Тематический классный час: «Я  и моя Семья».

 Подготовила Аминева В.Т.

Цель классного часа: формировать у учащихся представление о семейных ценностях, значении семьи в жизни каждого человека. Показать, какое большое значение имеет ценность семьи в истории развития нашей страны.

Задачи: 

Выявить представления учащихся о семье, ее значении в жизни каждого человека.

Способствовать формированию у учащихся потребности строить свою жизнь на основе духовно-нравственных ценностей.

Воспитывать любовь и уважение к родителям и другим членам семьи, гордости за свою семью.

Содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества. Развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа. Воспитывать чувство долга, патриотизма, любви к Родине и осознания того, что долг каждого гражданина – защита Родины.

Ход мероприятия:

I. Вступление. Целеполагание.

Классный руководитель. Сегодняшний классный час - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя, в сегодня разделены на группы, еще и для того, чтобы показать, как умеете работать сообща в команде. Улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.

Классный руководитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о семье, доме, о взаимопонимании, об отношение в семье). А что такое - семья? - (…) 

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

– А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

– Нет, если есть собака,

Выходит Во! – семья.

- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья - группа живущих вместе родственников». Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.

- Слово это рядом с каждым из нас. Что объединяет семью?

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать. 

II. Основная часть.

1. Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. А 15 мая с 1994 годаучреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно. 

Давайте сейчас проверим на сколько хорошо вы знаете свою семью?

2. Игра в мяч «Моя Семья» 
- Как зовут твоего дедушку? 

- Как зовут твою бабушку? 
- Какие обязанности ты выполняешь дома? 
- С кем интересней в семье? Почему?

- Чем радуешь родителей?

-Чем огорчаешь родителей? 
- Как называют тебя дома ласково? 
- Какая комната дома любимая?

- Какого цвета глаза у мамы?

- Какое любимое блюдо готовит твоя мама?

- Кем работает твой папа?

- Любимые цветы твоей мамы?

- Молодцы ребята, вы очень хорошо знаете свою семью!

Классный руководитель. Все мы читали сказки. И многие сказки заканчиваются свадебным пиром. А в жизни с этого пира все только начинается. Начинает создание и укрепление семьи. И процесс этот не прекращаетсяникогда. Он требует постоянного душевного труда всех членов семьи. У одних это получается, и рождается счастливая, здоровая семья, все чувствуют тепло и защиту, у других получается не семья, а группа людей, которые просто живут под одной крышей. Роман Л. Толстого «Анна Каренина» начинается знаменитой фразой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Причин тому может быть множество.

Многие психологи утверждают, что главным врагом семьи, да и вообще человеческих отношений, сейчас становится эгоизм. Что же такое эгоизм? И кто такие эгоисты?

Давайте попробуем узнать не живут ли в вас такие маленькие эгоисты?

3. Воспитывающие ситуации

Классный руководитель.Все-таки в нашем классе у ребят добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается вам избегатьконфликты? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Я буду изображать уважаемых членов семьи.

(К доске папа за телевизором, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами)

Итак, воскресный день. Папа расположился на диване у просмотра новостей, мама хлопочет на кухне, сестра/брат делает домашнее задание. А вы играете в любимую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:

М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!

Классный руководитель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:

а)    «Сейчас закончится уровень и я схожу»;

б)    «Пусть сестра сходит»;

в)    «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;

Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)

Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.

Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать. Классный руководитель. Предлагаются такие варианты ответа:

а)    «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;

б)    «Закончится уровень, и она сядет»;

в)    «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».

Что можно выбрать?

(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)

Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)

Классный руководитель .А мне кажется, что у каждого человека есть моральный долг перед родителями и перед другими людьми: почитать и уважать. А эгоизм - это признак незрелой личности.Вывод!!!

4. Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.

- Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, – это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая, требующая размышлений.

- А когда строится Дом? – (…)Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.

- Так что же такое дом? – (…) Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

А дом, заставленный добром – еще не дом.

И даже люстра над столом – еще не дом.

Чего не хватает в этом доме?

(Людей, близких, животных)

- Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие вам люди. Впишите имена.

Пусть в ваших семьях тоже живёт голубь мира и доброты.

III. Заключительная часть.

- Наш классный час подходит к концу, хотелось бы узнать, что поняли из классного часа?

- Что было интересно?

- Считаете ли вы полезным наш классный час?

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!