Тема урока: Производство. Понятие о производительности труда. Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.

Цель: 
Подвести учащихся к пониманию основной проблемы экономики, ограниченности ресурсов и безграничности потребностей человека.
Задачи: 
 1. Образовательная:   формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку
2. Развивающая: устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей.
  3. Воспитательная: воспитать бережное отношение к экономическим ресурсам
Оборудование: таблицы, карточки, документы, презентации.
Понятия: экономическая сфера, рынок, рыночная экономика, факторы производства, неэкономические и  экономические блага, ресурсы,  индивидуум, ограниченность ресурсов, компромиссный выбор.
Тип урока: изучение нового материала
Методы обучения: беседа, фронтальный опрос.
                                                   Ход урока
Организационный момент.
Начинаем наш урок. Желаю всем нам плодотворной работы.
Запись  отсутствующих.

II. Актуализация знаний. Проверка выполненного домашнего задания.
 1. Подготовка устного ответа по карточкам. Индивидуальное задание: Вспомнить классификацию потребностей по А.Маслоу и начертить схему иерархии на доске, объяснив всему классу
2. Работа с классом.  
                                   Игра  ?Продолжи фразы? 
Все человечество в его истории, современности и перспективе - 
Человек внутри общества вступает в ……
Основными сферами жизни общества являются…
Ступени развития общества – это…
В современном мире Япония и США достигли уровня…
В этих странах над производством товаров преобладает…
Если труд – отец богатства, то его мать…
Секреты технологии получили официальное название…
Ответы: общество; общественные отношения; экономическая, социальная, политическая и духовная; аграрная, индустриальная и постиндустриальная; постиндустриального общества; сфера услуг; земля; ?ноу-хау?.
Выслушиваются ответы по карточкам.

III. Изучение нового материала 
 Производство.
Экономика – это всегда проблема выбора. Покупатель выбирает, что купить, производитель – что производить, продавец – что продать и т.д.

Задание 1: Напишите в тетрадь список 10 вещей, которые вы бы хотели приобрести, теперь зачеркните 5 из них, без которых вы можете обойтись в данный момент.
Вопрос: подумайте, все ли желания мы можем удовлетворить? И почему? 
 Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.

Объяснения учителя
 Русский поэт XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков писал:
Желаний никогда своих не умеряем;
Имея, что-нибудь, мы лучшего желаем.

Людям издревле хотелось удовлетворения всех своих потребностей, для этого нужно намного больше ресурсов, чем всегда было доступно человечеству.
 Но ресурсы, к сожалению ограничены.
 Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ресурсов всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить.
Вопросы: 1. Какие ресурсы на земле практически безграничны?
2. Как человек пытается решить проблему ограниченности?
Выслушиваются ответы учащихся. Делаются выводы.
Производство?– сфера хозяйственной деятельности, в которой непосредственно осуществляются затраты экономических ресурсов для получения необходимых благ.

