тхэквондистов в тяжелых весовых категориях.

Предмет исследования – тхэквондисты, мужчины, выступающие на российских соревнованиях в тяжелых весовых категориях.

Гипотеза исследования – выявление тактико-технических особенностей ведения соревновательного поединка тхэквондистов в тяжелых весовых категориях позволит:

Сделать качественный анализ тактико-технических действий в поединке российских тяжеловесов;

Выявленные особенности в тактико-технических действиях тхэквондистов тяжеловесов на соревнованиях внесут коррекции в учебно-тренировочный процесс, что скажется на результатах спортсмена;

Результаты исследований помогут в методическом обеспечении учебно-тренировочного процесса при подготовке тренеров-преподавателей

по тхэквондо

работающих со спортсменами тяжеловесами.

ГЛАВА 1 ОБЗОР НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Ретроспективный анализ научной и научно-методической литературы по психолого-педагогическим и физиологическим вопросам позволяет выделить основные тенденции, перспективы и актуальные проблемы, связанные с педагогическим процессом подготовки спортсменов - тхэквондистов. Рассмотрение возможностей учебно-воспитательного процесса, направленного на обучение двигательным действиям, морально-волевому и физическому воспитанию рассматриваются в педагогике, психологии, физиологии и теории и методике спортивной тренировки. В большинстве случаев пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в ударных единоборствах, к которым относится и тхэквондо, решалась в научных исследованиях с различных позиций. На основе использования классических методов обучения двигательным действиям (О.В. Петунин, В.А. Лавров, А.В. Лавров, С.А. Сергеев), путем развития специфических зрительных восприятий боксеров (Б.В. Савин), и применения специальных «тренажерных устройств» (В.Г. Поляков), а также на основе совершенствования педагогического взаимодействия и формирования личности тхэквондистов (Л.К. Цилфидис.) и на основе учета индивидуально-типологических особенностей темперамента (М.А. Карпов, Г.С. Никифоров). Различные пути повышения эффективности обучения ударным единоборствам в системе учебных заведений мвд российской федерации рассматриваются в диссертации А.А. Саликова Индивидуальный подход к процессу технико-тактической подготовке с учетом спортивно-важных физических качеств и свойств личности изучался в работах А.В. Даурцева. Анализ указанных работ позволил заключить, что одним из путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса тхэквондистов на этапе спортивной специализации является разработка педагогических условий этого процесса на основе анализа деятельности в столь специфическом виде спорта, учета возрастно-половых и индивидуально-типологических особенностей занимающихся.

А.А. Саликов характеризует тхэквондо, как «руконожный бой» - собирательное понятие, включающее в себя все виды ударных единоборств без использования оружия, с применением ударов руками и ногами по различным вариантам правил соревнований []. Кроме того, тхэквондо относится к группе видов спорта, которые называются «спортивными единоборствами». Поэтому при рассмотрении особенностей спортивной деятельности тхэквондистов тяжеловесов мы будем использовать научные и методические материалы, полученные при изучении всех видов спортивных единоборств.

Тактическая подготовленность спортсменов единоборцев характеризуется уровнем владения различными манерами ведения спортивного поединка, на что указывают ведущие специалисты в спортивных единоборствах: в боксе Г.О. Джероян (1970, 1979), Е.В. Калмыков (1996); в спортивной борьбе П.А. Рожков (1986); в фехтовании Б.В. Турецкий (1985); в спортивных единоборствах О.Б. Малков, (2000, 2005).

В комплексной целевой программе по тхэквондо 2009-2014 отводится целый раздел, посвященный технико-тактической подготовке, где указаны модельные характеристики по этапам подготовки (таблица № 1).

Глава 1.1 Техника в тхэквондо

Выполняя любое физическое упражнение в тхэквондо, человек решает определенную двигательную задачу: нанесение удара, выполнение движения защиты, смещения с линии атаки, выведения соперника на дистанцию удара, преодоления определенной дистанцию по отношению к оппоненту для атаки. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар ногой по корпусу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения [].

Таблица № 1 Этапные модельные характеристики специальной подготовленности спортсменов.

Показатели (из 100 бал.)

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

1

Общая физ. подготовленность

70-80

80-90

90-100

100

2

Специальная физ. подготовленность

80

80-90

100

100

3

Техническое мастерство

80-90

90

100

100

4

Тактическая подготовка

70-80

80-90

100

100

5

Функциональные возможности

80-90

90-100

100

100

6

Психологический статус

80

80

90

100

Техника спортивных упражнений – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, способствующий достижению высокого спортивного результата.

Под техникой в тхэквондо мы понимаем - совокупность специфических двигательных действий на тренировке или в поединке [].

