* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 «Звездочка» г.Воркуты

«Челядьöс 18№-а видзанiн»

«Звездочка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркуты

«Театрализованная деятельность, как средство коррекционной работы с детьми с ОВЗ»

Петрова Наталья Валерьевна

Музыкальный руководитель

1 квалификационная категория

Воркута 2024

«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Л.С. Выготский

Утро… Ты спешишь на работу, по дороге едва успевая отвечать на приветствия - это идут в школу твои бывшие выпускники, родители твоих малышей. Ты - музыкальный руководитель. В твоей профессии соединены два самых больших чуда - дети и музыка. От тебя зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества личности ребенка: душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному.

В этой статье мы поговорим о детях, об «особенных» детях. Попытки маленького ребенка с ограниченными возможностями здоровья ( ОВЗ) вступить во взаимодействие со сверстниками часто заканчиваются неудачей. Известно, что музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, певческую активность, развивает восприятие. Но помимо этого музыка является прекрасной эмоциональной основой для развития взаимодействия ребенка с ОВЗ со сверстниками. Ключевой фигурой такого взаимодействия является взрослый. Сами по себе контакты малышей мимолетны и неустойчивы, без влияния взрослого они распадаются.

И тут на помощь приходит театр! Инсценировки сюжетных песен, которые можно всем вместе пропеть, показать движением, жестом весь сюжет…, театрализованные игры и упражнения, которые обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми, происходит связь речевого и умственного развития детей.

Актуальность этой темы связана с тем, что в наши дни существует множество методов коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Театрализованная игра является наиболее эффективным методом, поскольку происходит социализация в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Коррекционная направленность данного вида деятельности основана на возможностях детей дошкольного возраста с ОВЗ проецировать в игровую деятельность социальные связи и личностные взаимоотношения, в которых дети не могут принять непосредственного от лица какого либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Основу музыкально-ритмических композиций составляют простые движения, позволяющие выразить различные по характеру эмоции и образы. Дети с удовольствием рисуют декорации к постановке (конечно, это самые простейшие рисунки: тучка, солнышко, дождик), с интересом просматривают видео- и мультфильмы со сказочными героями, перенимая повадки и движения сказочных персонажей. В группе присутствует уголок ряженья, что способствует развитию воображения и расширяет познания об образах.

Таким образом, виды театральной деятельности взаимодополняют друг друга, делая речь ребенка ярче и многообразнее. Участвуя в театрализованных действиях, дети с ОВЗ быстрее адаптируются к окружающему миру. Положительная динамика наблюдается как в личностном, так и в психическом развитии, дети чувствуют себя более успешными и легче переносят социализацию.