* {font-family: Arial; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
.Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}
Этап урока
(название, время, цели)
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I.Организационный момент
Продолжительность: 1-2 мин.
Приветствие учащихся.
Поверка готовности к уроку.
Приветственное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в этот весенний день на нашем уроке. Пожелаем друг другу удачи и весеннего настроения
Присаживайтесь, ребята, на свои места.
Сегодня работа будет проводиться в парах
Проверяют готовность к уроку: наличие письменных принадлежностей, тетради, учебника, дневника.
Личностные
Самоопределение к деятельности. Регулятивные:
Организация рабочего места.
Включение в учебную деятельность
II. Мотивация к учебной деятельности
Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
Продолжительность: 5 мин.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Устанавливает тематические рамки.
Учитель: Перед вами на листочках – предложения. Можно ли их назвать текстом? Чтобы прочитать его, вам нужно вставить необходимые по смыслу слова.
Чем вы можете воспользоваться, если будете испытывать затруднения?
Неужели вы ни разу не видели радугу? Даже летом после сильного дождя? Не может этого быть, я вам говорю, не может!
Только увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, все-таки мне жаль вас.
Ну, выйдите в дождь на берег реки, не уходите ни в коем случае, даже если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. Именно вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал!
(Е.Ильичев)
Учитель: - А теперь мы можем назвать эти предложения текстом?
- Прочитайте полученный вариант текста.
Теперь прочитайте и сравните ваш текст с текстом Ильичёва.
-Словами какой части речи вы дополнили текст? Почему?
-У писателя тоже частицы использованы в тексте?
Вывод учителя: Значит, в центре нашего внимания на уроке будут какие слова?
Ученик:
-Если кто-то будет испытывать затруднения, то может воспользоваться учебником, Интернетом.
Читают текст Е.Ильичёва, вставляя и записывая по смыслу частицы, доказывают, что эти предложения – текст, и устанавливают тем самым тематические рамки урока.
Деформированный текст
… вы … разу … видели радугу? … летом после сильного дождя? … может этого быть, я вам говорю, … может!
… увидев радугу, человек способен понять, как красива природа после дождя. Нет, … мне жаль вас.
…,выйдите в дождь на берег реки, … уходите … в коем случае, … если сильно промокнете. Вам обязательно повезет. … вам, потому что вы умеете ценить красоту, а главное - сделали все так, как я сказал! (Е.Ильичев)
Ученики (ответы):
Читают восстановленный текст.
- Частицы.
Слова подходят по смыслу.
- В центре нашего внимания ЧАСТИЦА и ТЕКСТ.
Владение ключевыми лингвистическими понятиями.
Личностные
Развитие внутренней потребности включения в учебную деятельность
Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Регулятивные
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Коммуникативные уметь работать в парах; уметь слушать и понимать речь других, уметь выражать свои мысли вслух.
III. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи, гипотезы)
Цели: организовать актуализацию навыка анализа текста, организовать выполнение учащимися учебного задания.
Продолжительность:
3 мин.
Предлагает составить кластер «Частица»,
организует актуализацию умений по работе со словом, текстом.
Учитель:
-Вспомните составленный вами кластер по теме «Частица».
-Напомните, что такое «Кластер»?
-Можно обратиться к словарям или Интернету:
Выставка словарей
«Эти книги знают всё»
Учитель:
Какая однородная составляющая кластера ещё не включена?
Какую цель каждый из вас поставил бы на урок?
Какую гипотезу каждый может выдвинуть на уроке?
- Мы сегодня представим себя в роли лингвистов, поэтому нужно спланировать работу, соответствующую поставленной цели.
Ученики называют значение слова «кластер», вспоминая или обращаясь к словарям, Интернету.
ПравописаниеОпределениеУченики составляют кластер по теме «Частица».
Частица
Строение
Разряд?
Ответ учеников:
-Употребление частиц в речи.
Называют цели урока:
-научиться употреблять частицы в текстах разных стилей, в речи устной и письменной.
Выдвигают гипотезу:
Частица употребляется в текстах разных типов и стилей.
Частица вносит своё значение в текст.
Планируют действия:
1.Прочитать и проанализировать тексты разных стилей, т.е. провести исследование.
2.Сделать вывод об употреблении частиц в текстах.
Знать, что такое «частица», какие существуют словари, уметь с ними работать.
Личностные: смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Регулятивные:
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять кластер, заполнять таблицу)
Коммуникативные
Уметь строить лингвистическое высказывание, оформляя свои мысли в устной и письменной форме.
IV. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группах;
организовать самопроверку и самооценку;
организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Продолжительность:
20 мин:
10 мин. на исследование + 10 мин. на защиту
Деление класса на пары;
Определение задач для каждой пары
Учитель:
Предлагаю провести небольшую исследовательскую работу. (Исследование текстов разных стилей).
Задания для работы даны в «Карте исследования». Задание «Прочитайте текст, определите, к какому стилю он относится, обоснуйте свой ответ, приводя в доказательство 2-3 аргумента. Определите роль частиц в этом тексте, для этого выпишите частицы, укажите их разряды, какой оттенок значения вносит каждая из них в текст? Заполните таблицу, указав роль частиц в тексте (для определения роли частиц в тексте используйте материал учебника».
Физкультминутка
(перед защитой)
Защита работ.
Вывод:
1.Используются ли частицы в текстах?
2.Одинаковое кол-во частиц в текстах используется? В каких больше?
3. Как вы думаете, почему в художественном и разговорном стиле больше частиц? Какова роль частиц в этих текстах?
Оцените себя и своих одноклассников по критериям.
Самостоятельная работа в парах: Анализируют тексты разных стилей в «Карте исследования» по заданию.