Техника бывает рациональной и эффективной.

В дальнейшем техника является основой фундаментальной базовой подготовки спортсмена и может непрерывно совершенствоваться в процессе тренировки. Различные способы решения одной двигательной задачи объединяются смысловой направленностью. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

В основе каждого способа выполнения направленного физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Например, при атаке соперника с дальней дистанции рукой основой техники будут являться одновременная работа ног и бёдер, с подключением плеч и броском ударной руки. В общей совокупности движений существует наиболее важные, которые определяют выполнение двигательной задачи. Наиболее важная и решающая часть в технике данного способа это - основное (ведущее) звено техники. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий. Остальные сопровождающие движения не являются первостепенными и не нарушают основы техники. Это второстепенные особенности движения, определяющие детали техники [].

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их анатомических, физиологических и индивидуальных психических особенностей.

Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется, что обусловлено:

возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

поиском более совершенных способов выполнения движений;

повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;

совершенствованием методики обучения;

появлением нового спортивного инвентаря и оборудования

(защитное снаряжение, тренажёры, специализированные снаряды)

На технику влияют пространственные характеристики. Пространственные характеристики в тхэквондо включают:

положение тела;

траекто

рию (путь) движения;

помехи (соперник, зрители, судьи);

Положение тела. Какое бы двигательное действие не совершал человек, он должен придать своему телу определенное положение в пространстве. Сохранение неподвижного положения тела и отдельных его частей осуществляется благодаря статическому напряжению мышц.

Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные, промежуточные, конечные положения тела [].

Исходные положения принимают для создания наиболее выгодных условий для начала последующих движений, лучшей ориентировки в окружающей обстановке, сохранения устойчивости, обеспечения свободы движений, соответствующего воздействия на определенные органы и системы организма. Так, положение согнутых рук у головы дает возможность тхэквондисту быстрее развить максимальную скорость при атаке, выжидательная поза в высокой или низкой стойке обеспечивает эффективную подготовку к выполнению действий, соответствующих боевой ситуации, стойка тхэквондиста гарантирует удобное наблюдение за соперником и быстроту передвижения в любом направлении, а также защиту наиболее уязвимых участков тела от ударов соперника и возможность быстро нанести ответные удары. Исходные позы в этом случае характеризуют готовность занимающихся к решению предстоящей двигательной задачи []. Их можно отнести к тем состояниям, которые академик А.А. Ухтомский назвал "оперативным покоем". Хотя в них нет внешних движений, но нигде так ярко не проявляется единство концентрированной целеустремленности организма, как в этих исходных позах.

Промежуточные положения. Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при перемещениях во время поединка является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредственно на результативность защиты и ударов [].

Конечные положения в отдельных формальных упражнениях тхэквондо также играют важную роль. К примеру, акцент выполнения технических действий с конечным завершением действия. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при ударах и приёмах защиты, а в поединке избежать получения травмы. В соревнованиях по ката, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе, к общей позе и положениям отдельных частей тела, в первую очередь, предъявляются требования эстетического характера. Это связано с тем, что техника в них приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения - это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой

Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.

Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения [].

Отклонение от наиболее правильной кривой, характеризующей лучшую технику в конкретном действии, может служить мерой технического мастерства. Например, у тхэквондистов высокой квалифицикации при ударах рациональной траекторией является дугообразная линия [].

Направление движения — это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх—вниз, вперед—назад, направо—налево) и промежуточные (вперед—кверху, вперед—книзу и т.п.).

Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.

Даже небольшие отклонения в направлении движений, у тхэквондистов ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях [21].

Неточное направление движений в общеразвивающих упражнениях снижает эффективность их влияния на мышечно-связочный аппарат.

Так, отведение согнутых перед грудью рук — для растягивания больших грудных мышц — окажется совершенно бесполезным, если оно будет выполняться в стороны—книзу, а не в стороны или в стороны—кверху. В контроле за направлением движений особое значение имеет зрение. Поэтому для определения оптимального направления движений при изучении и совершенствовании техники физических упражнений пользуются либо внешними ориентирами (например, при ударах ногами вынос бедра через препятствие), либо соотносят выполняемое движение с основными плоскостями собственного тела.

Амплитуда движения в тхэквондо— это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров.

Для определения суммарной амплитуды движений нескольких частей тела используют условные обозначения (например, полное приседание, полуприседание).

Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мыши, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в круговых ударах ногой удлинение пути силы воздействия на ударную часть ноги (стопа, пятка) приводит к возрастанию скорости движения ноги. Поэтому тхэквондист должен выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой [13].

