Использование игровых технологий при формировании ответственного отношения к безопасности дорожного движения (на примере внеурочного занятия английский язык и ОБЗР)

На современном этапе развития системы образования в России происходят коренные изменения как в содержании образования, так и в методической составляющей: на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательной деятельности обучающихся. В этих новых условиях педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий.

При работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности могут и должны применяться особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих  способностей, учебной мотивации.

Учебная игра выполняет несколько функций:

- обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

- ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации и применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

- мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Классификация игр по структурным элементам занятия, в зависимости от дидактических целей игры:

игры для изучения нового материала;

игры для закрепления;

игры для проверки знаний;

обобщающие игры;

релаксационные игры - паузы.

Виды игр по содержанию:

Игры – упражнения - используют при закреплении материала, проверке знаний. Пример: «Пятый лишний».

Игра – поиск

Игры – соревнование - конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д.

Сюжетно – ролевые игры – обучающиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким содержанием, соответствующим определенным задачам – это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др.

Познавательные игры - путешествия.

Общие принципы и правила работы с обучающимися с ООП:

- усиление эмоционального восприятия материала;

- приобретение опыта речевого общения;

- освоение лексики, расширение словарного запаса;

- отработка умений слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения;

- перевод приобретаемых знаний в личностно-значимые, эмоционально-окрашенные.

- развитие эмпатических способностей обучающихся.

Роль игровых технологий при работе с обучающимися с ООП

1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся. 
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 

Алгоритм реализация игровых приемов и ситуаций при внеурочной форме занятий

дидактическая цель - ставится перед обучающимися в форме игровой задачи

учебная деятельность подчиняется правилам игры

учебный материал используется в качестве ее средства

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом

При организации дидактических игр необходимо придерживаться следующих положений:

Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию обучающихся. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет содействовать выполнению педагогических целей.

При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

Технологическая карта интегрированного внеурочного занятия (английский язык + ОБЗР)

Класс: 6

Форма занятия: занятие-викторина

Цели:

Речевая компетенция:

совершенствование коммуникативных навыков по теме посредством интеграции учебной и внеучебной деятельности, межпредметных связей (английский язык и

ОБЗР

) по теме "Безопасность на дороге";

активизация речемыслительной деятельности учащихся;

Языковая компетенция:

активизация языковых средств по теме;

Социокультурная компетенция:

приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран;

обеспечение аутентичности общения на страноведческом материале.

Компенсаторная компетенция:

развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств;

Задачи:

Учебные:

активизировать

лексический материал по теме "Правила дорожного движения";

обучать продуктивным и рецептивным видам речевой деятельности;

Познавательные:

способствовать расширению эрудиции учащихся, их лингвистического, филологического и общего кругозора;

Развивающие:

способствовать интеллектуальному развитию учащихся,

развивать мышление, память, творческие способности учащихся;

развивать их языковые и познавательные способности;

развивать готовность школьников к коммуникации;

способствовать гуманистическому развитию личности ученика;

развивать интерес к учению и формировать познавательную активность;

Воспитательные:

формировать у учащихся уважение к принятым в обществе нормам и правилам (правилам дорожного движения);

формировать потребность в практическом использовании английского языка;

воспитывать межличностные отношения

Образовательные:

формировать мотивацию учащихся к изучению иностранного языка;

обеспечить практическую направленность обучения.

Технологии: игровые технологии, технология обучения в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии

Ресурсы: дорожные знаки, раздаточный материал, видеосюжеты.

Формирование УУД:

ЛУУД: чувство гражданской ответственности за безопасное дорожное движение; применение в социуме установки на здоровый образ жизни; умение активно пропагандировать свою позицию соблюдения правил дорожного движения.

ПУУД: осуществлять самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения задач; использовать приобретённые знания о правилах дорожного движения.

РУУД: преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия, вносить коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце.

КУУД: адекватно строить понятные для партнёров высказывания, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, как ориентир для построения действия; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Этапы занятия

Деятельность

Планируемые результаты

Руководителя

Учащихся

Мотивационный этап: организационный момент

Приветствие

Учитель: здравствуйте, наши дорогие друзья!

Как вы уже заметили, сегодня у нас с вами на обычное занятие, а занятие, который будет проводиться на двух языках. Мы с вами живем в очень интересном и в то же время, опасном мире. Ежедневно мы встречаем автомобили, ездим на общественном транспорте, переходим дорогу и наблюдаем вокруг себя огромное количество дорожных знаков. Все это имеет огромное значение в нашей жизни, но если мы не будем знать правила дорожного движения либо не будем их придерживаться, автомобили могут стать причиной возникновения опасной ситуации, либо нанести вред нашему здоровью. Как раз сегодняшний урок и будет направлен на изучение правил дорожного движения для пешеходов.

Teacher: Good morning, dear friends. Take your seats, please, and the Road ABC lesson.

Today we are going to speak about traffic rules which we all should obey and follow. We all live in a big city and so we can say we live in a big and dangerous transport world where we play different parts: we are mostly pedestrians, bikers, passengers, and your parents are and you can soon also be drivers, motor bikers or traffic controllers.

