Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя Гумерова Людмила Валентиновна

Класс: 1-ый

Дата:

Предмет: Окружающий мир

Тема: Где зимуют птицы?

Цель: Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать сообща. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Задачи:

Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.

Развивающие: способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока;

Логические: осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Личностные: понимание значения знаний для человека и принятию его; имение желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Структура занятий

Этапы

Образовательная задача урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ФОУД

ПР

Орг. Момент

Проверка домашнего задания.

Мотивационный этап. Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

 Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

-А чтобы получился такой урок, какими мы должны быть?

-Давайте немного вспомним прошлый урок. У вас на парте листочки, внимательно читайте и выполняйте задание (тест «Где живут слоны?») Выполнив, положите листочки на край парты.

Приветствуют учителя.

Интересным, познавательным.

Внимательными, думающими и активными.

Самостоятельно выполняют задание.

Ф

 

Самоопределение к деятельности

Навести детей на тему урока, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Здравствуй, зимушка-зима

Белым снегом все покрыто:

И деревья, и дома.

Свиснет ветер легкокрылый:

«Здравствуй, зимушка-зима».

Вновь для птиц кормушки ставят,

Насыпают в них корма.

И поют пичужек стаи:

«Здравствуй, зимушка-зима».

А зачем нужно делать кормушки для птиц?

А какие птицы обычно кормятся в ваших кормушках? Как их называют, одним словом?

А вы знаете, что зимой птицам не так страшен мороз, как голод, поэтому главное, чтобы в ваших кормушках всегда был корм.

Давайте проверим вашу внимательность и сообразительность. Отгадаем загадки.

Летом я ловила мошек,

Я зимой поем и крошек.

Люблю сало поклевать,

К вам в окошко залетать.

Очень юркая я птица,

А зовут меня… ( синица).

Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По полям ночует,

Коноплю ворует. (Воробей).

Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит …(сорока).

В зимнем лесу

Песни пою.

В морозы и в стужу

Гнездышко вью.

Там будут птенцы.

Об этом все знают.

А самка с гнезда никогда не слетает.

Своим теплом птенцов согревает. (Клест)

В деревне есть часы такие,

Не мертвые. А живые,

Ходят без завода,

Они птичьего рода. (Петух).

Потому что зимой птицам сложно найти корм.

Воробьи, синицы. Зимующие.

Петух здесь лишний, потому что это домашняя птица.

 

Ф

Изучение нового материала.

Физминутка:

Создание проблемной ситуации;

Постановка проблемы исследования;

Определение темы урока.

Молодцы. Ребята, а как вы думаете, кому посвящён наш урок сегодня?

Правильно. А какие еще есть птицы: зимующие и перелетные.

(схема на доске)

Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле?

Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов.

-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете?

Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.

- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать?

Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.

-А где могут жить птицы?

Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.

Сейчас ребята, вы будем настоящими исследователями. Будете определять и раскрашивать домашних и диких птиц.

Физминутка:

Птички в гнездышке сидят (дети сидят скристив руки)

Во все стороны глядят (повороты головы)

Погулять они хотят (встают и топают ногами)

И тихонько все летят (машут руками)

Прилетели и тихонько сели.

Зимующим птицам.

Много.

Разных размеров: маленькие и большие.

Нет, ни все птицы умеют летать.

В гнёздах, в дуплах.

Самостоятельная работа.

Ф

И

Работа по теме урока

– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.

-Какие птицы зимуют в наших краях?

– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой?

-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?

-Почему?

Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.

-Как же это удалось сделать ученым?

- Итак, ученые-орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.

-А как эти кольца помогли им?

На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.

Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.

- Почему эти птицы не улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно - голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?

Молодцы.

-Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Всегда помним о том, что птицам необходима еда, которая для них считается полезной и вкусной, т.к. не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.

Работают по учебнику страница 16.

Воробей, синица, дятел.

Рассказывают: кормушки делают и так рассыпают корм.

Нет.

Отвечают.

Смотрят страницу 17, страницу 85-86

Кормить. Делать для птиц кормушки и не забывать подсыпать корм. Не распугивать птиц возле кормушек.

Ф

П

Применение новых знаний.

Закрепить знания детей.

На парте у вас карточки.

Помогите птицам ответить на вопрос: кому улетать, а кому оставаться на родине?

Молодцы. А теперь давайте найдем «Кто здесь лишний»

Молодцы.

Работают по карточкам.

Работают по карточкам.

П

Итог урока

Рефлексия.

Зафиксировать новое содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку уч-ся.

С какими животными познакомились?

-Назовите главную особенность птиц?

-В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок

( перышко)

Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение

Я узнал…

Я понял…

Я буду…

Отвечают на вопросы учителя.

Ф

Домашнее задание.

Кто заинтересовался птицами? Провести эксперимент - наблюдение за птицами, «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки.

ФОУД (Формы организации учебной деятельности: И- индивидуальная, Г-групповая, П-работа в паре, Ф-фронтальная).