Технологическая карта урока. Русский язык 3 класс.
Предмет
Русский язык

Класс
3

Ф.И.О.  учителя
Карелина Валентина Александровна

Образовательное учреждение
МАОУ CШ ?Комплекс Покровский?

Тема
Имя прилагательное

Образовательные ресурсы и оборудование
учебник ?Русский язык? 3 класс,?2 часть: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/  ? С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова – М.: Вентана -Граф, 2018г.; 
презентация к уроку,
компьютер, проектор.

Цель учебного занятия
Цель:??наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; знакомство с понятием "склонение имени прилагательного".

Основные задачи:
Задачи урока:
Обучающие:?провести наблюдение за изменением грамматических форм имён прилагательных; познакомить с понятием "склонение имени прилагательного";
Развивающие:?создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы 
Воспитательные: воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах, группах ?для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.


Тип учебного занятия
урок открытия новых знаний

Форма проведения учебного занятия
исследование

Наглядно – демонстрационный материал
оценочные листы, карточки для групповой работы, листы с тестом


Формы работы
Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная , самостоятельная

Планируемые результаты

Предметные результаты:?-  распознавать имя прилагательное среди других частей речи; устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными; определять род, число и падеж имен прилагательных; уметь на практике применять полученные знания.
Регулятивные? УУД:?работать по предложенному плану; высказывать свое предположение; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; взаимоконтроль; отличать верно выполненное задание от неверного; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; осуществление пошагового контроля своих действий; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД:?выполнять действия с классификацией; обосновывать свои действия по классификации; ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); ориентироваться в учебнике; уметь находить и выделять необходимую информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения.

Коммуникативные УУД:?слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение работать в парах, группах; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
 Личностные результаты:?чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи; положительно относиться к процессу учения, к приобретению знаний и умений; определять общие для всех правила поведения; устанавливать связь между целью деятельности со своим  результатом. 


Межпредметные связи
Чтение, окружающий мир


Организационная структура урока
№
Название этапа урока 
Задача, которая должна быть?решена (в рамках достижения планируемых результатов)
Формы организации деятельности учащихся / используемые методы обучения
Действия учителя по организации деятельности учащихся
Действия учащихся (пред., позн., регул.)
Предметные УУД 
(формируемые 
на данном этапе урока)

1.
Самоопределение к деятельности.
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Фронтальная / Словесный.

Мотивирует, нацеливает учащихся на урок:
Слайд 1.
Тёплый лучик, нежный лучик,
 Он заглянет к нам в оконце.
 Принесет в своих ладошках
 Теплоту, частицу солнца.      
- Дорогие ребята! Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. 
- Вы готовы к работе вместе? 
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Дети поворачиваются друг к другу, берутся за руки, создавая ?цепь?.

-Да!
Личностные:
- осознают роль языка и речи в жизни людей;
- проявляют интерес к изучению языка;
Регулятивные:?
- сохраняют учебную задачу по изучению учебного материала в сотрудничестве с учителем;
Познавательные:
- преобразовывают информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные:?
- слушают и понимают речь учитель, задают вопросы на понимание.

2.
Актуализация знаний и постановка задачи урока
- объяснить правильное написание соединений букв;
- определить тему урока, сформулировать учебную задачу.


Индивидуальная / работа в парах, диалог (класс-учитель)
Слайд 2.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Алексея Плещеева, соблюдая интонацию.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

- О каком времени года идет речь? (о весне)
- Правильно, автор говорит о весне.
- По каким признакам вы поняли, что это весна?
- Назовите первый звук в слове весна. 
- Дайте характеристику  звуку.

- Откройте тетради, запишите число и классную работу. ( Организует минутку чистописания)
Слайд 3.
– Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания. Пропишите строчку с чередованием заглавной и строчной букв ?в?.
- Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску.
Слайд 4.
- Сейчас мы поиграем в игру ?Третий лишний?. Поработайте в парах.
- В каждой строке найдите лишнее слово и запишите его в тетрадь.
Солнце, солнышко, солнечный.
Весна, весенняя, веснушка.
Снежное, подснежник, снег.
Лес, лесок, лесные.
- Проверяем.
- Назовите, какие слова вы выписали. 
Слайд 5.
Лишние слова:?
солнечный, весенняя, снежное, ?лесные.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Как вы определили, что это имена прилагательные?
-Как вы думаете, какова тема урока? (на доске появляется табличка с темой)
- Теперь определим учебную задачу.

Слайд 6.
- Продолжаем работать в парах.
- К выписанным прилагательным подберите из слов для справок подходящие по смыслу имена существительные, запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.
Слова для справок:
Жители, погода, денёк, поле, пальто.
- Проверяем.  
Солнечный??денёк,
весенняя??погода,
лесные жители,
снежное??поле.
- Почему нельзя иначе составить словосочетания?
- Как называется такая связь имени прилагательного с именем существительным? (согласованием)
-Интересно, а как могут изменяться имена прилагательные?
- Это и будет проблемой нашего урока. 
- Сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. 
Слайд 7.
Учебная задача:?узнать, как изменяются имена прилагательные.


