Шульгина Е.В.

«Театрализованные игры в социальном развитии ребёнка»

Одной из важнейших проблем современности является гуманизация общественной жизни. В нынешнем социальном развитии России высший гуманистический смысл приобретает утверждение, что человек – это высшая ценность бытия, и в связи с этим особую актуальность приобретает задача создания условий для его свободного развития.

Во ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие дошкольника рассматривается как центральное направление воспитательного процесса ДОУ. Развитие и обогащение эмоционального мира ребенка выступает важнейшей составляющей образовательного содержания. Не секрет – в век урбанизации и технического прогресса становится необходимым использовать развивающие программы, в основе которых лежат принципы сохранения и совершенствования здоровья ребенка. Социальный аспект здоровья отражает уровень связей и отношений человека в социальной сфере, его самореализации. В дошкольном возрасте закладывается умение гармонично взаимодействовать с самим собой и другими людьми – с о ц и а л ь н а я у в е р е н н о с т ь. Социализация процесс, при котором через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данной личности, процесс усвоения им образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Важными характеристиками развития являются ориентация ребенка на будущее, на успешное решение своих жизненных проблем и ситуаций. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Потребность в совместной деятельности, правильно используемая воспитателем, может стать началом формирования внешних человеческих чувств. Роль переживаний в жизни и деятельности человека ни с чем не сравнимы. Чувства возникают в совместной с другими людьми общественно-полезной деятельности. Чувства и эмоции – своеобразная форма отражения человеком действительности. Только всестороннее, чувственное познание поможет ребенку сделать первый шаг в мир прекрасного. Чувства дошкольника возникают при восприятии тех факторов, которые к самому ребенку не имеют прямого отношения. Нравственные чувства развиваются на основе формирования единой системы ассоциаций: знания – отношения – практические действия. Участвуя в театральных постановках, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театральных постановок на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, является обеспечением:

1) нравственного,

2) интеллектуального,

3) эстетического развития дошкольника, его социализации.

Театрализованная деятельность - мощное синтетическое средство развития творческих способностей детей, становления социальной природы ребёнка. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

В основе многих спектаклей лежит литературное произведение, образы которого несут определенную идейно–нравственную нагрузку, своими действиями и репликами вызывая у детей ответную реакцию, активное сопереживание героям, желание дать собственную оценку их поступкам. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Поскольку положительные качества поощряются взрослыми, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят подражать добрым, честным персонажам, поэтому они чаще стремятся исполнять роли добрых, сильных, красивых персонажей. В таких случаях нужно подчеркнуть, что артист должен уметь играть и положительные и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Знакомя детей в театральных сказках с героями-богатырями, народными традициями, устоями наших предков, дети испытывают патриотические чувства – гордость за страну, за свою родину, за народ, к которому они себя относят. Но многие сюжеты предполагают противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. «Проживание» на сцене жизни отрицательного героя, ребенок учится делать правильный выбор в той или иной жизненной ситуации, он получает более глубокое представление о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях, что способствует формированию товарищеских чувств, гуманных отношений к людям. Театр помогает ребенку разобраться в разнообразии явлений жизни.

Он формирует такие нравственные чувства как:

чувство долга;

коллективистские чувства, только соединив усилия и учитывая инт

е

ресы окр

у

жающих можно жить дружным коллективом;

требовательность к себе;

ответственность перед другими;

радость общего успеха;

чувство гордости;

чувство неловкости и стыда;

умение сдерживаться, владеть собой;

чувство самостоятельности.

К концу дошкольного возраста для детей становятся значительными моральные критерии. То есть в основе морального чувства детей лежат знания. Однако, до тех пор, пока оценочное отношение к различным фактам и явлениям действительности остается на уровне приобретенной ребенком информации о хорошем и плохом, еще нельзя говорить о сколько–нибудь воспитанных чувствах. Моральные понятия (храбрость, честность, аккуратность и др.) в театральной деятельности находятся в органичной связи знаний (моральных поступков), оценочного отношения (хорошо-плохо) и поступка, проживание этого поступка, пропускание его «через себя», т.е. происходит соединение знаний, чувств, действий. Сочетание различных видов искусства увеличивает эмоциональную силу воздействия на детей, и выступает как самостоятельный фактор эстетического воспитания.

Музыкальное театрализованное творчество – это школа чувств, которые формируются благодаря особому свойству – вызывать сопереживание у слушателей. Музыка делает ребенка более восприимчивым и чутким в жизни. Она способствует приобщению его к разнообразным видам музыкальной деятельности (пение, игра, танец, декламация и др.), обогащает впечатления детей, знакомя его с разнообразными музыкальными произведениями. Музыке в спектакле отводится особая роль. Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и препровождать спектакль, быть своеобразным авторским комментарием к действию и тем самым, усиливать эмоциональное воздействие слов на зрителей. Музыка помогает глубже понять «героя» спектакля, точнее передать его образ.

