Обучение чтению методом глобального чтения в начальной школе

Буракова Татьяна Валериевна,

учитель английского языка, специалист I категории

Аннотация

Обучение чтению в начальной школе – одна из важнейших задач для учителя. Реализация этой задачи возможна с применением различных методов. В последнее время в обучении иностранным языкам все чаще применяется метод «глобального чтения» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова. Изучению этого метода и посвящена настоящая статья.

Освоение иностранному языку должно происходить на основе адаптации ребенка к условиям иноязычной среды. Адаптация ребенка должна носить бесстрессовый характер, поскольку мы понимаем, что ребенком движет естественная любознательность и самая страшная ошибка пресечь этот естественный ход каким-нибудь насильственным приемом.

В настоящее время практически все учебные пособия разрабатываются с учетом особенностей детского развития. И это вселяет оптимизм. Вот и в школу пришел учебно-методический комплекс «Английский в фокусе», который разработан совместными усилиями лучших зарубежных и российских педагогов, известных результатами своих педагогических экспериментов.

Однако одного учебного пособия, как показывает практический опыт, недостаточно для успешной реализации поставленных задач. Немаловажную роль в процессе обучения, и с этим никто спорить не станет, играет учитель. Именно непонимание учителем поставленных задач и отсутствие понимания того, как реализовывать эти задачи, приводит к тому, что мы «гребем новые листья старыми граблями».

Кроме непонимания учителя, мы сталкиваемся с непониманием родителя. Родители наших учеников понимают процесс обучения академически. А именно: обучение языку должно быть построено на изучении правил. При этом родители забывают, как они сами в своем детстве освоили язык (свой родной) без всяких правил в полном объеме. Механизм освоения языка никаким образом не зависит от того, какой это язык: родной или иностранный.

И в конце цепочки этих непониманий, мы видим обескураженного ребенка, который недоумевает, что это такое открытый или закрытый слог, что такое личное местоимение, и почему он должен его отличать от указательного. В итоге всех этих непосильных, непонятных и скучных мыслительных процессов, ребенок теряет интерес. А мы теряем ребенка как ученика.

Для меня очень важно не потерять ребенка в его естественном «любознании».

В настоящем статье я предлагаю остановиться на вопросе обучения чтению в начальной школе. Это очень важно, поскольку современное обучение иностранному языку должно носить комплексный характер. А это значит, что оно должно протекать одновременно во всех речевых аспектах: восприятие на слух, устная речь, чтение и письмо. И в случае школьного обучения мы имеем не последовательность этих процессов, а их одновременность. И уже с первых уроков английского наш учащийся должен начинать читать.

В УМК «Английский в фокусе», впервые (как отмечают методисты), обучение чтению происходит по методу, который называется «глобальное чтение» (whole-word reading), основанному на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова.

По Википедии, автором метода глобального чтения считают американского нейрофизиолога Гленном Доманом.

Суть этого метода заключается в том, что ребенок на протяжении длительного времени регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения.

При этом мозг ребенка самостоятельно обрабатывает информацию и вырабатывает технику чтения любых слов и текстов. Этим способом обучают особых детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала в США (Институт Домана).

Проще говоря, глобальный метод обучения чтению, более естественный для детей, ведь он строится по тем же законам, что и обучение устной речи. Мы же не объясняем ребенку состав слова и правила его изменения по родам и числам, когда учим его говорить.

Мозг ребенка самостоятельно накапливает достаточное количество информации и начинает ее анализировать, искать закономерности. Именно это стало основой глобального метода обучения чтению и, впоследствии, письму.

В учебниках «Английский в фокусе» звучащее слово и его написание предъявляются ученику много раз (оно звучит на диске, написано в учебнике, рабочей тетради и на карточках). Дети, которые научились читать таким методом, быстро овладевают чтением и предложений, они редко делают орфографические ошибки.

Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть буква - звук - слог - слово) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность.
Вот почему многие специалисты настойчиво рекомендуют отказаться от вербально-фонемного принципа овладения чтением как технологии, закрепощающей ребенка и негативно отражающейся на его психомоторном развитии и здоровье.

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга – правополушарность, левополушарность и двуполушарность. Естественно, мозг работает как единое целое, но преобладание в работе полушарий отмечается. Доминирование левого полушария – обработка вербальной информации, аналитическое мышление или словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование знаковыми системами; доминирование правого полушария – обработка невербальной информации, воображение, параллельная обработка информации или конкретно-образный тип мышления, развитое воображение.

По данным многочисленных исследований, у детей в период формирования мозговых структур, а это вплоть до 7-9 и даже, по некоторым данным, 10 лет – функции правого полушария, как правило, доминируют. Это эмоциональность, впечатлительность, наглядно-образное мышление; подвижность; неустойчивость внимания – дети запоминают то, что интересно. Таким образом, у детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления ГЛОБАЛЬНО, они как бы фотографируют слово, им трудно понимать многочисленные правила чтения. Эта способность позволяет ребенку справляться с огромным потоком информации.

Заставляя ребенка работать с любыми знаковыми системами - буквами, схемами, транскрипциями, условными обозначениями - мы апеллируем к логико-знаковому мышлению, которое еще не сформировано у детей.

После анализа курса учебников Spotlight 2 можно условно подразделить процесс обучения чтению на три основных этапа: чтение алфавита, накопление зрительного образа слов и практическое применение полученных навыков чтения. Для успешного овладения учениками навыками чтения с использованием методики глобального чтения необходимо пользоваться тематическими плакатами к учебнику, карточками со звуками и транскрипционными знаками, флэш-картами с изображением изучаемого лексического материала, а также набором слов, которые отпечатаны крупным шрифтом по каждой теме учебника.

Более подробно средства обучению чтению я описала в своей презентации «Реализация метода глобального чтения на начальном этапе обучения».

В конце хотелось бы еще раз обобщить преимущества глобального метода обучения чтению:

Преимущества метода глобального чтения:

Нет замены и смешения звуков при чтении,

Отсутсвует

побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова,

Нет искажения звуко-слоговой структуры слова

Нет нарушения понимания прочитанного

Нет аграмматизмов при чтении.

Метод активизирует работу обоих полушарий головного мозга, улучшает интеграцию мозга, что также способствует устранению признаков дислексии

В результате обучения методом глобального чтения ребенок может:

читать текст целыми словами бегло и выразительно, с пониманием смысла прочитанного,

читать целое слово,

прочитывать совсем уж сложные и незнакомые слова по слогам или складам,

распознавать отдельные буквы (а также определяет какие звуки они обозначают в данной ситуации)

Хочется заверить сомневающихся, что все обозначенное выше, вполне осуществимо. Надо просто не использовать старые методы в решение новых задач и реализации целей обучения. И подходить к обучению как к ориентированному на личность с точки зрения этой самой личности со всеми ее возрастными особенностями развития.

Литература

1. Андреева Л.В. Сурдопедагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 371 с.

2. Кацуба Ж.А. Метод глобального чтения в обучении грамоте у детей с нарушениями речевого развития. Пособие для специалистов и родителей. – М.: В. Секачев, 2015. – 212 с.

3. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: Просвещение, 2001. - 155 с.

4. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей: Методическая разработка -М.: Теревинф , 2012 – 120 с.

5. Методика раннего развития Глена Домана. От 1 до 4 лет.- М: Издательство «Э», 2017. – 170 с.