* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

ВСТУПЛЕНИЕ

Как же радуется душа, когда проезжаешь по разным городам и сёлам, а в них возвышаются православные храмы, колокольни...

Не все сохранились храмы, многие превратило время в руины. Но даже там, где от храма не осталось и пригорка камешка, ангел в небесах служит Литургию. По нашему забвению уже и в памяти не сохранились эти места. Как правило, эти земли распахали, и теперь там поля, а кое-где , по памяти старожилов, поставили только православные кресты - как напоминание потомкам о святом месте, о Доме Божьем.
Но давайте прямо сейчас отправимся по дороге — одной из многих в Липецкой области. Которая расскажет нам историю.

Есть в селе Ивановка Добринского района удивительный для наших мест храм с колокольней. Раньше это село называлось Лодыгино - по фамилии её владельцев, предков выдающегося учёного Александра Николаевича Лодыгина. Да-да, именно того, кто изобрёл лампочку накаливания.

И вот на средства владельца (в 18 – 19 веках эти земли принадлежали Петру Лукичу Вельяминову, потомку основателя Усмани), Степана Вельяминова, начинается строительство храма. Храм строился ещё и с «тщанием прихожан».

СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО...

И вот строительство завершено. Первая Литургия! Радость переполняла души людей, ведь каждый по силам, от чистого сердца сделал своё пожертвование в строительство Дома Божия.

И какие красивые названия были у деревень, что относились к этому приходу! Первое и Второе Архисвятское, Богохранимое, Первая Фоновка, Миролюбовка, Зелёновка (теперь это деревня Софьино). Из архивных данных известно, что приход Предтеченской церкви открыт в 1796 году, а каменная холодная церковь построена в 1836 году на средства прихожан. По данным 1893 года престолов было два: главный и придельный— св. Николая Чудотворца. По данным 1911 года престолов уже три: главный— во имя Зачатия Иоанна Предтечи, придельные — правый, во имя св. Николая Чудотворца, левый — во имя св. Пантелеимона.

В архивах 1876 года отмечен один престол — Космодамиановский в селе Средняя Лукавка. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году — Михаилом Преображенским. Церковным старостой в те годы был  крестьянин - собственник Бородин.

В 1893 году у Предтеченской церкви села Ладыгино-Ивановское появился свой штат. Священнику Матфею  Феодоровичу Беляеву всего 29 лет. Он студент, награждён набедренником. Псаломщик-диакон Андрей Иванович Андреев — уже пожилой, ему 62 года. Число жителей села мужского пола составляло 678 человек, женского -731, великороссы, земледельцы (это данные на 1911 год). При храме была и школа, в которой обучались ребятишки.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

И вот наступает 1917 год. Революция. И храм подлежит разрушению.

Но у нас сохранились небольшие воспоминания Анны Дмитриевны Краснобаевой. Сейчас она проживает в с. Ивановка недалеко от храма. Вся родня Краснобаевых была воцерковлённой. Дедушка Анны Дмитриевны, Семён Кузьмич, служил псаломщиком при храме и истопником до его закрытия. Умер он в возрасте 90 лет, похоронен на Ивановском кладбище.

Родня (они жили через дорогу) изготавливала свечи для храма. К сожалению, дедушку Аннушка плохо помнит. Запомнилось ей, что он был добрым, с седой бородой. Вот оно как в жизни бывает, остаются в памяти людей доброта и любовь!

Запомнила Анна Дмитриевна и то, что рассказывал ей отец, Дмитрий Семёнович Краснобаев, участник Великой Отечественной войны. С детства Аннушка была любознательная, а отец любил свою дочку, часто брал с собой на работу.

Дмитрий Семёнович вернулся с войны с тяжёлым ранением в ногу. Осколки выходили до последних дней его жизни, ногу приходилось постоянно обрабатывать и перевязывать. Но несмотря на постоянные боли фронтовик работал в колхозе учётчиком, был заведующим на нефтебазе. Грамотный, верующий, он много читал, был уважаемым человеком на селе, впрочем, как и весь род Краснобаевых.

«Папа рассказывал, что в их доме постоянно останавливались прихожане из других деревень, когда в храме на большие праздники была ночная служба. Всем были рады, всех привечали, кормили, укладывали спать. Дедушка, Семён Кузьмич, всегда говорил, что женщины укладываются спать дома, а мужчины - в холодном коридоре. Люди шли в этот дом с радостью, зная, что их всех обогреют и приютят, добрым словом обласкают» - вспоминала Анна Дмитриевна.

В доме читали и пели молитвы, жили со словом Божьим на устах. После закрытия храма дедушка доживал дома, его не затронула репрессия. А вот о судьбе последнего священника Предтеченского храма Аннушка ничего не знает.

Мы уже знаем, что поначалу храм был приписным к храму из с. Средняя Лукавка, это в нескольких километрах от Ивановки. Здесь сохранились сведения о судьбе священника. Вот они.

Среди сонма святых Церкви Русской находятся и те, имена которых пока не вошли в Собор новомучеников. Но по тому подвигу, который они понесли в жизни, почитаются подобно другим мученикам.

К таким героям духа Русской Церкви относится и отец Павел Архангельский. Во время коллективизации в 1929 году он был подвергнут аресту и обвинён в том, что в присутствии односельчан высказывал недовольство политикой правительства в вопросах хлебозаготовок. Его приговорили к заключению в концлагере на три года.