Хореографическое искусство играет в детских театральных спектаклях немаловажную роль. Оно способствует становлению музыкально-эстетического сознания через способности чувствовать, эстетически переживать музыку в движениях. Оно усиливает воздействие того или иного образа на зрителя, помогает детям раскрыть тот или иной образ средствами музыкальной выразительности. Этот вид деятельности (связанный с выразительными движениями, с пластикой) развивает пространственное мышление и воображение детей. Он дает возможность окунуться в мир движений, костюмов других народов.

Изобразительное искусство служит в театральном представлении для создания общего фона, развивает эстетическое восприятие детей (цельность всего оформления, детали). Участие в постановке спектакля оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Участие в театральных спектаклях (играх-драматизациях) вносит в жизнь ребенка новый эмоциональный опыт (переживание радости от общения со сверстниками или перевоплощение в роли, чувство глубокой эмоциональной удовлетворенности от процесса игры и др.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, ведет к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Театрализованные игры - важнейшее средство развития у детей эмпатии (Empathy – вживание), т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации; умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника через театрализованную деятельность:

– усложнение содержания эмоциональной сферы, импрессивной стороны эмоций и чувств;

– формирование общего эмоционального фона психической жизни ребенка;

– постепенное совершенствование экспрессивной стороны эмоций и чувств ребенка-дошкольника.

1) Ребенок усваивает «язык» чувств. Он учится с помощью взглядов, мимики, улыбок, жестов, позы, движений, интонаций голоса выражать свои переживания – коммуникативная компетентность.

2) Дошкольник уже может словами объяснить свое состояние, хотя в этом смысле его возможности ограничены. Он говорит: «Мне больно!», «Я обиделся», «Мне приятно», «Я радуюсь», «Я скучаю», «Мне жалко». Это свидетельствует об ином уровне осознания им своего внутреннего мира.

3) Ребенок постепенно овладевает умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Таким образом, ребенок начинает понимать, как нужно себя вести в определенной ситуации. Кроме того, у него появляются первые признаки воли – социальная компетентность.

В особых игровых условиях ребенок моделирует в наглядно-действенной форме отношения, начинает лучше в них ориентироваться; преодолевает личностный эгоцентризм, начинает лучше осознавать себя, развивает в себе уверенность и способность действовать в коммуникативных ситуациях; приобретает позитивный опыт совместных действий; поэтапно осваивает новые способы нравственного поведения в проблемных ситуациях, усваивает их.

Цель работы: развитие социально-коммуникативной компетентности посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Моделирование навыков социального поведения в различных жизне

н

ных ситуациях, совершенствование артистических навыков детей.

Формирование устойчивого интереса к театральному искусству, как и

с

точнику эмоционального сопереживания, творческого соуч

а

стия.

Развитие речи: совершенствование грамматического строя речи р

е

бенка, его звуковой культуры, монологической и диалогической формы речи; обучение эффективному общению и речевой выразительн

о

сти.

Развитие детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально–игрового, танцевальн

о

го, сценического).

Раскрытие духовного и творческого потенциала ребенка, дающего р

е

альную во

з

можность адаптироваться ему в социальной среде.

Воспитание гуманных чувств, человеческих взаимоотношений, выход на новый уровень взаимодействий и взаимоотношений между детьми, взрослыми и детьми.

Приобщение детей к театральной культуре.

Организация работы по театральной деятельности

Работа по театральной деятельности ведется в трех направления:

Непосредственно организованная деятельность проводится в форме факул

ь

тативов.

Занятия факультатива проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, начиная со 2-ой младшей группы.

Длительность занятий:

вторая младшая группа – 15 минут,

средняя группа – 20 минут,

старшая группа – 25 минут,

подготовительная группа – 30 минут.

Исполнение спектакля - два спектакля в год на каждой возрастной группе, один из спектаклей может быть совместный для всех групп.

Совместная деятельность взрослого с детьми проводится в свобо

д

ное от занятий время в форме театрализованных игр, наблюдений, экскурсий, упражн

е

ний, этюдов, бесед и т.д.

Самостоятельная деятельность детей. В игровой деятельности реб

я

та воспроизводят те или иные знания, полученные на занятиях и в процессе совместной деятельности с взрослыми по театрализова

н

ной деятельности.

Для проведения театрализованной деятельности в детском саду организована специальная среда:

- музыкальный зал - со сценой, системой кулис, специальными техническими приспособлениями (музыкальный центр, светомузыка, фортепиано и т.д.);

- зрительный зал;

- гримерная;

- костюмерная с набором театральных костюмов, атрибутами.

