Технологическая карта урока

по теме «Официально-деловой стиль речи».

6 класс

Предмет: русский язык

Класс: 6-ой

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: познакомить обучающихся с официально-деловым стилем, помочь освоить его особенности, совершенствовать умение составлять заявление и диалог, учитывая их структуру; обеспечить языковое развитие обучающихся; воспитывать внимательное отношение к слову.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: знать понятие «официально-деловой стиль речи», его особенности (сферу употребления, цель, языковые средства, стилевые черты), уметь реализовывать тексты заявления и диалоги по инструкции;

метапредметные:

регулятивные – целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и

осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё предстоит

освоить;

познавательные – структурируют знания, извлекая информацию; формируют

умения систематизировать материал в виде таблицы; превращать краткую

запись таблицы в связный текст;

коммуникативные – соблюдение правил речевого поведения, умение

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

личностные– способность к самооценке своих действий, осознание своих

эмоций.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная,

в парах, фронтальная.

Оборудование: карточки для работы в парах и в группах.

Основные понятия: официально-деловой стиль, заявление, текст.

Ход урока

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.Организационный

момент

Цель – обеспечение сосредоточенного внимания при получении новых знаний

Приветствует обучающихся

Приветствуют учителя, готовятся к работе.

К .Уметь

слушать

учителя

Л. Осознавать свои эмоции

II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности

Демонстрирует картины. Верно. Тема нашего урока «Официально - деловой стиль речи».

Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель.

К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

Р. Уметь планировать свою деятельность

III.Целеполагание

Цель – развитие навыка в умении формулировать

IV.Актуализация знаний.

Цель закрепление и обобщение изученного материала

Вступительное слово

- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о стилях речи.

Вспоминаем, что такое стиль речи?

- На какие вопросы следует ответить, чтобы определить стиль речи?

(С кем, где, зачем говорим?)

- Какие стили вам уже известны? (п.18)

- С каким стилем вы незнакомы?

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Приводят примеры.

П. Уметь систематизи-ровать собственные знания, прослушивая высказывания одноклассни -ков

К. Уметь строить монологиче-ские высказывания

III.Целеполагание

Цель – развитие навыка в умении формулировать тему урока, ставить цель

Записываем.

- Что мы будем выяснять на уроке?

- Почему так называется?

Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель.

К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли

Р. Уметь планировать свою деятельность

IV.Открытие новых знаний

Цель знакомство с особенностями официально-делового стиля

Для знакомства с особенностями официально-делового стиля нам следует прочитать п.19 и заполнить таблицу:

1.Сфера употребления

(где и с кем употребляем?);

2.Цель высказывания

(зачем говорим?); 3.Языковые средства; 4.Стилевые черты.

Читают учебник.

Задают вопросы учителю. Отбирают нужный материал, заполняя таблицу:

1.В официальной обстановке:

законодательные документы и деловые бумаги.

2. Сообщение, передача деловой информации.

3.Слова только в прямом значении;

- специальные термины.

4. Точность изложения.

Стандарт в оформлении деловых бумаг.

П. Уметь ориентировать-ся в учебнике, находить нужную информацию

Р. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью,

систематизиро-вать информацию

V.Первичное закрепление

Цель создание условий для осознания и осмысления новой и учебной информации

- Вы правильно отметили особенности

официально-делового стиля. Обратим внимание на его языковые сре

Работают в парах по карточкам, выполняя

задания по лексике.

Отвечают на вопросы.

П.Уметь применять знания, полу-ченные на уроке, делать выводы

К. Уметь контролировать действия

Р. Уметь анализировать собственную деятельность,

исправлять ошибки

Физкультминутка

VI.Применение знаний

Цель - обеспечение осмысления структуры заявления.

- Ребята, с какими из текстов официально-делового стиля вы уже встречались?

(Упр. 91)

- Одним из распространённых текстов данного стиля является заявление.

- Что вы знаете о заявлении?

- Давайте прочитаем определение по словарю.

- Кому вы могли бы

написать заявление?

- Ребята, а как построено заявление? (Упр. 89)

- Запишите в тетради его структуру.

Отвечают на вопросы.

Работают со словарём.

С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Заявление – это письменная просьба о чём-н.

или официальное сообщение в устной или письменной форме.

Записывают структуру:

1.Кому;

2. от кого;

3. заголовок (заявление);

4. текст;

5. дата (слева);

6. подпись (справа).

