МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Факультет повышения квалификации, профессиональной переподготовки, научно-методического и аналитического сопровождения общего образования
Кафедра естественно-математического,
технологического образования и ИКТ
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
«Технологическая карта дистанционного урока»
Выполнил слушатель группы _1.10.4._
«Проектирование дистанционного урока»
Руднева Ирина Александровна, директор, учитель технологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 50 города Мариуполя»
Руководитель выпускной работы
Денисова Елена Дмитриевна, старший преподаватель кафедры естественно-математического, технологического образования и ИКТ
Работа допущена/не допущена__________
(подпись)
Донецк, 2024 г.
АННОТАЦИЯ
В выпускной работе представлена разработка технологической карты урока по предмету «Технология» для обучающихся 5 класса, с применением проектной технологии при дистанционном обучении.
Технологическая карта разработана на основе модуля «Производство и технологии» федеральной образовательной программы по предмету «Технология». Основные технологические понятия раскрываются в системном виде, что позволяет осваивать их на практике.
Содержание модуля построено на основе последовательного знакомства обучающихся с технологическими процессами, техническими системами, материалами, производством и профессиональной деятельностью, проектами и ресурсами в производственной деятельности человека, с основными понятиями «проект, как форма организации деятельности», видами проектов, этапами проектной деятельности и проектной документацией.
Цель: создание технологической карты дистанционного урока по учебному предмету «Технология» для учащихся 5 класса.
Задачи:
1) обосновать выбор модели дистанционного урока, цифровых ресурсов, методов и форм обучения;
2) разработать технологическую карту дистанционного урока по теме: «Проект как форма организации деятельности».
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, учебников; моделирование; проектирование.
ВВЕДЕНИЕ
Метод проектов (от греческого - путь исследования) - система учения, при которой "Технология" - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных н физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.
В настоящее время учебное проектирование все более становится основным методом обучения учащихся в учебном предмете «Технологи» так как способствует активному овладению знаниями и умениями, формированию творческих способностей и других положительных качеств личности.
Под проектом понимается завершенная творческая работа учащегося, выполненная им самостоятельно под руководством или с помощью учителя. Причем эта помощь носит на каждом этапе проектирования специфический характер.
Учителю, направляющему проектную деятельность учеников, нужно иметь представление о проектировании, применяемом на производстве. Это помогает полнее использовать образовательный и воспитательный потенциал метода проектов, а также знакомить учащихся с элементарными основами инженерно-технического проектирования.
Необходимость в проектировании возникает тогда, когда готовые решения, полученные из предыдущего опыта, не могут быть применены в новых условиях. К тому же постоянный дефицит ресурсов для осуществления идеальной цели заставляет искать оптимальное решение с рассмотрением множества возможных вариантов. Отсюда можно сделать вывод: жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых проектов, разных по масштабам, ответственности, последствиям. Проектированием как процессом создания проекта будем называть поиск аргументированных и доказательных решений применительно к данным условиям и выбранным целям. Оно является частью трудовой деятельности в самых различных областях.
Объект: процесс преподавания учебного предмета «Технология» с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Предмет: технологическая карта дистанционного урока по учебному предмету «Технология»
Цель: создание технологической карты дистанционного урока по учебному предмету «Технология» для учащихся 5 класса.
Задачи:
1) обосновать выбор модели дистанционного урока, цифровых ресурсов, методов и форм обучения;
2) разработать технологическую карту дистанционного урока по теме: «Проект как форма организации деятельности».
Любой проект является коммуникативным документом, посланием авторов другим людям, которым предстоит понять содержание и аргументацию найденных решений, осуществлять предлагаемый проект. Чтобы он был убедительным, аргументы должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам. Материализация проектных решений обычно служит лишь аргументом в пользу их обоснованности. Главным критерием качества проекта является его внутренняя непротиворечивость и гармоничность. Надо заметить, что воплощение проекта не всегда является доказательством его правильности.
Изучив методику проектной деятельности учащихся в школьном курсе «Технология», создается ясное преставление о процессе включения школьников в моделирование творческой деятельности, которое предусматривает выполнение системы последовательных действий, а любая деятельность, в том числе и проектировочная, состоит из следующих элементов: потребности – мотивы – цели – задачи – информация – идеи – планы действий – операции – оценки.