Читают отрывок








Отвечают на вопросы.


Перечисляют признаки весны.


Дают характеристику звука.






Прописывают чередование заглавной и строчной букв.

Оценивают себя по критериям ?правильно?, ?красиво?, ?аккуратно?.






Классификация слов. Распознавание частей речи.
?




Имена прилагательные.
Называют признаки предмета.
 Называют тему урока.







Составляют словосочетания, записывают их в тетрадь.











Доказывают.




Сталкиваются с затруднением.



Ставят учебную задачу.


Регулятивные:?
- составляют план учебной проблемы совместно с учителем;
- сверяют свои действия с целью: распознавать имена прилагательные среди других частей речи; 
Познавательные:
- осуществляют анализ и синтез;
- задают вопросы к именам прилагательным;
- устанавливают связь имен прилагательных с именами существительными;
- классифицируют имена прилагательные по существенным признакам;
- ориентируются в своей системе знаний о прилагательных.
Коммуникативные:?
- слушают и понимают ответы одноклассников;
- выражают свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.







Физкультминутка
- сохранение здоровья детей.
Фронтальная /Словесный, наглядный.  Практический.
- Предлагаю прервать активную мыслительную деятельность, заменив ее активной физической. 
Слайд ….1. ?Буратино?
2. Если я назову слова -прилагательные приседают мальчики, а если слово будет другой части речи – приседают девочки.
Выполняют упражнения, повторяя движения за учителем 

Личностные:
- умеют использовать язык с целью мотивации к изучению учебного материала.

3.
Стадия осмысления и поиска решения проблемы

- формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового способа деятельности (правила); 
- осмысление новой информации детьми.
Работа в группах / Частично-поисковый, практический., использование ИКТ, дискуссия

- Давайте договоримся, что для решения проблемы урока, мы станем научными исследователями и  проведём исследовательскую работу. 
 - Я предлагаю вам образовать группы.
- Вспомните правила групповой работы. 
- Выберите?РУКОВОДИТЕЛЯ ГРУППЫ.
- Каждая группа получит карточку для исследования, в ней 4 задания, по каждому заданию вы проведёте наблюдение и сделаете необходимые выводы. 
- Время ограничено. Желаю удачи!
- Проверим, как вы справились с задачей, и к каким выводам пришли.
Слайд 8.
1 исследовательское задание:   
- Сформулируйте определение, что такое имя прилагательное?
Проверим: (на экране появляется запись)
- Часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?
-Оцените работу группы:
! - правильно
? - есть ошибки

Слайд 9.
2  исследовательское задание:  
- Сравните. Слова, какой части речи изменяются по родам, а какой нет?
высокий дуб          
высокая сосна     
высокое дерево      
-Проверим: (на экране появляется запись)
Вывод:
имена существительные по родам не изменяются; 
имена прилагательные по родам изменяются 
- Оцените работу группы:
! - правильно
? - есть ошибки

Слайд 10.
3  исследовательское задание:  
- Сравните словосочетания. Сделайте вывод, а могут ли прилагательные изменяться по падежам и числам?
Сочная трава - за сочной травой
Родное гнездо - из родного гнезда
Серебристая песенка - серебристые песенки
- Проверим: (на экране появляется запись)
Вывод:
Изменяется по числам, изменяется по падежам. 
-Оцените работу группы:
! - правильно
? - есть ошибки

Слайд 11.
4  исследовательское  задание:
- Найди главные члены предложений. Подчеркни имена прилагательные как члены предложения.
Сделайте вывод, каким членом предложения чаще всего является имя прилагательное.
Наступили солнечные деньки. Лесные жители обрадовались весенней погоде. На снежном поле появились проталинки.
-Проверим: (на экране появляется запись)
Вывод:
В предложении чаще всего бывает определением 
- Оцените работу группы:
! - правильно
? - есть ошибки

- Как оценили групповую работу?
Учитель комментирует итоги групповой работы.
- Молодцы, выполнили исследовательскую работу и решили проблему урока.
- Наши знания будут более полными, если мы познакомимся с материалами рубрики "Тайны языка?.  Прочитайте их, на стр. 98 учебника
-Что вы узнали нового?
(во множественном числе род имён прилагательных не определяется; изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам называется склонением) 
Слайд 12.
- Итак, к какому результату в исследовании  мы с вами пришли?
Принимают и осознают условия работы




Проговаривают правила работы в группах. 






Выполняют исследовательскую работу.
Выступают исследователи 1, 2, 3 и 4 группы. 

Осуществляют самоконтроль результатов выполнения задания на оценочном листе.

Формулируют выводы на основе результатов исследовательской работы.







































































Руководители групп отчитываются по оценочным листам.
Если 4?!?- к оценочному листу прикрепляется солнышко.