Движения слишком большой амплитуды называют обычно "размашистыми", с малой величиной пути - "мелкими". Если амплитуда движений не соответствует решаемой двигательной задаче, то их называют "неточными".

Во многих двигательных действиях, максимальная, анатомически возможная амплитуда, как правило, не используется. Стремление чрезмерно увеличить амплитуду движений, при недостаточном уровне развития соответствующих мышечных групп, может привести к травмам суставно-связочного аппарата и мышц [6].

Помехи в единоборствах возникают спонтанно. Движения в поединке носят схоатический характер. Технические решения в большинстве случаев зависят от действий соперника. Любое движение со стороны оппонента анализируется соперником. Само спортивное взаимодействие не способствует устойчивому положению частей тела, и умение правильно принять решение может явиться ключевым и решающим. Для совершенствования техники необходимо моделирование возможных помех, возникающих в ходе поединка.

Временные характеристики включают: длительность и темп движения.

Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике тхэквондо большое значение имеет длительность отдельных частей (в поединке, например, это подготовка к удару, перемещение, удар), фаз (замаха, скручивания и удара), циклов (серии из двух и более движений), элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих двигательных действиях.

Продолжительность каждой фазы, периода, цикла в упражнении, можно измерить и определить ее влияние на результат (например, скорость нанесения ударов). Изменение времени выполнения двигательного действия может влиять на деятельность соответствующих органов и систем организма занимающихся.

Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, ударов по мешку и т.п. При однократных движениях (одиночных прыжках, метании) темп, естественно, не наблюдается.

Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту. Так, темп 150 ударов равен 150 ударам по мешку в минуту. Темп движений находится в обратно пропорциональной зависимости от их длительности: чем она меньше, тем он выше, например, уменьшения длительности шага в беге на коньках на определенной дистанции ведет повышению частоты шагов.

Максимальная частота движений является одним из показателей быстроты как физического качества человека. Не следует отождествлять понята темпа и скорости движений, хотя часто (но не всегда) скорость движения! зависит от темпа и наоборот.

Так, в поединке с увеличением темпа ударов (при одной и той же технике удара рукой) неизбежно увеличивается скорость движений в каждом ударе, но если одно временно с увеличением темпа уменьшается сила удара, то скорость движений может остаться и неизменной. В некоторых случаях (например, тренировочные поединки, соревнования) при сохранении одной и той же амплитуды, и скорости темп может изменяться за счет увеличения паузы между движениями.

Темп движений во многих стилях тхэквондо, с одной стороны, отражает уровень развития быстроты, а с другой - степень владения техникой.

Например, чем больше развита у тхэквондистов быстрота движений, тем боле высокую частоту ударов он может показать. В то же время, чем совершеннее его техника, тем при более высоком темпе он может правильно выполнять все элементы удара.

Способность занимающихся изменять темп движений в соревновательных условиях определяется их подготовленностью. У победителей, как правило, вариативность темпа движений гораздо выше, чем у спортсменов, занявших соревнованиях низкие места.

Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладении техникой упражнений в тхэквондаэ. Оптимальный темп движений для каждого, занимающегося в конкретном упражнении, определяется путем многократного повторения движений с различной частотой движения. При этом фиксируется показанное время. Темп, дающий возможность достигнуть наиболее высокого результата, определяется как индивидуально-оптимальный.

Пространственно-временные характеристики. Основной из них является скорость движения.

Скорость движения - это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени

При определении скорости в поступательном движении ее обычно и меряют в м-с ' (линейная скорость), а при вращательном в рад-с ' (углов; скорость).

Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости за единицу времени называют ускорением. Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости — скорость убывает.

Движения, выполняемые без скачкообразного изменения скорости, называются плавными, а движения неравномерно-ускоренные или неравномерно замедленные, т.е. движения скачками называют резкими. Обычно резкие движения одновременно бывают и неточными, резкие изменения скорости свидетельствуют о плохо выполненном или неверно усвоенном двигательном действии [32].

В зависимости от величины скорости выделяют также быстрые и медленные движения. Кроме того, различают скорость оптимальную, т.е. наиболее удобную и максимальную. Скорость бывает произвольная и вынужденная. Например, у тхэквондиста при разрыве дистанции с дальней на ближнюю, для нанесения ударов, скорость - произвольная, при получении встречных ударов и движение назад от их воздействия — вынужденная.

ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задачи исследования:

Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:

Изучить

 

тактико-технические особенности ведения соревновательного поединка тхэквондистов по научно-методической литературе.

2. Изучить методики обучения тактико-техническим действиям в соревновательном поединке тхэквондистов тяжеловесов и выявить специфические особенности для тяжелых весовых категорий.