Образовательная программа учебного предмета «Технология» синтезирует знания из разных предметов, например, математики, физики, химии, биологии, что наглядно раскрывает пути реализации межпредметных связей и, способствует осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов. Считаю, что выполнение школьниками творческих заданий и учебных проектов является интересным и очень важным для формирования жизненных компетенций и реализации возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс:
5 класс
Предмет:
Технология
Место урока/занятия
Модуль 1. «Производство и технологии». 1.2. Проекты и проектирование
Тема урока/занятия
Проект как форма организации деятельности
Уровень изучения:
Основное общее образование
Тип урока/занятия (укажите тип урока):
комплексный (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)
Планируемые результаты (по ФРП):
Личностные:
Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология». Умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре, группе.
Воспитывать эстетические чувства, бережливость, аккуратность.
Метапредметные:
- Планирование индивидуального творческого проектного задания.
- Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
- Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции.
- Выработка алгоритма действий при выполнении творческого проекта.
- Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Предметные:
- Развитие познавательного интереса к предмету. Понимание понятий «творческий проект», «этапы выполнения творческого проекта».
- Умение разрабатывать индивидуальное или групповое творческое проектное задание.
- Участвовать в индивидуальной и коллективной творческой деятельности при выполнении практической работы.
- Формировать желание создать изделие по собственному замыслу, научить изготавливать шаблоны-выкройки.
Ключевые слова: понятие «творческий проект», этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный),
Краткое описание: ИКТ-технологии - LearningApps, forms.yandex.ru, технология проектного обучения, технология проблемного обучения.
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА/ЗАНЯТИЯ
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Форма учебного восприятия - фронтальная. Активизация учащихся. Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Приветствие класса. Проверка готовности класса к проведению занятия
Информировать учащихся о:
-технологии художественно-прикладной обработки материалов;
- ввести понятие творческий проект;
-продемонстрировать примеры проектов обучающихся прошлых лет;
Предложить пройти игру на сайте https://learningapps.org/36196143
Приветствие учителя, контроль своей готовности к предстоящему занятию
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их.
Проходят игру https://learningapps.org/36196143
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Форма учебного восприятия – фронтальная. Выявить уровень знаний и степень готовности к усвоению нового материала
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Проанализировать полученные знания и умения по предмету в 5 классе до этого момента.
- что вы знаете об учебном проекте;
- приведите примеры проектов;
- принимали участие в разработке учебного проекта по другим предметам;
- какие этапы создания проекта можно выделить?
Участвуют в диалоге и обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Планируют варианты выполнения творческого проектного задания
Этап 1.3. Целеполагание
Составление паспорта проекта
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность
Формулируют цель урока. Составляют план достижения цели урока и определяют алгоритм своих действий, смотрят презентацию, записывают ответы на вопросы
БЛОК 2. Открытие нового знания
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по открытию нового знания
Форма учебного восприятия - фронтальная. Организовывать осмысленное восприятие новой информации.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Проводит объяснение нового материала, помогает разобрать значение самого понятия «Творческий проект», виды работ с различными конструкционными материалами, что такое «декоративно-прикладное творчество»;
Обсуждает этапы выполнения творческого проекта и последовательность его выполнения
Участвуют в беседе, делают записи в рабочей тетради. Смотрят видеопрезентацию «Проектная деятельность»
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Форма учебного восприятия - индивидуальная, фронтальная.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний по теме занятия. Подготовка к практической работе.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Предлагает задание на усвоение новых знаний.
Фронтальная форма:
1.Выдвинуть идеи (в рамках заданной темы) индивидуального творческого проекта.
2. Из каких видов материалов предполагается его выполнение.
3. С помощью каких инструментов будет выполняться работа.
4. Какова последовательность выполнения этой работы.
Индивидуальная форма:
5. Обосновать личный выбор идеи своего проекта.
6. Предлагает самостоятельно составить мини-проект.
- Осуществляют учебные действия по намеченному плану.
- Обсуждают классом, в группах, индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
- Объясняют, анализируют, формулируют ответы, выдвигают идеи.
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Форма учебного восприятия - индивидуальная, фронтальная.
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний по теме занятия.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Выполнение практической работы вместе с детьми.
Обсуждение алгоритма, составление и выполнение работы. Следит за выполнением работы в классе.
Выполнение практической работы «Мини-проект «Разработка паспорта учебной деятельности»
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые материалы, инструменты и технологии.
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Обсуждение алгоритма, составление и выполнение работы. Следит за выполнением работы.
ФИЗМИНУТКА.
Разрабатывают паспорт учебного проекта, соблюдая основные этапы и требования к учебному проектированию
Этап 3.3. Развитие функциональной грамотности
повышение качества образовательного процесса через совершенствование педагогического мастерства
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Презентация проекта.