At this lesson I want you to look at the traffic rules from different points of you and take part in a traffic quiz. We are going to have 3 teams:

Приветствуют учителей.

Внимательно слушают.

Умение слушать и слышать, понимать речь других Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД (отношения с окружающими)

Актуализация знаний

Задание 1. Найти названия 10 видов транспорта в "магическом квадрате".

Перед вами лежит зашифрованный «магический квадрат». Для того, чтобы вспомнить и назвать основные виды транспорта вам необходимо разгадать ребус в котором они зашифрованы (каждому учащемуся раздается ребус).

G

B

P

K

T

Z

Y

Q

M

P

G

Z

I

R

Y

B

R

E

O

L

V

M

A

C

U

Z

R

N

T

Q

H

I

A

S

Y

C

O

A

O

J

N

X

G

R

D

C

L

L

B

R

T

D

C

C

T

R

L

P

I

U

R

E

T

O

O

C

S

E

K

V

A

C

T

C

Z

W

L

L

E

A

Q

T

A

S

L

F

X

G

S

X

X

R

L

W

J

I

X

A

T

D

2. Назвать дорожные знаки и объяснить их.

Нас окружает большое количество дорожных знаков, которые помогают нам придерживаться правил дорожного движения. Для этого упражнения вам необходимы не только знания, но и творческий подход. У каждого из вас есть половина дорожного знака, вам необходимо дорисовать недостающую часть знака.

3. Подобрать пары сочетающихся слов по карточкам.

Следующим нашим зданием будет «установить соответствия».

Cross the road

Go straight on

Break the rules

Keep safe

Look right

Нарушать правила

Посмотрите направо

Придерживайтесь безопасности

Переходить дорогу

Идти прямо

4. Просмотр видео роликов с ошибками в поведении пешеходов Ссылка на мультфильм

https://yandex.ru/video/preview/587432397086187329

1.Учащиеся находят названия 10 видов транспорта на английском языке

BUS

TAXI

CAR

BICYCLE

MOTOBIKE

LORRY

SCOOTER

TRAM

TRAIN

PLANE

2. Ученики рисуют, далее каждый презентует свой знак, с описанием его значения. Рядом демонстрируется оригинал дорожного знака.

3. Ученики соотносят две колонки словосочетаний на русском языке и на английском.

4. Ученики обсуждают ситуации и дают советы пешеходам и пассажирам.

Контроль, коррекция. Выделение и усвоение осознание качества и уровня усвоения (Регулятивные УУД). Самоопределение (Личностные УУД). Инициативное сотрудничество в выборе правильного ответа (Регулятивные УУД).

Умение структурировать знания, обобщать, выбирать наиболее эффективное решение задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. (Познавательные УУД)

Рефлексия деятельности на занятии

Подведем итог нашего занятия.

Ваша задача продолжить фразу:

было интересно…

было трудно…

я выполнял(а) задания…

я понял(а), что… теперь я могу…

я почувствовал(а), что… я приобрел(а)…

я научился (лась)…

у меня получилось …

я смог(ла)…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Мы здорово потрудились.

Осуществляют самооценку собственной деятельности

Личностные: смыслообразование. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Приложение 1

Магический квадрат «Виды транспорта»

G

B

P

K

T

Z

Y

Q

M

P

G

Z

I

R

Y

B

R

E

O

L

V

M

A

C

U

Z

R

N

T

Q

H

I

A

S

Y

C

O

A

O

J

N

X

G

R

D

C

L

L

B

R

T

D

C

C

T

R

L

P

I

U

R

E

T

O

O

C

S

E

K

V

A

C

T

C

Z

W

L

L

E

A

Q

T

A

S

L

F

X

G

S

X

X

R

L

W

J

I

X

A

T

D

Приложение 2

Дорожные знаки

Приложение 3

Cross the road

Нарушать правила

Look right

Посмотрите направо

Keep safe

Придерживайтесь безопасности

Break the rules

Переходить дорогу

Go straight on

Идти прямо

Список используемых ресурсов:

 

 

Закасовская

, И.В.

Инновационно

-образовательные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья /

И.В.

Закасовская

// В сб. Приоритеты педагогики и современного образования / Сборник статей II Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор Гуляев Г. Ю. - 2018. - С. 254-257.

Малюга

, А.Н. Обзор методов и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / А.Н.

Малюга

// Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-6. - С. 85-94.

Осокина, Г.М. Инновационные технологии производственного обучения лиц с особыми образовательными потребностями (из опыта работы) / Г.М. Осокина / Сб. Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества // Материалы Межрегиональной научной конференции / Под ред. Г. Ю. Лизуновой. - 2018. - С. 487-494.

Пикун

, А.Г. Игровые технологии как

здоровьесберегающий

фактор в обучении и развитии детей с ОВЗ /

Пикун

А.Г. // Молодой ученый. -2017. - № 48 (182). - С. 208-210.

Соломахина, Т.Н. Социо-игровой стиль работы с детьми с ОВЗ как эффективная педагогическая технология / Т.Н. Соломахина, И.М. Михалева, Е.В. Шевченко. - Молодой ученый. - 2017. - № 16 (150). - С. 498-500.

Создание слов в магический квадрат онлайн

https://www.wordize.app/ru/wordsearch/