Технологическая карта урока
по теме «Официально-деловой стиль речи».
6 класс
Предмет: русский язык
Класс: 6-ой
Тип урока: урок развития речи.
Цель урока: познакомить обучающихся с официально-деловым стилем, помочь освоить его особенности, совершенствовать умение составлять заявление и диалог, учитывая их структуру; обеспечить языковое развитие обучающихся; воспитывать внимательное отношение к слову.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать понятие «официально-деловой стиль речи», его особенности (сферу употребления, цель, языковые средства, стилевые черты), уметь реализовывать тексты заявления и диалоги по инструкции;
метапредметные:
регулятивные – целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже освоено и что ещё предстоит
освоить;
познавательные – структурируют знания, извлекая информацию; формируют
умения систематизировать материал в виде таблицы; превращать краткую
запись таблицы в связный текст;
коммуникативные – соблюдение правил речевого поведения, умение
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
личностные– способность к самооценке своих действий, осознание своих
эмоций.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная,
в парах, фронтальная.
Оборудование: карточки для работы в парах и в группах.
Основные понятия: официально-деловой стиль, заявление, текст.
Ход урока
Этап урока и его цель
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I.Организационный
момент
Цель – обеспечение сосредоточенного внимания при получении новых знаний
Приветствует обучающихся
Приветствуют учителя, готовятся к работе.
К .Уметь
слушать
учителя
Л. Осознавать свои эмоции
II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности
Демонстрирует картины. Верно. Тема нашего урока «Официально - деловой стиль речи».
Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель.
К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли
Р. Уметь планировать свою деятельность
III.Целеполагание
Цель – развитие навыка в умении формулировать
IV.Актуализация знаний.
Цель – закрепление и обобщение изученного материала
Вступительное слово
- Ребята, на прошлом уроке мы говорили о стилях речи.
Вспоминаем, что такое стиль речи?
- На какие вопросы следует ответить, чтобы определить стиль речи?
(С кем, где, зачем говорим?)
- Какие стили вам уже известны? (п.18)
- С каким стилем вы незнакомы?
Слушают учителя.
Отвечают на вопросы.
Приводят примеры.
П. Уметь систематизи-ровать собственные знания, прослушивая высказывания одноклассни -ков
К. Уметь строить монологиче-ские высказывания
III.Целеполагание
Цель – развитие навыка в умении формулировать тему урока, ставить цель
Записываем.
- Что мы будем выяснять на уроке?
- Почему так называется?
Формулируют тему урока, ставят задачи и определяют цель.
К. Уметь с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли
Р. Уметь планировать свою деятельность
IV.Открытие новых знаний
Цель – знакомство с особенностями официально-делового стиля
Для знакомства с особенностями официально-делового стиля нам следует прочитать п.19 и заполнить таблицу:
1.Сфера употребления
(где и с кем употребляем?);
2.Цель высказывания
(зачем говорим?); 3.Языковые средства; 4.Стилевые черты.
Читают учебник.
Задают вопросы учителю. Отбирают нужный материал, заполняя таблицу:
1.В официальной обстановке:
законодательные документы и деловые бумаги.
2. Сообщение, передача деловой информации.
3.Слова только в прямом значении;
- специальные термины.
4. Точность изложения.
Стандарт в оформлении деловых бумаг.
П. Уметь ориентировать-ся в учебнике, находить нужную информацию
Р. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной целью,
систематизиро-вать информацию
V.Первичное закрепление
Цель – создание условий для осознания и осмысления новой и учебной информации
- Вы правильно отметили особенности
официально-делового стиля. Обратим внимание на его языковые сре
Работают в парах по карточкам, выполняя
задания по лексике.
Отвечают на вопросы.
П.Уметь применять знания, полу-ченные на уроке, делать выводы
К. Уметь контролировать действия
Р. Уметь анализировать собственную деятельность,
исправлять ошибки
Физкультминутка
VI.Применение знаний
Цель - обеспечение осмысления структуры заявления.
- Ребята, с какими из текстов официально-делового стиля вы уже встречались?
(Упр. 91)
- Одним из распространённых текстов данного стиля является заявление.
- Что вы знаете о заявлении?
- Давайте прочитаем определение по словарю.
- Кому вы могли бы
написать заявление?
- Ребята, а как построено заявление? (Упр. 89)
- Запишите в тетради его структуру.
Отвечают на вопросы.
Работают со словарём.
С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
Заявление – это письменная просьба о чём-н.
или официальное сообщение в устной или письменной форме.
Записывают структуру:
1.Кому;
2. от кого;
3. заголовок (заявление);
4. текст;
5. дата (слева);
6. подпись (справа).
Л. Иметь мотивацию к учебной деятельности
П. Уметь осуществлять поиск информации для
выполнения
учебных заданий с использовани-ем учебной литературы, справочников
VII.Практическая деятельность
Цель –
закрепление умений написания заявления
- Как оформляются тексты официально-делового стиля?
- Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания?
Запишите в исправленном виде
(индивидуальная работа).
Исправляют текст и записывают в тетрадь.
П. Уметь самостоятельно выбирать решения, обосновывать выбор
Р. Уметь применять знания в нестандартной ситуации
VIII.Подведение итогов. Оценивание деятельности
Цель - обеспечение усвоения принципов
оценивания своей деятельности
- Ребята, удалось ли нам решить учебные задачи?
- Назовите основную цель официально-делового стиля?
- Какова сфера применения данного стиля?
- В чём особенности официально-делового стиля?
- О каком жанре оф.-делового стиля мы сегодня говорили?
- Как вы оцениваете свой результат деятельности?
Отвечают на вопросы.
Делают вывод об особенностях официально-делового стиля.
Оценивают себя.
К.Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы
Р. Уметь делать выводы, подводить итоги
Л. Способность к самооценке, основе критерия успешной учебной деятельности
IX.Домашнее задание
Цель – обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д.з.
П.19. Упр. 90.
Записывают домашнее задание.
П. Уметь при выборе вида работы обосновывать решение
X.Рефлексия
Цель – обеспечение усвоения принципов самоанализа
Анализ деятельности
- Что для меня было интересным?
- Где можно применить полученные знания?
- За что я могу себя похвалить?
- Что получилось и не получилось? Почему?
- Смогу ли выполнить домашнее задание?
Проводят рефлексию своей деятельности
К. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слышать и понимать речь других
Р. Уметь анализировать свою деятельность
Приложение
1. Таблица «Особенности официально-делового стиля речи»
Цель высказывания
(Зачем говорим?)
Стилевые черты
Языковые средства
Сфера употребления
(Где и с кем употребляем?)
Сообщение, передача деловой информации.
1.Точность изложения: полное наименование государственных учреждений, организаций; конкретное обозначение дат, величин, количеств, размеров.
2.Стандарт в оформлении деловых бумаг.
Лексика:
- слова только в прямом значении;
- специальные термины (дипломатические, юридические и другие).
В официальной обстановке.
1. Законодательные документы (закон, устав, указ и т.д.).
2.Деловые бумаги (справка, заявление, доверенность, характеристика, биография, инструкция и т.д.).
2. Работа в парах по карточкам
Подберите к словам из официально – делового стиля синонимы из общеупотребительной лексики:
1.ходатайство 1. оштрафовать
2.хищение 2. в прошлом году
3. задолженность 3. просьба
4.в истекшем году 4. поблагодарить
5.наложить штраф 5. долг
6.объявить благодарность 6.кража
3. Индивидуальная работа (или по вариантам)
Что не соответствует в данном заявлении обязательной форме его написания? Запишите в исправленном виде:
Директору птицефабрики
Петрову Ивану
птичницы Васильевой Ани
Заявление.
Прошу Вас, дорогой Иван, отпустить меня денёчка на два с работы, чтобы я смогла скатать к своим ненаглядным деткам. Я о них сильно соскучилась.
С приветом Анна Григорьевна. 23.06. 2017.
Директору птицефабрики
Петрову И.В.
птичницы Васильевой А.Г.
заявление.
Прошу отпустить меня с работы 24-25июня 2017 года по личным обстоятельствам.
23.06. 2017. А.Г.Васильева
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заведующему теплицей «Рассвет»
Пермякову В.В.
Ушаковой Веры Петровны
Заявление.
Прошу принять меня разнорабочей в вашу тепличку. Я окончила техникум, работать смогу.
Ушакова Верочка 15.05.2017.
Заведующему теплицей «Рассвет»
Пермякову В.В.
Ушаковой В.П.
заявление.
Прошу принять меня разнорабочей в теплицу «Рассвет». Документы прилагаются.
15.05.2017. В.П.Ушакова
Директору школы
Комаренко В.П.
от Игнатовой Л.С.
Заявление.
Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель школы Игнатова. Уважаемая, очень прошу, освободите меня на время от работы. Я прохожу лечение, справку потом принесу.
23 ноября 2016 г.
Директору школы
Комаренко В.П.
от Игнатовой Л.С.
заявление.
Прошу освободить меня от работы с 24 ноября 2016 года в связи
с личными обстоятельствами.
23 ноября 2016 г. Л.С. Игнатова
-------------------------------------------------------------------------------------------------
Начальнику почты
Титову В.П.
от Реброва Сергея
Заявление.
Прошу Вас принять меня временно на работу разносчиком телеграмм. С 23 марта по 14 мая 2017 года. Прошу не отказывать в моей просьбе. Я буду очень стараться.
Ребров С. ________________
Начальнику почты
Титову В.П.
от Реброва С.Б.
заявление.
Прошу принять меня на работу разносчиком телеграмм с 23 марта
по 14 мая 2017 года.
20.03.2017. С.Б. Ребров