Касимова З. Ш.,
доцент, кандидат педагогических наук
Стерлитамакский филиал
«Уфимский университет науки и технологии»
г. Стерлитамак
Сагадеева А. Р.,
учитель информатики
МАОУ «Лицей№6 им. Н.Д. Сафина»
г. Уфа
ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Современное образование требует адаптации к быстро меняющимся условиям и потребностям общества. Одним из эффективных подходов к обучению является «перевернутое обучение», которое изменяет традиционную модель взаимодействия между учителем и учеником.
«Перевернутое обучение» (flipped learning) — технология смешанного обучения (blended learning), при которой прямая передача знаний перемещена из группового образовательного пространства в индивидуальное, а групповое пространство обучения трансформировано в динамическое интерактивное окружение. В нем преподаватель принимает роли фасилитатора, наставника, тьютора, консультанта и помогает обучающимся применить изученную теорию на практике, выработать навыки и рефлексировать предмет для дальнейшего самостоятельного обучения и развития [4].
Проблемой «перевернутого обучения» занимались Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, преподаватели химии средней школы из Колорадо, они считаются основателями методики, в 2006 году разработали и применили данную технологию. Проблемами «перевёрнутого обучения» в России занимаются Гуркова М.В., Корнев М.Н., Тихонова Н.В. и другие. Недостаточная изученность подхода в нашей стране связывают со сложностями адаптации данной технологии к образовательным реалиям, стандартам и индивидуальными психологическими особенностями учеников и педагогов.
В данной статье мы исследуем, как перевернутое обучение может быть применено на уроках информатики для 8-классников при изучении языка программирования.
Перевернутое обучение основывается на нескольких ключевых принципах:
Активное вовлечение учащихся
: Ученики принимают активное участие в процессе обучения, что способствует более глубокому усвоению материала.
С
амостоятельное изучение
.
Учащиеся изучают новый материал в удобное для них время, используя
учебники,
видеоуроки
, статьи и другие ресурсы.
Практическое применение
: У
же
в классе
уроки
посвящены практическим заданиям, обсуждениям и проектной деятельности,
рассмотрению более сложных задач,
что позволяет применять полученные знания на практике.
Выделим преимущества перевернутого обучения:
Гибкость
.
Ученики могут изучать материал в своем собственном темпе, что
необходимо
при изучении сложных тем программирования.
Г
луб
ок
ое понимание
.
Активное участие в классе помогает учащимся лучше понимать и применять полученные
ими
знания.
Развитие критического мышления
.
Обучающиеся
учатся анализировать и решать проблемы, что является важным навыком в программировании.
Для проведения эксперимента при изучении темы «Основы программирования» с использованием языка Python, были выбраны в параллели два 8 класса, они идентичны по составу и уровню успеваемости. Обучающие используют учебник «Информатика. 8 класс» авторов Л.Л. Босова, А.Ю.Босова [1].
Нами была выдвинута гипотеза, что при использовании «перевернутого обучения» обучающиеся лучше усвоят новый для них материал. Были проведены контрольные работы до реализации технологии «перевернутого обучения» и по завершению.
Таблица 1.
Результаты контрольной работы – 1 срез
Класс
На «5»
На «4»
На «3»
Качество
8Б
4
6
5
66 %
8В
3
6
6
59.4 %
Результаты, свидетельствуют об одинаковом уровне успеваемости.
Для проведения эксперимента в 8В классе использовалось «перевернутое» обучение. На организацию домашней работы отводилось изучение нового материала, где каждый ученик мог в удобном темпе осваивать тему, уделять больше времени практике. На уроках же обучающиеся получали обратную связь от учителя и одноклассников. Всю сложную практическую часть переносили в класс, решая задачи с использованием программирования разветвляющихся и циклических алгоритмов.
Разбирая, например, такие задачи при изучении темы «Цикл с заданным условием продолжения работы»:
Что покажет приведенный ниже фрагмент кода?
i = 7
a = 5
while i < 11:
a += i
i += 2
print(a)
Какое число нужно написать вместо многоточия, чтобы цикл выполнился ровно 7 раз?
i = 5
while i <= ...:
print('Python awesome!')
i += 1
В 8Б классе использовалось традиционное обучение, где на объяснение выделялось 10-15 минут урока, а далее разбирали практическое решение задач по программированию. На дом выдавались задачи для самостоятельного решения.
По завершению цикла занятий была проведена контрольная работа, которая содержала 7 заданий, результаты представлены в таблице ниже:
Таблица 2.
Результаты контрольной работы – 2 срез
На «5»
На «4»
На «3»
Качество
8Б
4
7
4
72.6 %
8В
5
8
2
85.8 %
Из результатов, представленных в Таблице 2, видно, что в 8В результаты выше, чем в 8Б.
После проведенного исследования наше предположение о том, что «перевернутое» обучение создаст благоприятные условия для получения нового материала, подтвердилось. Данное обучение представляет собой инновационный подход, который может значительно улучшить процесс изучения языка программирования в 8 классе. Правильная реализация этой технологии может привести к более глубокому пониманию предмета и развитию необходимых навыков у учащихся.
Внедрение «перевернутого» обучения требует времени и усилий и результаты могут оправдать эти затраты. Но существует проблема, с самодисциплинированностью обучающихся, со сложностью изучения теории самостоятельно, с внедрившимся традиционным подходом, что объяснение всегда исходит от учителя. Но не смотря на трудности, этот метод имеет право на применение с учетом, что у педагога есть время поддерживать интерес к предмету и быть готовым отвечать на сообщения от обучающихся, которые возникают в процессе.
Использованная литература:
Босова
Л.Л.,
Босова
А.Ю.
Информатика.
8
класс»
. – М.: Издательство «Просвещение», 2023.
Гуркова
,
М. В. Технология
«Перевернутый урок» как средство повышения методологической культуры учащихся [Текст]
/М.В.
Гуркова
//Повышение качества образования в условиях
поликультурного социума: сборник статей. Витебск: Витебский государственный университет
им.
П.М.
Машерова
,
201
9
.
-
С.
201-
204
.
Корнев М.Н. Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока // Педагогическая наука и практика.
-
2016.
-
№2 (12).
URL
:
https
://
cyberleninka
.
ru
/
article
/
n
/
perevernutoe
-
obuchenie
-
put
-
intensifikatsii
-
sovremennogo
-
uroka
(дата обращения 21.05.205)
.
Перевернутое обучение.
URL
:
https
://
sberuniversity
.
ru
/
edutech
-
club
/
lab
/
glossary
/909/?
utm
_
referrer
=
https
%3
a
%2
f
%2
fyandex
.
ru
%2
f
(дата обращения 21.05.205)
.
Тихонова
,
Н.В.
Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения» [Электронный ресурс]:
//
Казанский педагогический журнал
–
2018
-
№2
.
URL
:
https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-perevernutyy-klass-v-vuze-potentsial-i-problemy-vnedreniya
(дата обращения 21.05.205)