* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Государственное казённое учреждение

социального обслуживания Краснодарского края

«Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Тема: «Земля отцов- моя земля»

Форма работы: Беседа

Целевая аудитория: несовершеннолетние 14 – 17 лет.

Форма и методы работы : презентации, беседа, чтение стихотворений, конкурс, игра, загадки

Цель: выявить знания о Кубани, историческом прошлом кубанских казаков.

Задачи:

- выработка навыка бережного отношения к духовному, историческому и культурному наследию народов России, Кубани;

- формирование высоких духовно-нравственных качеств: милосердия, доброты, отзывчивости, уважительного отношения к старшим, честности, искренности.

- Воспитание патриота Кубани, уважающего культурные традиции своего народа.

Ожидаемый результат: выявить знания воспитанников о молой Родине, расширить знание особенностей устройства казачьего быта, жилища, традиций .

Оборудование: компьютер.

План:

1.Ритуал начала : приветствие «Добрый день».

2. Вводная часть: чтение девиза.

3. Основная часть. Презентация- беседа об устройстве казачьего жилья, их быте, поверьях, традициях.

Викторина «Мой край любимый».

4.Заключительная часть. Рефлексия.

Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих древних предков!

Ход мероприятия.

Ритуал начала: «Добрый день».

- Добрый день, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Добрый день, небо! (аналогичное движение).

- Добрый день, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).

Вводная часть.

Чтение девиза:

Чтил казак и царя и Отечество

Ну, а веру - превыше всего.

Православному человечеству

Дикий край обживать,

Целину поднимать, рубежи охранять суждено.

Воспитатель: Среди просторов нашей большой страны есть, край, где мы живем, где наш родной дом, наша родная земля с поэтичным названием – Кубань. Краснодарский край по праву называют жемчужиной России. В этом понятии ёмко и красиво отразились удивительная природа и бескрайние хлебные просторы, трудолюбие людей и древнейшая история, плеск волн двух морей и здоровье целебных вод. Краснодарский край - это южные ворота страны, которая может гордиться своим самым солнечным регионом.

Посмотрите, с чего же начиналась история Кубани.

Показ презентации «Земля отцов - моя земля»

А кто такие «казаки» вы знаете? Что означает слово «казак»?

Казак означает вольный человек, так называли свободных людей, которые пришли на Кубань, поселились на кубанских землях. Позднее они поступили на воинскую службу, чтоб охранять южную границу России. За хорошую, верную службу императрица Екатерина подарила земли казакам. Понравилась им земля кубанская, решили они тут строить города, хлеб растить. Казаки очень трудолюбивые, они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот. Дружно помогали друг другу строить дома, не оставляли друг друга в беде. Семьи у них были большие, дружные, много было детей. Дети помогали дома по хозяйству, пасли гусей, скот, смотрели за младшими. Слушались старших, но старшие защищали младших. В семье соблюдались традиции и обычаи. Мальчики помогали отцу в поле, а девочки в доме матери, шили, вязали. Какие традиции вы знаете?

Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Почитание родителей для детей является внутренней потребностью заботы. Без благословления родителей не начинали никакую работу. Не почитание отца с матерью считалось за большой грех. В обращении с родителями соблюдается сдержанность, вежливость и уважительность

(Дети, когда старшие говорят, младшие молчат. Старшим нельзя грубить и т.д. Когда заходят в дом, снимают одежду.)

У казаков было главное занятие, как вы думаете, какое?

- Охранять Родину, воевать если надо.

А чтоб охранять границу от врагов, какие должны быть казаки?

(сильными, смелыми, крепкими, здоровыми, честными, умелыми)

Физминутка: (Повороты туловища с наклоном)

Игра – викторина: «Мой край любимый».

Воспитатель: Я буду задавать вам вопросы, кто знает, отвечает на вопрос и получает фишку.

Вопросы:

Как называется край, в котором мы живем? (Краснодарский)

Как по-другому называют наш край? (Кубанью)

А почему его так называют? (р. Кубань)

Куда впадает река Кубань? (в Азовское море)

Назовите столицу Кубани. (Краснодар)

Кто на Кубани стал, строить первые станицы? - Переселенцы с Украины, донские и запорожские казаки.

Из чего строились жилища, хаты? (из соломы, камыша, глины)

Как их называли? (Курени)

Какие народности живут на Кубани? (русские, украинцы, адыгейцы, армяне и т. д.)

- Что выращивают на Кубани? (рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, виноград).

ИГРА – “ОТГАДАЙ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА”( « Кубанская мова»).

А сейчас я предлагаю вам угадать значение слов, которые употребляли при разговоре наши предки, а сейчас говорят наши дедушки и бабушки.

Итак, мы начинаем.

1. Млын - мельница.

2. Хата - дом.

3. Кавун - арбуз.

4. Жменя - горсть.

5. Черевички - туфли.

6. Кудлатый - лохматый.

7. Чувал - мешок.

8. Глечик - горшок.

9. Крыныца - колодец.

10. Вечерять - ужинать.

Заключительная часть.

Я хочу, чтобы вы любили нашу Кубань, сохранили её красоту и богатства. Хочу, чтобы в вашем сердце оставалось восхищение и величественной красотой гор, и тихой прелестью степных рек, и густых лесов, и водопадов, и бескрайних морских просторов. Я надеюсь, что вы с гордостью будете говорить о том месте, где живёте – о нашем кубанском крае.