3. Определить эффективность предложенной методики обучения тактико-техническим действиям у тхэквондистов тяжеловесов.

4. Внедрить в практику работы с тхэквондистами результаты эксперимента.

2.1 Методы исследования

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Контрольные испытания.

Анализ видеозаписей поединков.

Педагогический эксперимент.

Метод математической статистики.

Анализ научно – методической литературы

Нами изучалась и систематизировалась научно-методическая литература по вопросам организации и проведения занятий по тхэквондо ВТФ со спортсменами высокого класса. Подбору средств и методов обучения техники и тактики соревновательным поединкам. Нами анализировалась и рассматривалась специальная литература, характеризующая понятие техника тхэквондо, тактика тхэквондо, физическая подготовка, организация тренировочного урока-занятия по тхэквондо в спортивной группе, обучение технике и тактике спортивного поединка, тактические действия в тхэквондо [7,8,9,10,11,14,15,18,19,20].

Значительное внимание отвели изучению и анализу изучению технических и тактических приемов применяемых тхэквондистами тяжеловесами в спортивном поединке [1,13,17,19,20,22]. На основании выявленных особенностей организма спортсменов подбирались средства и методы, способствующие повышению уровня тактико-технических приёмов и результативности в поединке и на тренировочном занятии.

3. Контрольные испытания

Контрольные испытания проводились по тактико-техническим характеристикам на тренировочных и соревновательных спаррингах тхэквондистов тяжеловесов в г. Москве, в г. Кстово Нижегородская обасть, г. Минске Беларусь, г. Ульяновске, г. Челябинске. А так же анализировались видеозаписи ведущих тяжеловесов Европы и Мира. В процессе просмотра анализировалась тактико-технические характеристики, где оценивалась эффективность и точность выполнения атакующих действий, время выполнения приема, эффективность защитного действия, эффективность тактического приема, тактического хода и комбинации. Сравнивались тактико-технические действия легковесов, средневесов и тяжеловесов.

Для анализа статических материалов была разработана таблица, в которой отмечались все тактико-технические действия по времени и качеству выполнения (См.приложение № 1).

Учитывалось количество атакующих действий, точных качественных попаданий, и рассчитывался процент поражения цели. Цифровой материал записывался в протоколы. Форма технического протокола прилагается (См.приложение № 2).

Всего проанализировано 24 спортсмена.

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке.

При этом использовалось сравнение специализированных тестов, характеризующих технические показатели тхэквондиста.

Педагогический эксперимент.

Исследования проводились в течение сентябрь 2021 - апрель 2024 года на базе спортивных команд ЦСКА г. Москвы, сборных команд Москвы, сборных команд России.

В исследовании принимали участие спортсмены уровня 1 разряда и выше. Всего проанализировано 30 поединков. Все спортсмены по гендерному составу мужчины в возрасте от 18 лет до 32 лет. Вес участников эксперимента от 82 кг до 110 кг.

В период с сентября по декабрь 2021 года проводилось конспектирование поединков спортсменов тхэквондистов в тяжелых весовых категориях. Все исследуемые респонденты занимались по своим индивидуальным планам.

В декабре по итогам результатов исследования была сформирована экспериментальная группа из трех тхэквондистов тяжеловесов. В контрольную группу вошли пять тхэквондистов тяжеловесов из разных регионов России, с которыми регулярно осуществлялась связь и была реальная возможность анализа их соревновательных поединков.

– контрольная группа 5 человек

– экспериментальная группа 3 человека.

В экспериментальной группе занятия проводились по разработанной нами методике с учетом результатов исследования.

В контрольной группе обучение проводилось по общепринятой методике (рассказ, показ, выполнение технических и тактических приёмов).

Во время проведения эксперимента велась целенаправленная работа над использование тактико-технических особенностей ведения соревновательного поединка в тяжелых весовых категориях.

После педагогического эксперимента, который длился до апреля 2009 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное обследование показателей тактико-технических действий тяжеловесов во время соревновательного спарринга.

Совершенствование техники и тактики ведения боя с партнерами разного стиля и манеры.

Средства: - Практиковать бой с партнерами активного силового стиля, уметь держать с ними дальнюю дистанцию, при продвижении такого тхэквондиста вперед контратаковать прямыми ударами, сохраняя нужную дистанцию.

- Совершенствовать короткие жесткие удары на встречу;

-Подбирать партнёров по ростовым и весовым характеристикам.

- Подбирать партнёров по манере ведения поединка.

- Подбирать партнеров по квалификации и опыту соревновательной практики.

