Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя Гумерова Людмила Валентиновна
Класс: 1-ый
Дата:
Предмет: Окружающий мир
Тема: Где зимуют птицы?
Цель: Создать условия для формирования первоначальных умений практического исследования природных объектов, формировать умение работать сообща. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.
Задачи:
Образовательные: Расширить представление о птицах; познакомить ребят с отличительными признаками перелётных птиц от зимующих птиц; познакомить детей с птицами, показать их разнообразие и красоту; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжить обучение практическому исследованию предметов природы.
Развивающие: способствовать развитию экологической грамотности, памяти, вниманию.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме по теме урока;
Логические: осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Личностные: понимание значения знаний для человека и принятию его; имение желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.
Структура занятий
Этапы
Образовательная задача урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
ФОУД
ПР
Орг. Момент
Проверка домашнего задания.
Мотивационный этап. Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке.
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
-Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?
-А чтобы получился такой урок, какими мы должны быть?
-Давайте немного вспомним прошлый урок. У вас на парте листочки, внимательно читайте и выполняйте задание (тест «Где живут слоны?») Выполнив, положите листочки на край парты.
Приветствуют учителя.
Интересным, познавательным.
Внимательными, думающими и активными.
Самостоятельно выполняют задание.
Ф
Самоопределение к деятельности
Навести детей на тему урока, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Здравствуй, зимушка-зима
Белым снегом все покрыто:
И деревья, и дома.
Свиснет ветер легкокрылый:
«Здравствуй, зимушка-зима».
Вновь для птиц кормушки ставят,
Насыпают в них корма.
И поют пичужек стаи:
«Здравствуй, зимушка-зима».
А зачем нужно делать кормушки для птиц?
А какие птицы обычно кормятся в ваших кормушках? Как их называют, одним словом?
А вы знаете, что зимой птицам не так страшен мороз, как голод, поэтому главное, чтобы в ваших кормушках всегда был корм.
Давайте проверим вашу внимательность и сообразительность. Отгадаем загадки.
Летом я ловила мошек,
Я зимой поем и крошек.
Люблю сало поклевать,
К вам в окошко залетать.
Очень юркая я птица,
А зовут меня… ( синица).
Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По полям ночует,
Коноплю ворует. (Воробей).
Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит …(сорока).
В зимнем лесу
Песни пою.
В морозы и в стужу
Гнездышко вью.
Там будут птенцы.
Об этом все знают.
А самка с гнезда никогда не слетает.
Своим теплом птенцов согревает. (Клест)
В деревне есть часы такие,
Не мертвые. А живые,
Ходят без завода,
Они птичьего рода. (Петух).
Потому что зимой птицам сложно найти корм.
Воробьи, синицы. Зимующие.
Петух здесь лишний, потому что это домашняя птица.
Ф
Изучение нового материала.
Физминутка:
Создание проблемной ситуации;
Постановка проблемы исследования;
Определение темы урока.
Молодцы. Ребята, а как вы думаете, кому посвящён наш урок сегодня?
Правильно. А какие еще есть птицы: зимующие и перелетные.
(схема на доске)
Ребята, как вы думаете, сколько видов птиц на Земле?
Птиц на земле очень много - около 9 тысяч видов.
-А какие бывают птицы по размеру, как вы считаете?
Есть птицы очень большие, чуть ли не двух метровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы.
- А как, по вашему мнению, все ли птицы умеют летать?
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать.
-А где могут жить птицы?
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, но есть и такие, которые не могут жить, ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или в горах, а другие – только на берегу моря.
Сейчас ребята, вы будем настоящими исследователями. Будете определять и раскрашивать домашних и диких птиц.
Физминутка:
Птички в гнездышке сидят (дети сидят скристив руки)
Во все стороны глядят (повороты головы)
Погулять они хотят (встают и топают ногами)
И тихонько все летят (машут руками)
Прилетели и тихонько сели.
Зимующим птицам.
Много.
Разных размеров: маленькие и большие.
Нет, ни все птицы умеют летать.
В гнёздах, в дуплах.
Самостоятельная работа.
Ф
И
Работа по теме урока
– Поставьте галочку около птицы, которую вы видели зимой.
– Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать себе даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
-Какие птицы зимуют в наших краях?
– На одном из прошлых уроков мы узнали, как можно помочь птицам зимой. Расскажите, чем вы помогли птицам этой зимой?
-В разных странах живут разные птицы. Подумайте, могут ли все эти птицы собраться вместе в зимнюю пору?
-Почему?
Зимой многие птицы совсем не смогли бы находить себе корм. Поэтому они улетают в теплые края, где корма всегда достаточно. Эти птицы называются перелетными. Теперь мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они замечали, что зимой некоторые птицы исчезают, а весной вновь появляются. Лишь со временем ученые – орнитологи узнали, куда улетают перелетные птицы.
-Как же это удалось сделать ученым?
- Итак, ученые-орнитологи придумали надевать на лапки птицам маленькие кольца.
-А как эти кольца помогли им?
На каждом кольце был номер и адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы.
Но не все птицы улетают. Те, которые проводят зиму у нас называют зимующими. Это синицы, поползни, дятлы и другие птицы. Они не улетают потому, что и зимой могут найти себе корм.
- Почему эти птицы не улетают на юг? Что птицам страшнее зимой холод или голод? Правильно - голод. Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птичка и тепло ей под пухом и перьями. И все же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно бывает во время метели, сильного мороза. Из десяти птичек выживает только две. А чтобы им помочь, мы должны… а что мы должны?
Молодцы.
-Вы уже сделали кормушки и угощаем птичек. Всегда помним о том, что птицам необходима еда, которая для них считается полезной и вкусной, т.к. не всегда птички бывают, довольны нашим угощением.
Работают по учебнику страница 16.
Воробей, синица, дятел.
Рассказывают: кормушки делают и так рассыпают корм.
Нет.
Отвечают.
Смотрят страницу 17, страницу 85-86
Кормить. Делать для птиц кормушки и не забывать подсыпать корм. Не распугивать птиц возле кормушек.
Ф
П
Применение новых знаний.
Закрепить знания детей.
На парте у вас карточки.
Помогите птицам ответить на вопрос: кому улетать, а кому оставаться на родине?
Молодцы. А теперь давайте найдем «Кто здесь лишний»
Молодцы.
Работают по карточкам.
Работают по карточкам.
П
Итог урока
Рефлексия.
Зафиксировать новое содержание урока.
Организовать рефлексию и самооценку уч-ся.
С какими животными познакомились?
-Назовите главную особенность птиц?
-В знак благодарности птицы вам приготовили сюрприз-подарок
( перышко)
Возьмите перышко из кормушки и продолжите предложение
Я узнал…
Я понял…
Я буду…
Отвечают на вопросы учителя.
Ф
Домашнее задание.
Кто заинтересовался птицами? Провести эксперимент - наблюдение за птицами, «Какие птицы прилетают к кормушке?» и как часто, если в кормушке: 1.Только хлебные крошки.2. Семечки. 3. Сало, семечки, хлебные крошки.
ФОУД (Формы организации учебной деятельности: И- индивидуальная, Г-групповая, П-работа в паре, Ф-фронтальная).