ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ

Пилия Анжела Гивиевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 8 комбинированного вида»

Аннотация. В статье рассматривается роль театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) как эффективного средства для развития всех компонентов речевой системы у детей. Приведены примеры занятий, раскрыта важность театрализованных игр для формирования навыков выразительности, расширения словарного запаса, развития фонематического слуха и грамматического строя речи. Театрализованная деятельность представлена как многофункциональный инструмент, способствующий улучшению речевого развития дошкольников.

Ключевые слова: театрализованная деятельность, речевая система, дошкольное образование, логопед, развитие речи, выразительность, словарный запас, фонематический слух.

Театрализованная деятельность является мощным и универсальным инструментом для развития речевой системы у дошкольников. В практике учителя-логопеда она открывает уникальные возможности для создания благоприятных условий, в которых каждый ребенок может развивать свои речевые навыки в игровой и увлекательной форме. Дети активно вовлекаются в театрализованную деятельность, что позволяет задействовать все компоненты речевой системы: фонетический, лексический, грамматический и коммуникативный.

Театрализованная деятельность на занятиях учителя-логопеда способствует формированию выразительности речи у детей. Читая и разыгрывая сказки, стихи и небольшие сценки, дети учатся передавать интонации, мимику и жесты, соответствующие настроению персонажей. Это помогает детям не только лучше понимать смысл произведения, но и развивать навыки эмоциональной выразительности, что является важным компонентом коммуникативной функции речи. Разыгрывая различные роли, ребенок примеряет на себя различные эмоциональные состояния и пытается их отразить через речь, тем самым совершенствуя свою способность ясно и выразительно выражать мысли.

В процессе театрализованной деятельности у детей также расширяется словарный запас. Читая и разучивая роли, дети знакомятся с новыми словами и фразами, запоминают их значение и учатся применять в речи. Учитель-логопед может использовать сказки и рассказы, в которых встречаются новые для детей слова, объясняя их значение и закрепляя в процессе игровой деятельности. Кроме того, ребенок учится использовать эти слова в контексте, что способствует их лучшему усвоению и закреплению. Таким образом, театрализованная деятельность становится эффективным средством расширения активного и пассивного словаря ребенка.

Одной из главных задач учителя-логопеда в дошкольном возрасте является развитие фонематического слуха у детей, и театрализованная деятельность позволяет эффективно решать эту задачу. Во время исполнения ролей и декламации стихотворений дети обращают внимание на звучание слов, стараются правильно произносить звуки и фразы, что способствует развитию четкости речи. Учитель-логопед может использовать различные звуковые упражнения, такие как игры на рифмование и подбор слов с одинаковым звуком, которые можно легко интегрировать в театрализованную деятельность. Это не только делает занятие более увлекательным, но и позволяет детям сосредоточиться на правильном произношении звуков в непринужденной обстановке.

Грамматический строй речи у детей также получает свое развитие через театрализованную деятельность. Во время разыгрывания сценок дети сталкиваются с необходимостью правильно строить предложения, согласовывать слова в речи. Учитель-логопед может предложить детям пересказать сказку или рассказ, обратить внимание на построение предложений, тем самым помогая им формировать навык грамматически правильной речи. Благодаря театрализованной деятельности ребенок получает возможность практиковаться в создании предложений различной структуры, улучшая свое понимание грамматических правил.

Одним из ключевых аспектов театрализованной деятельности является то, что она позволяет ребенку совершенствовать навыки коммуникации. Во время игры ребенок не только отрабатывает произношение и формулирование мыслей, но и учится слушать партнера, вступать с ним в диалог, понимать реакцию окружающих. В театральной постановке важно быть внимательным к репликам других участников, своевременно реагировать на них, что способствует формированию у ребенка коммуникативных навыков. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится понимать роль слушателя и говорящего, а также корректировать свою речь в зависимости от ситуации и реакции собеседника.

Примером театрализованной деятельности на занятии учителя-логопеда может быть разыгрывание сказки "Теремок". Дети распределяют роли и разыгрывают небольшие сценки, следуя логике сюжета. Каждый ребенок старается озвучить своего персонажа выразительно, с нужной интонацией, чтобы передать характер героя. Учитель-логопед может обратить внимание на правильное произношение слов, подсказывать детям, как передать эмоции через голос и интонацию. Таким образом, дети одновременно развивают и речевые навыки, и эмоциональную выразительность.

Другим примером может быть занятие по стихотворению, которое дети разучивают и декламируют по ролям. Учитель-логопед может предложить детям подобрать к каждому слову жест или мимику, что помогает лучше понять смысл произведения и выразить его через речь. Такие занятия позволяют детям работать над интонацией, правильным произношением звуков и слов, что способствует укреплению всех компонентов речевой системы.

Таким образом, театрализованная деятельность на занятиях с учителем-логопедом в ДОУ является мощным средством для всестороннего развития речи детей. Она сочетает в себе элементы игры, обучения и творчества, что делает занятия более интересными и продуктивными. В ходе таких занятий ребенок не только осваивает речевые навыки, но и учится взаимодействовать с другими детьми, развивает свои творческие способности и эмоциональную выразительность. Театрализованная деятельность помогает учителю-логопеду решать множество задач по развитию речи у детей, делая процесс обучения увлекательным и максимально эффективным.

Список литературы

Быкова Е. И., Каргина И. В., Новикова Н. А. Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2012. №1.

Кабзистова А. А. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей и коммуникации детей с нарушениями речи // Символ науки. 2020. №11.

Привалова О

.

А

.

Театрализовнная деятельность в логопедической корреции нарушений связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №61-1.