- Облегчение выполнения тренировочных задач для основного спортсмена (партнер способствует выполнению заданных техник).

- Определение тактических ситуаций поединка (протектор, лапы, пары, бой с тенью).

- Отработка тактических стандартных и не стандартных ситуаций.

- Для совершенствования техники и тактики ведения боя против партнера контратакующего стиля подбирать партнеров контратакующего стиля, практиковаться в умении быстро сближаться и активными действиями подойти на такую дистанцию, где бы партнер не мог проявить свои качества быстроты и не сумел контратаковать.

- Научиться вызывать партнера на атаку, самому быстро контратаковать, обеспечив надежную защиту.

- Тренироваться в обманных действиях, нанесении опережающих ударов.

- Провокации на атаку.

- Ограничение технических действий (работа одной ногой, определённый удар, в одной стойке, в одном направлении, на месте).

- Разрядка накала поединка за счёт пассивной ситуации.

- Смена темпа и ритма поединка.

Задача 8 Клинч, ближний бой.

Средства: - Вход в клинч:

встречное действие для прекращения атаки и активных действий соперника;

Безопасное завершение результативной атаки;

Вход в клинч для провокации действий соперника для выхода за ковер у края площадки;

Отработка времени в клинче для

удержания инициативы

.

Выведение соперника из психологического равновесия.

Изменение рисунка поединка.

Выход на свою ударную дистанцию.

Блокировка действий соперника.

Движения корпусом, воздействующие на изменение положения тела соперника в удобное положение для атаки.

Задача 9 Совершенствование техники и тактики обыгрывания партнера.

Средства: - Анализ соревновательных поединков по видеозаписям.

- Использование соревновательных правил (провокация выхода за площадку, падения соперника, провокация захватов, запрещенные удары, не спортивное поведение).

- Упражнения, вольные и условные бои для обучения легкому передвижению по ковру, умелому уходу от края площадки.

- Овладеть навыками нанесения встречных и ответных ударов, самому быть маневренным, подвижным, быстро атаковать одиночными ударами, пользоваться финтами, а при сближении стараться блокировать действия партнера, наносить удары любой конечностью, из разных положений быстро и точно.

- В произвольных боях с партнером добиваться выполнения поставленных задач с учетом сил и возможностей партнера.

- Тренироваться в ведении боя на всех дистанциях с партнерами разного стиля и манеры.

- Совершенствоваться в повторности атак и контратак.

Задача 10 Совершенствование техники защитных действий.

Средства: - Совершенствование защитных действий в разных дистанциях от ударов ногами на месте, на выходе, на смещении;

- Защита от одиночных, двух, следующих друг за другом, и серий. В зависимости от дистанции, быстроты и количества ударов выбирать наиболее надежную форму защит руками (блоками), ногами (подставки), уклонами, передвижением или комбинированные действия с контратаками.

- Ограничение защитных действий в исполнении руками.

- Ограничение защитных действий в пространстве (защита на месте, с одним шагом, в одном направлении, в положение сидя или стоя на коленях).

Задача 11 Совершенствование навыков ближнего боя.

Средства: - В каждом тренировочном занятии уделять три-четыре раунда ближнему бою.

- Тренироваться лучше с партнером, умеющим вести ближний бой.

- Научиться входить в ближний бой (маневрирование на малой дистанции с целью гасить удары соперника), блокировать удары партнера, самому активно действовать акцентирующими ударами.

- На мешке и пятачковых лапах тренироваться в нанесении коротких хлёстких ударов в голову и туловище с передней ноги.

- Вход в клинч и выход из него.

- Отработка точных и хлёстких ударов по лапам на ближней дистанции, с одновременным контролем дистанции помощником.

Задача 12 Совершенствование обманных действий во время атак

Средства: - Теоретическое объяснение финтов и обманных действий.

- Обучение обманным действиям руками, туловищем, передвижением.

- Выполнение обманных действий в парах по заданию.

- Анализ действий соперника и логическое обоснование возможных последующих атак.

- Выполнение установок тренера на финты по заданию в ходе отработки тактических действий и во время соревнования.

- Определение уязвимых мест противника, характерных реакций на удары в разные уровни, для отвлечения внимания и раскрытия зон поражения, быстро и решительно атаковать действительными ударами.

Задача 13 Овладение техникой и тактикой ведения боя с противниками, спаррингующимися в противоположной боевой позиции

Средства: - Упражнения в бою с тенью перед зеркалом, практиковать обманные действия в учебном бою с партнером

- На каждом тренировочном занятии упражняться в изучении и совершенствовании приемов боя с тхэквондистами с правосторонней стойкой и левосторонней (если таковых нет, надо попросить партнера с обычной стойкой поработать в этом положении).