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Определить типичные ошибки и возможные пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения, коррекции и совершенствования
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Анализирует работу обучающихся на протяжении занятия, консультирует по возникающим при обсуждении вопросам, советует, помогает.
Обучает способам контроля и самооценки деятельности.
Развивает умения у учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности
Представляют результаты усвоения материала в классе и индивидуально, осуществляют контроль (с помощью учителя применяют формы самоконтроля и взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию возможных допущенных ошибок
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.
Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности
и взаимодействия с учителем и одноклассниками на прошедшем занятии
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке. Предлагает пройти тест «Творческая проектная деятельность»: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proverochnij_test_po_teme_tvorcheskaya_i_proektnaya_de_160601.html?ysclid=lxuczbl2ln704524328
Сообщение о достижении цели урока.
- Предлагает оценить работу в паре (сосед).
- Предлагает оценить факт достижения цели урока.
- Учитель консультирует, формулирует выводы, подводит итог совместной и индивидуальной деятельности, выставляет оценки за урок
Анализ выполнения практических работ.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют проделанную ими работу на уроке, выполняют самооценку, обсуждают ее, делают выводы
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели,
Проходят тест «Творческая проектная деятельность»:
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/proverochnij_test_po_teme_tvorcheskaya_i_proektnaya_de_160601.html?ysclid=lxuczbl2ln704524328
Этап 5.2. Домашнее задание
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Объяснение по выполнению домашнего задания.
Обсуждение и запись домашнего задания: принести на следующий урок: раскроенные детали прихватки, нитки, ножницы, мел, линейку булавки портновские, ручные иголки, материалы для украшения прихватки, тетрадь с записями.
Планировние дальнейшей работы.
Организовать обсуждение и запись домашнего задания.
ВЫВОДЫ
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века,, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Важной задачей обучения методом творческих проектов в рамках образовательной области "Технология" является формирование у учащихся:
технологической грамотности, то есть сознательного и творческого выбора человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтерн
ативных подходов с учетом ее по
следствий для природы и общества; умение мыслить системно и комплексно, самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности, непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве сре
дств пр
еобразовательной деятельности;
технологической образованности, понимая ее как
необходмый
и достаточный объем знаний, умений и навыков, обеспечивающий человеку возможность вхождения его в будущую профессиональную деятельность; стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний и умений, позволяющее человеку всегда быть в "деловой" форме и чутко реагировать на постоянно изменяющуюся информационную и технологическую обстановку; высокий уровень способностей и научных знаний в преобразовании материи, энергии и информации в интересах человеческого общества и природной сферы с учетом
техноэтики
.
Метод учебного проекта помогает педагогу объединить и успешно решить различные учебные задачи в пределах образовательной области «Технология»: воспитательные, развивающие, образовательные, профессиональные, а затем – оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Считаю, что выполнение школьниками творческих заданий и учебных проектов является интересным и очень важным занятием для формирования жизненных компетенций, а также реализации возможности проявить свои знания, способности и творчество при разработке проекта
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Вайндорф-Сысоева
, М. Е. Методика
дистанционного
обучения
:
учебное
пособие
для
вузов
:
учебное
пособие
для
вузов
по
всем
направлениям
:
рек
. УМО
вузов
РФ / М.Е.
Вайндорф-Сысоева
, Т.С. Грязнова, В.А.
Шитова
;
под
общ
. ред. М.Е.
Вайндорф-Сысоевой
. – Москва :
Юрайт
, 2017. – 194 с.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 18.05.2023 №
370 «Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования
» (
Зарегистрирован
12.07.2023 № 74223).
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от 31.05.2021 №
287 «Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования
» (
Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101).
Сетевые
уроки
,
события
и
игры
:
как
учить
подростков
в сети? /
Коллектив
авторов
– Москва :
Некоммерческое
партнерство «
Авторский
Клуб», 2020. – 160 с.
Федеральная
рабочая
программа
.
Технология
.
https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
(дата обращения: 22.04.2024).
Хуторской
,
А.В. Системно-
деятельностный
подход
в
обучении
:
Научно-методическое
пособие
.
/
А.В.
Хуторской
.
— 2-е
изд
. — М.
:
Издательство
«
Эйдос
»;
Издательство
Института
образования
человека
, 2023. — 58 с. :
ил
.
Шарипов
, Ф. В.
Педагогические
технологии
дистанционного
обучения
:
монография
/ Ф.В.
Шарипов
, В.Д. Ушаков. – Москва:
Университетская
книга, 2016. – 304 c.