Кроме этого, в каждой группе есть уголок для театрализованных игр (небольшие подмостки, с мини занавесом) с элементами костюмов, различные виды театров (настольный, кукольный и др.).

Индивидуальная работа.

В процессе подготовки над спектаклем возникает необходимость в индивидуальной работе. Это работа над сценической речью (техника речи, выразительность речи). Если в спектакле у героя большой речевой объем роли, как, например, в сказке «Емелины чудеса» - роль Марьюшки, Емели, Царя и Офицера, то возникает необходимость работы по заучиванию роли. Этим занимается педагог по театрализованной деятельности. По мере необходимости, к работе подключаются педагог – логопед, педагог-психолог.

Индивидуальная работа над музыкальным материалом (песни – соло, хоровое исполнение) проводит музыкальный руководитель. Идет работа над чистотой интонирования, выразительностью исполнения, мимикой, артикуляцией. Проводится индивидуальная работа по актерскому мастерству (с элементами движения и пантомимики) с привлечением педагога – хореографа. Такая работа дает возможность активного сотворчества, соигры педагога и ребенка и позволяет дошкольнику приобрести необходимый культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.

Работа с родителями.

Театральная деятельность в детском саду проходит в тесном контакте с родителями детей. Очень важно организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы родители были активными участниками творческого процесса постановки спектакля. Важно, насколько это возможно, сблизить ребенка с родителями, регулярно проводить беседы с взрослыми, привлекать их к изготовлению декораций, костюмов и т.д. Такое параллельное театральное творчество (родители – дети) объединяет семью, очень плодотворно влияет на социально-коммуникативное развитие ребенка.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка – обучение чувствованию, художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство. Все эти задачи можно реализовать в процессе постановки спектакля. Драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). На этом хочется подробнее остановиться на примере сказок, которые мы ставили в течение последних двух лет.

Работа над спектаклем совмещает различные аспекты дошкольного образования, такие как психология, развитие речи, ритмические движения, музыкально-художественная образность, изобразительное восприятие и другие. Любой педагог, который серьезно занимается театральной деятельностью, приходит к пониманию, что работа не может вестись в одном направлении (например, речевом, танцевальном и т.д.) Раскрытие роли требует от ребенка определенных умений и знаний. Так, например, вокальный номер в спектакле это не просто пение, это продолжение образа, который включает в себя речевую выразительность, движение, мимику, взаимодействие с другими героями. Эта работа не одного специалиста.

1. Начало постановки спектакля – это прочтение сказки. Первое знакомство со сказкой – это чтение вслух художественного произведения воспитателем в группе. Но само произведение и сценарий или либретто на него – это разные вещи. Второе прочтение сказки (вариант театральной постановки) дети слышат от музыкального руководителя. Дети слушают сказку в музыкальном зале, расписанную по ролям, с музыкальным оформлением. Мы не используем в этом процессе иллюстрации, редко используем при прочтении театрализованного варианта сказки кукол, чтобы не создавать стереотипов. Вот пример, знакомый каждому: фильм, поставленный на любимое тобой художественное произведение, чаще всего кажется хуже самого произведения. На самом деле, это просто не то, что воображал ты сам. Поэтому для нас очень важно знать, что представил ребенок, слушая речевое и музыкальное оформление определенного героя спектакля. Потом даем детям листочки, карандаши и, не ставя определенных задач, просим нарисовать свои впечатления от сказки. Это первый шаг к творчеству, который порой приносит неожиданные открытия. Иногда ярче и глубже (по замыслу) раскрывает образ тот ребенок, на которого мы даже не могли подумать, или образ раскрыт ребенком не в той трактовке, в которой видим мы - взрослые. Так в сказке «Дюймовочка» Крот превратился в «нового русского» с сотовым телефоном и связкой ключей от машины, в сказке «Муха-Цокотуха» Паук превратился в «кожаного рокера». Таким образом, дети привязывают сказку к действительности, то есть она оживает, а это очень важно. Самые удачные их находки мы реализуем при постановке спектаклей.

2. Следующий этап знакомства со сказкой – выразительный. Мы предлагаем детям раскрыть любой понравившийся образ через театрализованную игру (этюд), то есть показать его движениями, мимикой, возможно голосом, жестами. С одной стороны мы узнаем симпатии и антипатии детей к героям сказки, с другой стороны – в игровой форме происходит отбор на роль. Но здесь порой возникают определенные трудности: ребенок, который ярче других раскрыл образ, не выговаривает какие-то звуки. Мы не боимся таких проблем. Уже несколько лет мы работаем в тесном контакте с логопедом. Работаем успешно, у ребенка появляется стимул к развитию речи, в нашем случае это работоспособность, желание достичь цели, работа над выразительностью образа. Логопед не просто занимается с ребенком над постановкой звуков, проговаривая с ним монолог (диалог) он решает две задачи: в игровой форме ставит звуки и одновременно учит роль. В группе, вместе с воспитателями мы закрепляем работу логопеда в театрализованных играх, направленных на развитие коммуникативных умений. Вот такая совместная работа приводит к отличному результату. Мы пришли к такому решению, так как считаем, что роль надо проучивать с ребенком в небольшом помещении в тесном контакте с режиссером спектакля (в данном случае с воспитателем), где ребенок может наблюдать мимику педагога, улавливать тембровую окраску его голоса. В большом зале ребенок «глохнет».