В 1937 году гонения на Церковь особенно усилились. И священника снова арестовали по ложному обвинению и приговорили к заключению на 10 лет. В том же году были арестованы и приговорены к расстрелу его отец – иерей Василий Архангельский, служивший в храме села Хрущевка Липецкого района, и брат – иерей Николай Архангельский, служивший в храме села Таволжанка Грязинского района.

Находясь в заключении, отец Павел писал родным о тяжелых условиях и ухудшении своего здоровья. Последнее письмо от него пришло в 1943 году, из заключения он не вернулся. Семья батюшки после ареста кормильца находилась в бедственном положении – не было жилья, матушку Ольгу не брали на работу. Она страдала сердечной болезнью и вскоре скончалась.

СОРВАННЫЕ КОЛОКОЛА

В 1937 году в Средней Лукавке произошло горькое событие — по указу вышестоящих властей закрыли церковь. Вначале её хотели разобрать на кирпичи. Но из этой затеи ничего не вышло: раствор держал намертво. Тогда местное начальство приказало сорвать колокола.

«Когда на землю со стоном упал главный колокол, — вспоминала М.Ф. Голобокова, — внутри у меня что-то ёкнуло, да так и по нынешнюю пору болит… Прекрасные иконы выбросили на улицу, потом ими топили костры. В самой церкви чего только не было: склад, мельница, зернохранилище, склад удобрений…»

А что же было с храмом Зачатия Иоанна Крестителя (Предтеченский храм)?.. С этим вопросом мы тоже обратились к Анне Дмитриевне Краснобаевой. Ей тяжело вспоминать те события. Нашлись молодцы, которые по-лихачески скинули купол с крестом на землю. Осознали, что натворили, лишь тогда, когда все до единого заболели туберкулёзом и в скором времени умерли. Была и семья, которая забрала себе кирпичи из поваленных колонн перед храмом и сделала пристройку для личных нужд.

Последний звон колоколов,

Последний возглас для народа.

Грех… Искажение умов…

А как же, люди, жить без Бога?..

Храм опустел, прихода нет…

В сердцах смятение, тревога.

Нет… Литургии в храме нет

Лишь ангел в небе славит Бога.

Учителя запрещали ребятишкам заходить в оскверненный храм, чтобы там не безобразничали, не хулиганили. Поэтому часто было так: любопытные детские глазёнки сквозь щели разглядывали, а что там теперь?

КЛУБ, ЧИТАЛЬНЯ, ЗЕРНОСКЛАД

Сначала сделали клуб. Правда, Аннушка не помнит, чтобы там были танцы. Но вспоминает, что приезжал киномеханик и крутил фильм. Летом натягивали экран на двери, и зрители сидели на улице, все приходили со своими стульчиками. Потом сделали избу-читальню. А потом зерносклад. Здесь женщины сеяли зерно на семена, стояла мельница, мололи комбикорм. А в алтарь, который справа от Царских Ворот, сгрузили дуст, хлорофост. Когда ветер дул в сторону села, чувствовался ужасный запах. Даже сквозь года он остался в памяти Анны Дмитриевны!

Со временем из храма вывезли всё. Храм рушился изнутри. Деревянные стропила люди разносили по домам - топить печки.

СЕГОДНЯ

Каждый год школьники убирают территорию возле храма, глава администрации сельского поселения окашивает бурьян. Уже несколько лет подряд, начиная с 2015 года, проводится водосвятный молебен в храме с чтением акафиста. В храме жители села Дубового, Софьина и Ивановки наводили порядок. Да, там были иконы, но увы, только те, которые принесли жители. Иконы из храма не сохранились.

А что же сегодня с храмом? Он так же продолжает разрушаться?.. Фермер Илья Александрович Шестопалов решил восстановить разрушенную святыню. Однако храм состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения. Чтобы начать восстановление, необходим специальный проект.

А в 2023 году храм и прилегающую к ней колокольню законсервировали и ключи передали на хранение в Липецк. Поэтому теперь люди могут навести порядок лишь возле храма, а акафист пропеть в действующем храме с. Пушкино. Фермер Илья Шестопалов даёт транспорт всем, кто хочет добраться в Пушкино.

ПОЧТИ ВОЛШЕБСТВО

Вспомнила Анна Дмитриевна и случай, который произошёл в 2000-х годах. Купила дом Краснобаевых семья из Липецка. Назовём только имя женщины - Надежда. Так вот, у супругов не было детей по причине плохого здоровья. Врачи надежд не давали. Но семья пожила в Ивановке какое-то время, и у них родилась двойня – мальчик и девочка, а через некоторое время Господь послал ещё малыша. Удивлению их не было предела! Сама Надежда говорила: «Место здесь какое-то святое»! «Да,- с радостью отвечала Анна Дмитриевна. - Дом, в котором вы живёте, намоленный, там много лет звучала молитва. Это дом моих родственников». С радостью и со словами благодарности вернулась многодетная семья в Липецк.

А вот случай, свидетелем которого была сама. Как всегда, в июле мы приготовили храм, убрали всю поросль, привезли столы, ёмкости с водой для молебна. Людей было немало, даже из соседних сёл приехали помолиться. А лето выдалось жаркое, дождей не было. И вот во время чтения акафиста Иоанну Крестителю, с открытого купола при ясном-то солнышке на стоящих в храме посыпались дождинки. Причём за храмом ни одной капельки не упало...

Поговаривают люди, что под церковью есть подземный ход, который ведёт к реке. Но эту версию никто не проверял. Кто ж осмелится в храме копать? Да и зачем нам этот ход. У нас одна дорога - к храму!