2. Понятие о производительности труда. 
Объяснения учителя.
Производительность труда?– это показатель эффективности затрат живого труда. Она определяется затратами рабочего времени на единицу продукции или количеством продукции, выработанной в единицу рабочего времени. Труд, затрачиваемый в процессе производства, состоит из живого и прошлого (овеществленного в средствах и предметах труда и затраченного ранее). В этой связи производительность общественного труда может повышаться в результате экономии как живого, так и прошлого труда на единицу продукции, и рост ее проявляется как изменение в затратах живого и прошлого труда. Причем доля живого труда уменьшается, а доля прошлого — относительно увеличивается. В целом сумма затрат труда уменьшается.
Производительность труда может быть выражена в натуральных (условно натуральных), трудовых и стоимостных показателях.
Наиболее простой метод измерения производительности труда — натуральный, при котором выработка па одного работника исчисляется в физических единицах — тоннах, штуках, литрах, бутылках и т. д.
Разновидность натурального метода — так называемый условно натуральный. При этом методе за единицу (эталон) принимается один вид продукции, а остальные приводятся к основному с помощью условно-учетных единиц.
Однако указанные методы имеют существенные недостатки. Тик, изменение ассортимента продукции против установленного заданием может привести к неправильным выводам о динамике производительности труда, так как производство разных видов продукции требует неодинаковых затрат труда, да и производительность оборудования на различных видах производства существенно различается. Кроме того, при использовании этих методов не учитываются, как правило, изменения остатков незавершенного производства и полуфабрикатов на начало и конец отчетного периода.
В связи с этим натуральный метод находит широкое применение в монопродуктовых отраслях.
С помощью условно-пересчетных единиц всей вырабатываемой продукции можно сопоставить производительность труда работников предприятий одной отрасли, где изготовляется разнообразный ассортимент готовых изделий.
Установление условно-учетных единиц — дело сложное, так как в одних отраслях принимаются для расчета трудовые затраты, в других — затраты заработной платы на единицу готовой продукции, а потому в настоящее время почти не имеют применения.
При трудовом методе объем производства определяется путем суммирования всех выработанных изделии, умноженных на трудоемкость каждого из них. Такой метод, в частности, нашел применение в консервной плодоовощной, кондитерской, макаронной промышленности. С этой целью составляются карты трудоемкости, где отражены затраты времени в человеко-часах на производство единицы (1т например) продукции.
Основные направления повышения производительности труда приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Пути повышения производительности труда
Пути снижения трудоемкости продукции
Пути улучшения использования рабочего времени
Рациональная расстановка кадров

Механизация и автоматизация трудоемких работ
Улучшение условий труда
Уменьшение численности административно-управленческого персонала

Замена устаревшего оборудования, его модернизация
Освоение рациональных приемов работы, бесперебойное обеспечение рабочих мест
Сокращение удельного веса вспомогательных рабочих

Совершенствование выпускаемой продукции (новые совершенные проекты)
Совмещение профессий, изучение и внедрение передовых методов труда
Ликвидация текучести рабочих кадров и служащих

Внедрение передовой технологии
Ликвидация внутрисменных и целодневных потерь рабочего времени
Повышение квалификационного уровня работающих

Улучшение организации производства
Устранение непроизводительных затрат (брак, низкое качество и др.)


Совершенствование форм общественного производства
Укрепление трудовой дисциплины
Миогоаппаратурное обслуживание

Повышение материальной заинтересованности и морального удовлетворения трудом работников


Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
Абсолютная ограниченность ресурсов?- недостаточность производства ресурсов для одновременного обеспечения ресурсов (хлеб, молоко).
Относительная ограниченность ресурсов?-?удовлетворение избранных (определённых) потребностей для которых достаточно ресурсов (золото).
При попытке одновременно удовлетворения всех потребностей мы наталкиваемся на абсолютную, но если сузим круг потребностей, то ограниченность становится относительной ограниченностью.
IV. Закрепление.

   Ресурсы, которыми располагает общество всегда ограничены (например природные - территорией).Ограниченность ресурсов выступает в двух видах абсолютная и относительная. Под абсолютной ограниченностью подразумевается недостаток ресурсов для удовлетворения всех потребностей всех членов общества. Под относительной ограниченностью - достаточность определенных ресурсов для удовлетворения некоторых потребностей.?                                             - -                    -Физкультминутка –
Вышел клоун на арену, Поклонился всем со сцены, Вправо, влево и вперед… Поклонился всем как мог. (Поклоны.)

?Рефлексия1. Как вы думаете, если мы примем на работу еще 10 рабочих, какие затраты увеличатся? (переменные)2. Если мы арендуем новое помещение без расширения производства, какие затраты увеличатся? (постоянные)Запомните: производитель не может влиять на постоянные затраты. Он может сокращать переменные затраты. Как это сделать – подумайте дома. Подведение итогов урока – оценивание работы учащихся. Домашнее задание: ?14?



Приложение