- Чаше проводить учебный бой с партнерами разных боевых позиций.

- Периодически тренироваться с партнерами, работающими в противоположной боевой позиции, как в парах по изучению отдельных приемов, так и в условном и вольном боях.

- При смене стоек соперником начинать атаки, не дать сопернику принять устойчивое положение для защиты.

Задача 14 Повышение общей дисциплины боя

Средства: - Придерживаться правил в тренировочных боях и не допускать технических ошибок, которые на соревнованиях могут привести к травмам, предупреждениям и дисквалификации.

- Во время условных и вольных боев практиковать учебное судейство на додянге строго по правилам.

- Применять дисциплинарные меры к нарушителям дисциплины.

- Объяснять степень ответственности за будущий результат.

Все поставленные задачи с использованием обозначенных средств применялись в учебно-тренировочном процессе при тренировке тхэквондистов - тяжеловесов экспериментальной группы.

Глава 3.2 Результаты исследования тактико-технических действий тяжеловесов в спортивном поединке

Анализ поединков тяжеловесов показал следующее. Все спортсмены применяли два способа действий.

Действия от атаки.

Действия от обороны.

Действия от атаки осуществлялись одиночным ударом, комбинациями из двух и более ударов и ударами с финтами для отвлечения внимания соперника.

Действия от обороны выполнялись по сложившийся ситуации при выжидании атаки соперника и провокацией атаки (открытие зачетной зоны для атаки, ложные выпады, провокации к активным действиям).

Таблица № 2 Количество тактико-технических действий тяжеловесов тхэквондистов в рассмотренных соревнованиях (n = 24)

№ п/п

тактико-технические показатели в поединке в тхэквондо

Кол-во

Результа-

тивность, %

Действия от атаки

70

70

1

Ударное нападение

28

38

2

Маневренное нападение (серия)

17

15

3

Атаки с финтами

25

17

Действия от обороны

30

30

4

Выжидательная оборона

18

15

5

Провокации на атаку

12

15

Всего:

100%

100%

Технико-тактический анализ позволил нам установить, что для тхэквондистов тяжеловесов характерно использование 14 компонентов из пяти манер ведения боя: ударное нападение, маневренное нападение, выжидательная оборона, провокационное маневрирование и атаки с финтами (См.таблицу № 4).

Манера ударного нападения включает в себя три доминирующих компонента: нападение с места, нападение сериями, обоюдное нападение одиночными ударами.

Таблица № 3 Количество тактико-технических действий в соревновательной практике тхэквондистов тяжелых весовых категорий (n = 24), количество поединков 30

п/п

Тактико-технические действия тхэквондистов тяжеловесов в поединке

Общее

кол-во действий

Объем

в %

Эффект. в %

К.г.

Э.г.

К.г.

Э.г.

К.г.

Э.г.

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Имитация атаки

152

152

67

71

14,6

14,6

14,6

14,6

-

-

-

-

Атака одиночным движением

195

195

75

78

5,7

5,7

5,7

5,7

15

14

15,5

18,5

Вызов противника на преждевременное

выполнение маневра и контратака

89

89

49

52

9

10,6

10,6

10,6

5,6

5,6

5,6

7,8

Вызов противника на преждевременное

выполнение удара и контратака

98

98

38

43

6,4

6,4

6,4

6,4

3,2

3,2

3,2

6

Защита от атаки на месте

56

56

26

33

0,7

0,7

0,7

0,7

67

67

67

9

Защита от атаки на отходе

78

78

71

75

1,5

1,5

1,5

1,5

81

81

81

88

Имитация защиты

44

44

22

20

0,9

0,9

0,9

0,9

4

4,3

4,2

6,3

Использование окончания атаки противника

51

51

10

32

5,4

5,4

5,4

5,4

4,4

4,4

4,4

5

Атака во время постановки ноги соперника

после удара

76

76

52

65

6,7

6,7

6,7

6,7

5,1

5,1

5,1

7

Атака после блока от удара

34

34

23

33

3,2

3,2

3,2

3,2

3

3

3

6

Атака руками на встречу

8

8

4

8

1,3

1,3

1,3

1,3

5

5

5

6

Вызов на атаку раскрытием ударной

поверхности

79

79

45

65

6,8

6,8

6,8

6,8

8

8

8

11

Атака комбинациями

43

43

26

47

0,9

0,9

0,9

0,9

34

34

34

52

Провоцирование вхождением в опасную дистанцию

122

122

72

84

11,2

11,2

11,2

11,2

11,3

11,3

11,3

14

Проваливание после удара

67

67

43

44

7,9

7,9

7,9

7,9

7,8

7,8

7,8

9,1

Обмен ударами

88

88

35

28

5,5

5,5

5,5

5,5

31,1

31,1

31,1

34

Итого:

1652

1652

658

778

100

100

100

100

Нападение с места (частота применения - 18,5%, результативность общая — 2,3%) осуществляется в основном ударами «доллео чаги» и «пада чаги», реже ударом «нерио чаги». Так как в тхэквондо оценивается звук от удара — хлопок, поэтому удар должен быть скоростным при ударах в туловище, а при ударе в голову, удар может быть еще и концентрированным. Успешность проведения ударов в поединке обеспечивается за счет проведения угроз начала удара, провоцирования и вызов соперника для проведения контратак. Обыгрывание противника осуществляется на уровне принятия и отмены решения проводить действие. Нападение сериями (частота применения - 2,3%, результативность общая - 0,3%) единоборцы осуществляют в основном ударами «пада чаги» и «доллео чаги». Преобладают серии, состоящие из двух ударов. Также спортсмены проводят обоюдные серии и серии после атаки противника. Проведение серий ударов заставляет противника реагировать с выбором, что при выполнении нескольких последовательных ударов увеличивает шансы получить оценку.

Таблица № 4 Частота применения технико-тактических действий и их результативность во время ведения поединка в тхэквондо спортсменами-тяжеловесами

№ п/п

Манера ведения поединка

Доминирующий компонент

Частота применения

Результативность (%)

1

УДАРНОЕ-НАПАДЕНИЕ

Нападая с места

18,5

2,3

Нападая сериями

2,3

0,3

Обоюдное нападение одиночными ударами

б

1,4

2

МАНЕВРЕННОЕ НАПАДЕНИЕ

Нападая в «степе»

19,6

2,2

Нападая в «челноке»

4,3

0,8

Нападая маневренно — ударно

8,5

0,8

3

ВЫЖИДАТЕЛЬНАЯ ОБОРОНА

Контратакуя сериями

1,2

0,5

Выжидательно на месте

16

0,6

4

ПРОВОКАЦИОННОЕ МАНЕВРИРОВАНИЕ

Провоцируя «степом»

11,3

0,8

Провоцируя «челноком»

2,2

0,8

Провоцируя боковым маневром

0,6

0,2

Позиционно маневрируя

3,8

0,3

5

МАНЕВРЕННОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

Уклоняясь от атак

3,2

-

Разрушая атаки

2,3

Обоюдное нападение одиночными ударами (частота применения - 6%, результативность общая - 1,4%) проводилась чаше ударом «доллео чаги», так как он не очень сложен для технического выполнения и чаще других ударов оценивается судьями. Спортсмены, тяжеловесы предпочитали выполнять удары в обоюдном нападении, уверены в скорости своих реагирований и обладали способностью в простом реагировании проводить встречные атаки, владели одновременным отклонением ударной поверхности от траектории движения противника.

Манера маневренного нападения характеризуется применением нападения в «степе», в «челноке» и нападения «маневренно-ударно».

Нападение в «степе» (частота применения - 19,6%, результативность - 2,2%) осуществлялась с использованием ударов «доллео чаги» в туловище и в голову. Удар «ти чаги» в «степе» использовался реже.

Это связано с тем, что атакующий спортсмен начинал выполнение атаки на подъеме противника вверх и для этого он изменяет ритм «степа» с 1 — 2 (асинхронный подъем) на ритм степа 1 - 1 (синхронный подъем) в дистанции большей, чем нужно для проведения удара «ти чаги». Удар «нерио чаги» чаще проводился с предварительным обманом противника проведением бокового удара. Защита противника против бокового удара являлась эффективной, а против «нерио чаги» нет, так как он позволял поражать противника на большей дистанции.

Нападение в «челноке» (частота применения — 4,3%, результативность общая — 0,8%) осуществлялась в большей степени применением удара «пада чаги» и серий на основе удара «пада чаги». Это связано со скоростными характеристиками этого удара, а ситуация взаимодействия в «челноке» связана с выбором благоприятного временного промежутка при сближении спортсменов. Удар «доллео чаги» чаще проводился в голову или в комбинациях. Удар «йоп чаги» проводится как подготавливающий удар и по своим характеристикам является силовым толкающим ударом. Чаще он проводился ближней ногой по отношению к сопернику.