Оформляют записи в таблице.
Вывод делают учащиеся самостоятельно.
1 текст.
Вот и пришла долгожданная весна. Не с весны ли начинается все в природе и людях? Разве можно ее не любить? Как приятно подышать свежим воздухом, послушать музыку капели!
Пригрело солнышко, и начали плакать сосульки. А вон на припёке, у самой стены дома, показались зеленые ростки травы.
Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва!
Стиль текста
Какие частицы используются?
Их разряд?
Роль частиц в тексте
художественный
Вот и, не, ли, разве, а вон, как, вряд ли
Эмоциональность, экспрессивность, Восторженность, восклицание…
Вывод:
Художественный стиль речи.
Основная функция – эмоционально-эстетическое воздействие на читателя. Тропы – метафора, олицетворение.
Для художественной выразительности используются частицы в риторических вопросах .., риторических восклицаниях –….
2 текст. Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… Именно по тому, как человек говорит, мы сразу же можем судить о том, с кем имеем дело. Даже учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Стиль текста
Какие частицы используются? Их разряд?
Роль частиц в тексте
публицистический
Это, именно, же, даже
Помогают выразить позицию автора, передать общую тональность текста, экспрессивность
3 текст. К грызунам относятся крысы, мыши, белки и даже морские свинки.
Белка – грызун с серым или рыжим мехом и красивым хвостом такой же длины, как и всё туловище. Хвост укрывает белку от солнца и дождя, помогает балансировать* на тонких ветвях и рулить в воздухе.
В начале осени белка запасает на зиму жёлуди, орехи. Зимой она не всё находит, и на месте тайника вырастают деревья.
Стиль текста
Какие частицы используются?
Роль частиц в тексте
научный
Даже, же, и, не
Помогают передать информацию более точно (усиление, отрицание), причем сжато.
Стиль текста – научный.
Главная задача - передача точной и объективной информации, не отвлекаясь на эмоции. Частицы помогают сделать информацию сжатой и точной.
4 текст.
Расписка.
Я, Иванов Иван Иванович, учащийся 7 класса МБОУ «Вещевская ООШ, взял у преподавателя физкультуры Сидорова Петра Ивановича лыжи для подготовки к районным соревнованиям. Обязуюсь вернуть не позднее понедельника, 23.02.2019г.
Иванов И.И.
Стиль текста
Какие частицы используются?
Роль частиц в тексте
деловой
не
Помогают передать информацию максимально конкретно, без двойственных толкований, без эмоций.
Стиль – деловой.
Текст официально-делового стиля должен быть максимально сжатым: все четко, конкретно, по существу. Лишних деталей быть не должно.
Основные характеристики делового стиля – это точность. Этот стиль делает главный акцент на передаче информации, не допускает двойственности толкований. Частицы практически не употребляются.
5 текст.
-Мой друг уехал в экспедицию. Аж на Дальний Восток.
– Неужели? Он же вернется?
– Вряд ли.
- Звонить-то обещал? Ведь друг же?
Стиль текста
Какие частицы используются? Их разряд?
Роль частиц в тексте
разговорный
Аж, неужели, же, вряд ли, -то, ведь, же
Помогают выразить свое отношение к теме разговора (вопрос, сомнение, усиление) и к собеседнику, причем сжато, эмоционально. Часто входит в качестве компонента в предложение.
Стиль – разговорный, устная форма – диалог, основная функция – общение.
Собеседникам информацию нужно передать в условиях неподготовленного заранее общения и одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причём сжато, эмоционально, энергично.
В разговорном стиле используются частицы всех разрядов.
В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так–таки, идёт – разговорные, аж, эк, ага, ишь, вишь – просторечные.
Вывод: Ученики:
Частицы используются в текстах разных стилей, но больше всего в художественном и разговорном.
Оценивают результаты своей работы.
Овладение основными приёмами анализа текста, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Работа с «Толковым словарём»
Познавательные:
Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов; определение основной и второстепенной информации.
Уметь интерпретировать свои мысли в таблице.
Коммуникативные
Уметь работать в парах.
Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по плану, распределять время на подготовку.
V. Лингвистический эксперимент
Зафиксировать новое содержание урока
Давайте и мы поработаем писателями.
По вашему мнению, какая группа частиц раскрывает вашу сущность, характер, настроение? Запишите их.
Перед вами 2 предложения. Что в них общего? Что разного? Какое предложение можно употребить в диалоге? Чего добился автор коррекцией? Какими средствами?
1.Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
2.- Вот ещё – лесная мышь!
Проанализируйте предложение на доске:
В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Найдите речевую ошибку в этом предложении. Исправьте.
Ученики называют частицу, которая соответствуют характеру, настроению.
1.Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
2.- Вот ещё – лесная мышь!
В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Ученики должны заменить частицей «только» В нашем классе коллекционируют марки только девочки.
Регулятивные:
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Познавательные:
выведение следствий; установление причинно-следственных связей.
VI. Задание на дом.
Регулирует самостоятельную работу уч-ся
Домашнее задание на выбор:
1 группа. На отдельном листке напишите текст с частицами, которые могут рассказать о вашем характере, настроении?
На этом же листке вы можете нарисовать самую важные для вас частицы.
2 группа. Подобрать и записать тексты (отрывки из текстов) разных стилей с частицами. Указать разряды частиц.
Записывают в дневники задание на дом (по выбору)
Личностные:
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее моральный выбор
VII. Рефлексия деятельности
(итог урока) 1-2 мин.
Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- Мы переходим к последнему этапу. Какую цель мы ставили?
Кто достиг своей цели?
- Молодцы! С поставленной задачей вы справились.
Личностные
Уметь оценивать свои достижения Способность к самооценке.