Читают рубрики ?Тайны языка?.
Отвечают на вопросы учителя





Рассказывают с опорой на слайд.
Регулятивные:
- работают по предложенному учителю плану;
- выдвигают свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличают верно выполненное задание от неверного;
- осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль;
Познавательные:
- ориентируются в материале учебника;
- находят и выделяют необходимую информацию;
- умеют сравнивать, называя критерий для сравнения;
Коммуникативные:
- оформляют свои мысли в устной форме на уровне небольшого текста;
 - умеют работать в парах, группах;
- слушают и слышат других; 
- пытаются принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
 

4.
Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.
- формирование умения выполнять задание: выписать из текста словосочетания (прил.+сущ.), определить у прилагательных род, число, падеж.Взаимодействие в образовательном процессе
Индивидуальная, работа с текстом / практический. 
Работа по учебнику.
- Выполните ?в тетради упр. 3 стр. 98 (учитель даёт образец работы на доске).
 (выписать словосочетания: прил.+сущ.; отметить в словосочетаниях главное слово; определить у прилагательных род, число, падеж).
- Проверяем работу.


Выполняют упражнение.
Личностные:
- устанавливают связь между целью деятельности и своим результатом.
Регулятивные:
- осуществляют самоконтроль выполнения упражнения;
- в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- устанавливают причинно-следственные связи в определении рода, числа, падежа прилагательного.
Коммуникативные:
- умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- проверка полученных знаний
Индивидуальная, работа с тестом, работа в парах /практический.

Слайд 13.
- А сейчас я предлагаю вам выполнить тест, чтобы проверить, как вы усвоили тему урока (см. приложение к уроку) 
- Обменяйтесь тетрадками и проверьте работу друг у друга.

- Оцените работу своего одноклассника.

8 баллов – ?5?
7 - 6 баллов – ?4?
5 - 4 баллов – ?3?
3 и менее – ?дайте  рекомендации для улучшения результата?
Выполнение теста (самостоятельно)

Выполняют проверку.

Оценивают работу своего одноклассника.

Личностные:
- устанавливают связь между целью деятельности и своим полученным результатом.
Регулятивные:
- осуществляют самоконтроль, дают оценку совместной деятельности с учителем и одноклассниками на уроке, приходят к пониманию того, что усвоено и того над чем ещё надо работать.
Познавательные:
- делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- учатся работать в паре, договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

6.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
Фронтальная / Словесный: диалог (класс-учитель)
- Итак, подводим итог нашего урока.
- Какую учебную задачу мы поставили перед собой на уроке?
- Смогли мы её достичь?
- У вас на партах лежат маленькие замочки и ключики. Если сегодня на уроке вы открыли для себя новое знание по русскому языку, возьмите ключик и поднимите его вверх. Если вы считаете, что не до конца разобрались с правилом, что остались вопросы по этой орфограмме, возьмите замочек.
- Оцените  результаты своей деятельности на уроке.
- Кого вы хотите похвалить за урок?
Слайд 14.
*Дополните предложения:
Сегодня на уроке я познакомился (познакомилась) с …      .
Я научился (научилась) …    .
На следующем уроке я хотел(а) бы …   
- Ребята, закрепить свои знания вы сможете при выполнении домашнего задания.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.      
Д/з (на выбор): 
1) учебник с.99 упражнение 5, выучить правила на стр.96, 97, 98.
2) Творческое задание. Найти стихотворение о природе. Выписать из него словосочетания прил. + сущ. Определить у прилагательных род, число, падеж. 

Спасибо за работу!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности и работе одноклассников.









 









Записывают в дневник домашнее задание.
Тетради, оценочные листы сдают для оценивания учителю.




Приложение к уроку.
Тест по теме ?Имя прилагательное?.

Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет
б) признак предмета
в) действие
г) количество предметов                 
На какие вопросы отвечает прилагательное?
а) Какой? Какая? Какое? Какие?
б) Кто? Что?
в) Что делать? Что сделать?
г) Сколько?  
3. Имя прилагательное в предложении является:?а)??определением?б)??дополнением?в) обстоятельством?г)??подлежащим?д) сказуемым
4. Как изменяются имена прилагательные?
а) по числам и родам,
б) по падежам, числам и родам,
в) по падежам и числам.
5. В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?
а) в единственном числе,
б) во множественном числе.
6. Отметь словосочетания, в которых имя прилагательное находится в ед.ч. ж.р.
а) интересная сказка                      б) большое пламя
в) яркое солнце                                г) красивая картина.
7. Прочитай словосочетание:??в красной юбке?. Определите падеж прилагательного.
а) Д.п.                                     б) Им.п.
в) П.п.                                     г) Т.п.
8. Прочитай предложение:??Рыжая собака весело прыгала по лужам?. Выбери верную характеристику прилагательного.
а)  ед.ч., м.р., Им.п.                                   
б) ед.ч., с.р., Им.п.
в)  мн.ч., ж.р., Р.п.                                   
 г) ед.ч., ж.р., Им.п.