Касимова З. Ш.,

доцент, кандидат педагогических наук

 Стерлитамакский филиал

«Уфимский университет науки и технологии»

г. Стерлитамак

Сагадеева А. Р.,

учитель информатики

МАОУ «Лицей№6 им. Н.Д. Сафина»

г. Уфа

ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Современное образование требует адаптации к быстро меняющимся условиям и потребностям общества. Одним из эффективных подходов к обучению является «перевернутое обучение», которое изменяет традиционную модель взаимодействия между учителем и учеником.

«Перевернутое обучение» (flipped learning) — технология смешанного обучения (blended learning), при которой прямая передача знаний перемещена из группового образовательного пространства в индивидуальное, а групповое пространство обучения трансформировано в динамическое интерактивное окружение. В нем преподаватель принимает роли фасилитатора, наставника, тьютора, консультанта и помогает обучающимся применить изученную теорию на практике, выработать навыки и рефлексировать предмет для дальнейшего самостоятельного обучения и развития [4].

Проблемой «перевернутого обучения» занимались Джонатан Бергман и Аарон Сэмс, преподаватели химии средней школы из Колорадо, они считаются основателями методики, в 2006 году разработали и применили данную технологию. Проблемами «перевёрнутого обучения» в России занимаются Гуркова М.В., Корнев М.Н., Тихонова Н.В. и другие.  Недостаточная изученность подхода в нашей стране связывают со сложностями адаптации данной технологии к образовательным реалиям, стандартам и индивидуальными психологическими особенностями учеников и педагогов.

В данной статье мы исследуем, как перевернутое обучение может быть применено на уроках информатики для 8-классников при изучении языка программирования.

Перевернутое обучение основывается на нескольких ключевых принципах:

Активное вовлечение учащихся

: Ученики принимают активное участие в процессе обучения, что способствует более глубокому усвоению материала.

С

амостоятельное изучение

.

Учащиеся изучают новый материал в удобное для них время, используя

учебники,

видеоуроки

, статьи и другие ресурсы.

Практическое применение

: У

же

в классе

уроки

посвящены практическим заданиям, обсуждениям и проектной деятельности,

рассмотрению более сложных задач,

что позволяет применять полученные знания на практике.

Выделим преимущества перевернутого обучения:

Гибкость

.

Ученики могут изучать материал в своем собственном темпе, что

необходимо

при изучении сложных тем программирования.

Г

луб

ок

ое понимание

.

Активное участие в классе помогает учащимся лучше понимать и применять полученные

ими

знания.

Развитие критического мышления

.

Обучающиеся

учатся анализировать и решать проблемы, что является важным навыком в программировании.

Для проведения эксперимента при изучении темы «Основы программирования» с использованием языка Python, были выбраны в параллели два 8 класса, они идентичны по составу и уровню успеваемости. Обучающие используют учебник «Информатика. 8 класс» авторов Л.Л Босова, А.Ю.Босова  [1].

Нами была выдвинута гипотеза, что при использовании «перевернутого обучения» обучающиеся лучше усвоят новый для них материал. Были проведены контрольные работы до реализации технологии «перевернутого обучения» и по завершению.

Таблица 1.

Результаты контрольной работы – 1 срез

Класс

На «5»

На «4»

На «3»

Качество

4

6

5

66 %

3

6

6

59.4 %

Результаты, свидетельствуют об одинаковом уровне успеваемости.

Для проведения эксперимента в 8В классе использовалось «перевернутое» обучение. На организацию домашней работы отводилось изучение нового материала, где каждый ученик мог в удобном темпе осваивать тему, уделять больше времени практике. На уроках же обучающиеся получали обратную связь от учителя и одноклассников. Всю сложную практическую часть переносили в класс, решая задачи с использованием программирования разветвляющихся и циклических алгоритмов.

Разбирая, например, такие задачи при изучении темы «Цикл с заданным условием продолжения работы»:

Что покажет приведенный ниже фрагмент кода?

i = 7

a = 5

while i < 11:

a += i

i += 2

print(a)

Какое число нужно написать вместо многоточия, чтобы цикл выполнился ровно 7 раз?

i = 5

while i <= ...:

print('Python awesome!')

i += 1

В 8Б классе использовалось традиционное обучение, где на объяснение выделялось 10-15 минут урока, а далее разбирали практическое решение задач по программированию. На дом выдавались задачи для самостоятельного решения.

По завершению цикла занятий была проведена контрольная работа, которая содержала 7 заданий, результаты представлены в таблице ниже:

Таблица 2.

Результаты контрольной работы – 2 срез

На «5»

На «4»

На «3»

Качество

4

7

4

72.6 %

5

8

2

85.8 %

Из результатов, представленных в Таблице 2, видно, что в 8В результаты выше, чем в 8Б.

После проведенного исследования наше предположение о том, что «перевернутое» обучение создаст благоприятные условия для получения нового материала, подтвердилось. Данное обучение представляет собой инновационный подход, который может значительно улучшить процесс изучения языка программирования в 8 классе. Правильная реализация этой технологии может привести к более глубокому пониманию предмета и развитию необходимых навыков у учащихся.

Внедрение «перевернутого» обучения требует времени и усилий и результаты могут оправдать эти затраты. Но существует проблема, с самодисциплинированностью обучающихся, со сложностью изучения теории самостоятельно, с внедрившимся традиционным подходом, что объяснение всегда исходит от учителя. Но не смотря на трудности, этот метод имеет право на применение с учетом, что у педагога есть время поддерживать интерес к предмету и быть готовым отвечать на сообщения от обучающихся, которые возникают в процессе.

Использованная литература:

Босова

 Л.Л., 

Босова

 А.Ю.

Информатика. 

8

 класс»

. – М.: Издательство «Просвещение», 2023.

Гуркова

,

 М. В. Технология

«Перевернутый урок» как средство повышения методологической культуры учащихся [Текст] 

/М.В.

 

Гуркова

 

//Повышение качества образования в условиях

поликультурного социума: сборник статей. Витебск: Витебский государственный университет

 

им.

 

П.М.

 

Машерова

,

 

201

9

.

 -

С.

 

201-

 

204

.

Корнев М.Н. Перевернутое обучение - путь интенсификации современного урока // Педагогическая наука и практика.

-

2016.

-

№2 (12).

URL

:

https

://

cyberleninka

.

ru

/

article

/

n

/

perevernutoe

-

obuchenie

-

put

-

intensifikatsii

-

sovremennogo

-

uroka

(дата обращения 21.05.205)

.

Перевернутое обучение.

URL

:

https

://

sberuniversity

.

ru

/

edutech

-

club

/

lab

/

glossary

/909/?

utm

_

referrer

=

https

%3

a

%2

f

%2

fyandex

.

ru

%2

f

(дата обращения 21.05.205)

.

Тихонова

,

Н.В.

Технология «перевернутый класс» в вузе: потенциал и проблемы внедрения» [Электронный ресурс]:

//

Казанский педагогический журнал

2018

-

№2

.

 

URL

:

https://cyberleninka.ru/article/v/tehnologiya-perevernutyy-klass-v-vuze-potentsial-i-problemy-vnedreniya

(дата обращения 21.05.205)