Нападение маневренно-ударно (частота применения - 8,5%, результативность общая — 0,8%) проводился с глубоким маневрированием набеганием, натиском, преследованием. Основные удары, характерные для данного компонента это «доллео чаги» и «пада чаги», эти же удары являются основой серий и комбинаций

Манера выжидательной обороны предполагала использование контратак сериями и обороны выжидательно на месте. Контратаки сериями (частота применения - 1,2%, результативсть общая - 0,5%) спортсмены чаще осуществляли использованием удара «пада чаги». Контратаки сериями проводились как в ответ на окончание атаки противника и постановкой ударной ноги на доянг, так и как встречные атаки. Удар «пада чаги» является самым скоростным ударом в тхэквондо и поэтому он становится наиболее результативным в контратаке. Выжидательно на месте — один из основных компонентов выжидательной обороны (частота применения — 16%, результативность общая - 0,6%), поединок велся с использованием контрударов с разворотом и поворотом - «ти чаги», «ти хурио чаги». При проведении спортсменом ответных атак использовались удары «пада чаги» в туловище и «доле чаги», «нерио чаги» в голову.

Манера провокационного маневрирования предполагала использование провоцирования «степом», «челноком», боковым маневром, позиционного маневрирования. Провоцирование «степом» (частота применения - 11,3%, результативность общая - 0,8%) спортсмены подготавливали ситуацию сближения или взаимного сближения с соперником, реже сохранения глубины дистанции. Основным ударом при использовании данного компонента являлся «ти чаги» и «тихурио чаги». Вызовы и провокации определяли поведение спортсменов в этой манере ведения боя.

Провоцирование боковым маневром (частота применения — 0,6%, результативность общая-0,2%) осуществлялся для ухода с линии атаки соперника и проведения встречной атаки или контратаки. Выполняется достаточно редко и, в основном, это тактико-техническое действие применяли спортсмены с высоким уровнем техники и достаточным соревновательным опытом.

Позиционное маневрирование (частота применения - 3,8%, результативность общая- 0,3%) осуществлялась в основном, используя «убегание» или избегание противника, и характеризуется проведением ответной атаки на постановку ближней ноги противника или на остановку ноги противника после удара. Основным ударом является «доллео чаги» и основной серией являются удары «пада чаги».

Манера использования маневренного отступления реализовалась применением уклонения от атак и разрушение атак соперника. Уклонение от атак (частота применения - 3,2%) осуществлялась в основном отшагиваем, реже от отклонением туловища.

Разрушение атак (частота применения - 2,3%) осуществлялось с помощью сближения с противником, с вхождением в клинч, имитацией ударов. Разрушение атак встречалось реже, чем отклонение от атак по причине преобладания ударов «доллео чаги» и «пада чаги», которые являются скоростными ударами, а удары «ти чаги», «ти хуриочаги», «нерио чаги», для проведения которых осуществляется сближение, проводились реже.

ВЫВОДЫ

На основании выполненной исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

Теоретический анализ научно-методической литературы выявил формы и средства разбора тактико-технических действий тхэквондистов – тяжеловесов во время соревновательного поединка.

Наиболее практически достоверны, оказались результаты тяжеловесов при выполнении атакующих действий техникой одиночного удара ногами при выполнении маневрирования.

За время эксперимента тактико-техническая подготовка экспериментальной группы улучшилась, что сказалось на результатах

в

соревнованиях

.

По результатам проведённого

анализа

показатели спортсменов экспериментальной группы оказались выше, чем показатели контрольной группы. Анализируя

полученные данные

можно констатировать, что

предложенный подход к построению учебно-тренировочного процесса эффективен

.

Индивидуализация ТТД спортсмена способствует более эффективному ведению поединка.

Срока в четыре месяца на проведение эксперимента недостаточно для получения достоверных данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Головихин Е.В. Тхэквондо для лиц с ПОДА (раздел

керуги

) :

учебно-методическое пособие. / Е.В. Головихин,

Ю.Ю.

Жуков. -

Москва :

Ridero

, 2019. - 134 с.

Головихин Е.В. Профессионально-личностное становление спортсменов в условиях организации педагогической поддержки (на примере каратэ кёкусинкай

) :

диссертация. / Е.В. Головихин. -

Ульяновск, 2002

. - 126с.

Головихин Е.В. Особенности формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов (на примере сборной команды России по тхэквондо ВТФ

) :

учебно-методическое пособие / Е.В. Головихин, В.И. Воробьев, А.П. Ефремов, А.В.

Лашпанов

. –

Москва :

СТР(ВТФ), 2007. - 217с.

Головихин Е.В. Программа по тхэквондо (ВТФ

) :

программа спортивной подготовки для образовательных учреждений (ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, федерации,

спорт.клубы

и др. юридические организации занимающиеся дополнительным образованием). –

Москва :

СТР (ВТФ), 2007. - 155с.