Л. Иметь мотивацию к учебной деятельности

П. Уметь осуществлять поиск информации для

выполнения

учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, справочников

VII.Практическая деятельность

Цель

закрепление умений написания заявления

- Как оформляются тексты официально-делового стиля?

- Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания?

Запишите в исправленном виде

(индивидуальная работа).

Исправляют текст и записывают в тетрадь.

П. Уметь самостоятельно выбирать решения, обосновывать выбор

Р. Уметь применять знания в нестандартной ситуации

VIII.Подведение итогов. Оценивание деятельности

Цель - обеспечение усвоения принципов

оценивания своей деятельности

- Ребята, удалось ли нам решить учебные задачи?

- Назовите основную цель официально-делового стиля?

- Какова сфера применения данного стиля?

- В чём особенности официально-делового стиля?

- О каком жанре оф.-делового стиля мы сегодня говорили?

- Как вы оцениваете свой результат деятельности?

Отвечают на вопросы.

Делают вывод об особенностях официально-делового стиля.

Оценивают себя.

К.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы

Р. Уметь делать выводы, подводить итоги

Л. Способность к самооценке, основе критерия успешной учебной деятельности

IX.Домашнее задание

Цель обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д.з.

П.19. Упр. 90.

Записывают домашнее задание.

П. Уметь при выборе вида работы обосновывать решение

X.Рефлексия

Цель – обеспечение усвоения принципов самоанализа

Анализ деятельности

- Что для меня было интересным?

- Где можно применить полученные знания?

- За что я могу себя похвалить?

- Что получилось и не получилось? Почему?

- Смогу ли выполнить домашнее задание?

Проводят рефлексию своей деятельности

К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других

Р. Уметь анализировать свою деятельность

Приложение

1. Таблица «Особенности официально-делового стиля речи»

Цель высказывания

(Зачем говорим?)

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления

(Где и с кем употребляем?)

Сообщение, передача деловой информации.

1.Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров.

2.Стандарт в оформлении деловых бумаг.

Лексика:

- слова только в прямом значении;

- специальные термины (дипломатические, юридические и другие).

В официальной обстановке.

1. Законодательные документы (закон, устав, указ и т.д.).

2.Деловые бумаги (справка, заявление, доверенность, характеристика, биография, инструкция и т.д.).

2. Работа в парах по карточкам

Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики:

1.ходатайство 1. оштрафовать

2.хищение 2. в прошлом году

3. задолженность 3. просьба

4.в истекшем году 4. поблагодарить

5.наложить штраф 5. долг

6.объявить благодарность 6.кража

3. Индивидуальная работа (или по вариантам)

Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания? Запишите в исправленном виде:

Директору птицефабрики

Петрову Ивану

птичницы Васильевой Ани

Заявление.

Прошу Вас, дорогой Иван, отпустить меня денёчка на два с работы, чтобы я смогла скатать к своим ненаглядным деткам. Я о них сильно соскучилась.

С приветом Анна Григорьевна. 23.06. 2017.

Директору птицефабрики

Петрову И.В.

птичницы Васильевой А.Г.

заявление.

Прошу отпустить меня с работы 24-25июня 2017 года по личным обстоятельствам.

23.06. 2017. А.Г.Васильева

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заведующему теплицей «Рассвет»

Пермякову В.В.

Ушаковой Веры Петровны

Заявление.

Прошу принять меня разнорабочей в вашу тепличку. Я окончила техникум, работать смогу.

Ушакова Верочка 15.05.2017.

Заведующему теплицей «Рассвет»

Пермякову В.В.

Ушаковой В.П.

заявление.

Прошу принять меня разнорабочей в теплицу «Рассвет». Документы прилагаются.

15.05.2017. В.П.Ушакова

Директору школы

Комаренко В.П.

от Игнатовой Л.С.

Заявление.

Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель школы Игнатова. Уважаемая, очень прошу, освободите меня на время от работы. Я прохожу лечение, справку потом принесу.

23 ноября 2016 г.

Директору школы

Комаренко В.П.

от Игнатовой Л.С.

заявление.

Прошу освободить меня от работы с 24 ноября 2016 года в связи

с личными обстоятельствами.

23 ноября 2016 г. Л.С. Игнатова

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Начальнику почты

Титову В.П.

от Реброва Сергея

Заявление.

Прошу Вас принять меня временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2017 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.

Ребров С. ________________

Начальнику почты

Титову В.П.

от Реброва С.Б.

заявление.

Прошу принять меня на работу разносчиком телеграмм с 23 марта

по 14 мая 2017 года.

20.03.2017. С.Б. Ребров