Когда сказка разучена по ролям, наступает следующий этап – переход в музыкальный зал. Здесь работа, можно сказать, начинается с нулевой отметки. Надо быть готовым к тому, что знакомые слова, интонации по роли, могут «поглотиться» пространством. Вспоминая выученную роль, мы ее окрашиваем движениями. К этому процессу надо относиться продуманно и осторожно. Педагог должен четко понимать, что он хочет донести и чего он требует от исполнителей. Важно не подавить творческую инициативу ребенка, ненавязчиво поправляя, если в этом возникает необходимость, подвести его к задуманной трактовке образа. Если какой-то момент в спектакле у ребенка «не идёт» какое-то слово, надо его менять. Бывает так, что трудно произносимое слово может стать настоящим тормозом эмоциональной окраски роли. Ребенок подсознательно готовится к его проговариванию, теряя эмоциональный настрой роли.

3. Следующий этап – его мы назовем взаимодействие актёров, очень важный с нашей точки зрения. Умение слышать друг друга, взаимодействовать с партнерами, менять свое поведение соответственно друг другу, только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным. В монологе какого-то персонажа спектакля участвуют все герои мизансцены: они переживают, сочувствуют, даже в молчании они не выходят из образа. Необходимо разместить детей таким образом, чтобы они не мешали друг другу, а составляли единую выразительную картину. И вот здесь мы вводим в процесс подготовки театрализованные игры, направленные на развитие эмоционально-волевых качеств, эмпатии. Приведу пример, в сказке «Как Иван за чудом ходил» мы столкнулись с тем, что Любава (царская дочь) не вызывала любви у главного героя только потому, что девочка, ее игравшая, была не его возраста (Иван – Максим М., подготовительная к школе группа, Любава – Маша Д. старшая группа). Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен до конца перевоплощаться. Навязывать ему свое мнение, значит, прерывать его творческое самовыражение. Поэтому мы решили сделать Ивана просто ленивым. Он не любит Любаву потому, что ему лень.

4. Параллельно с разучиванием ролей идет разучивание музыкальных и танцевальных номеров. Песни-соло, хоровые номера спектакля, танцы разучиваются на музыкальных занятиях и в индивидуальном порядке.

5. Следующий этап – репетиции спектакля целиком. Теперь стоит задача соединить разрозненные сцены спектакля в единое целое, где соединительными линиями являются музыкальное оформление и музыкальные номера (песни, танцы). На генеральных репетициях определяется темпоритм спектакля. Порой возникают моменты, когда уже разученный материал выпадает из общей картины, либо он затягивает сцену, либо наоборот – создает торопливость, суетливость, многословность. Например, в спектакле «Капризная принцесса», сцена скоморохов в 1-й картине получилась затянутой: танец и слова скоморохов в отдельности были хороши, а в результате получилось целое действие вместо вводной сцены. Что-то одно надо было убирать. Убрали слова, потому что танец ярче и искрометнее передавал озорной характер скоморохов, задавал нужный темп спектаклю.

Когда уже есть декорации, используется театральный реквизит, элементы костюмов, тогда видны недочеты, непродуманные, неучтенные моменты в процессе творчества.

6. Премьера спектакля (она является и генеральной репетицией) – показ спектакля детям детского сада и его сотрудникам. Это праздник и одновременно большое волнение! Мы стараемся приободрить детей, настроить их на успех (включение внутренней мотивации успешности «Я могу!», «У тебя получится...»). После спектакля мы радуемся премьере и даже если были какие-то недочеты и промахи, не обсуждаем это сразу после спектакля. На следующий день мы беседуем с ребятами о проделанной работе, отмечаем их удачи, указываем на промахи и стараемся их исправить к следующему показу спектакля.

Возвращаясь к цели работы – социализация ребенка в процессе театрализованной игры, - можно констатировать, что театральная постановка это и процесс, и результат усвоенного ребенком социального опыта. Как бы хорошо не объясняли взрослые, читая или рассказывая поучительные истории. Все самое существенное в формировании чувств – это непосредственное проявление их в реальной практике, поступках и действиях детей. В процессе подготовки спектакля воспитание чувств ребенка идет более быстрыми темпами, а спектакль дает ребенку возможность проявить усвоенный социальный опыт.