ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛУ

Выполнил ШИШОВ А.Е.

ПЛАН РЕФЕРАТА

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………2

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИКЕ ОСНОВЫ ИГРЫ

С

РЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ…………………………………………

………………

…3

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………

………………

3-6

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ…………………………………………………

…….

.

6-7

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ……………........................

7

-

8

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ………

8-9

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ…………………………………........10

Раздел 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ

2.1.Способы передвижений;

2.2 Способы владения мячом;

2.3 Финты и сочетание приемов.

Раздел 3. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

3.1 Способы перемещений в защите;

3.2 Способы овладения мячом.

Раздел 4. ОСНОВЫ ТАКТИКИ НАПАДЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

4.1 Индивидуальные действия;

4.2 Групповые действия;

4.3 Командные действия.

Раздел 5. ОСНОВЫ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

5.1 Индивидуальные действия;

5.2 Групповые действия;

5.3 Командные действия

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….11

ВВЕДЕНИЕ

В требованиях государственного образовательного стандарта ВО, предъявляемых к знаниям и умениям, указано, что в области физической культуры и спорта будущий бакалавр и специалист должен: – знать: роль физической культуры в общекультурной и профессиональной подготовке, основные принципы здорового образа и стиля жизни, способы контроля и оценки физического развития, общие положения оздоровительных систем и спорта (теория, методика и практика), социально-биологические основы физической культуры и спорта, основы методической деятельности в сфере физической культуры и спорта, знать об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов; – иметь навыки (начального уровня): использовать знания и умения для сохранения здоровья, совершенствования основных физических качеств человека, использовать средства и методы физической культуры в развитии и формировании основных физических качеств и свойств личности, отдавать предпочтение виду спорта или оздоровительной системе с учетом физиологических особенностей организма, использовать знания особенностей функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий; – иметь навыки (основного уровня): планировать свою спортивную деятельность на период обучения в вузе, использовать систему умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности, использовать раз- личные формы для восстановления организма, выполнять комплексы оздоровительной адаптивной физической культуры.

Раздел 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ

Средства обучения

1.2 При обучении баскетболу используют как общепедагогические (слово и сенсорно-образные воздействия), так и специфические средства (физические упражнения). Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения. С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность. Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке. К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся. Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в баскетбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости. Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в баскетбол. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство. При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям). На занятиях по баскетболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т.п. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры. На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры. Упражнения по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию. Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к баскетболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контроль- ных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях баскетболом наиболее эмоциональны, а соответственно, особенно популярны у занимающихся.

1.2. Методы обучения

Конкретный эффект любого педагогического средства определяется не только его содержанием и формой, но и способом применения, т.е. методом. Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы: словесные, наглядные и практические. К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, команды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор. Рассказ – это короткое повествование о технико-тактических приемах, взаимодействиях, способах их применения, месте и значении в игровой деятельности. Объяснение раскрывает содержание, форму и структуру конкретного двигательного движения или действия, а также факторы, определяющие его эффективность. Точное и доступное объяснение создает предпосылки для освоения новых игровых приемов, правильного выполнения тактических установок. Одно из требований к объяснению – краткость. Педагог должен уметь выделять главное, не заостряя внимание на второстепенных деталях. Команды и распоряжения – специфические формы речевого воздействия для оперативного управления деятельностью занимающихся. Они отличаются особой лаконичностью. На уроках по баскетболу преимущественно пользуются распоряжениями, которые, в отличие от команд, не имеют строго регламентированной формы, просты и доступны по содержанию. Распоряжения даются для подготовки, начала или окончания упражнения или игрового задания. Задание – это форма постановки индивидуальной или коллективной задачи перед занимающимися для выполнения упражнений или в учебных играх. Указание отличается от задания краткостью формы и направлено на внесение коррективов в действия учеников по ходу выполнения упражнения или в процессе игрового противоборства. Беседа предполагает диалог между педагогом и учениками, благодаря которому осуществляется обмен мнениями и намечается план дальнейших действий при обучении или совершенствовании. Разбор, как правило, производят после завершения упражнения, игры или занятия. Это короткий или обстоятельный анализ всех действий и их результата. Наглядные методы многообразны и направлены на активизацию сенсорных процессов у занимающихся. К ним прежде всего относится показ упражнений или их элементов учителем или наиболее подготовленными учениками. Показ должен носить образцовый, четкий характер и создавать полное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные условия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д. Высокорезультативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстрационных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация, а также метод «стоп-кадра» при обучении тактическим взаимодействиям. Определенное значение имеют методы ориентирования. С помощью предметных или условных ориентиров (например, линии раз- метки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите, разно- образные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничивают на- правление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекторию полета мяча и т.п. Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных условий эффективности проведения учебных занятий. Практические методы базируются на активной двигательной деятельности занимающихся. Их грамотное использование имеет решающее значение в освоении умений и навыков игры в баскетбол. Упражнения предполагают многократное повторение движений для овладения техникой игрового приема, сочетания приемов отдельными учениками или технико-тактических взаимодействий группой занимающихся. Разучивание техники может осуществляться в целом или по частям. Относительно простые игровые приемы (например, стойки, передвижения, ведение мяча и т.п.) разучиваются в целостном виде, т.к. их расчленение нарушает структуру движений и усложняет процесс обучения. Разучивание по частям (расчлененным методом) предполагает временное освоение отдельных элементов целостного двигательного действия с последующим их объединением. Расчлененным методом в баскетболе осваивают координационно-сложные игровые приемы (например, бросок в прыжке одной рукой от головы). При изучении техники и тактики баскетбола широко используются подводящие упражнения. Как правило, их объединяют в блоки так, чтобы путем планомерного и постепенного освоения более простых движений или двигательных действий подвести занимающихся к овладению сложными технико-тактическими действиями в целом. Предлагаемые задания выполняются в строгой последовательности индивидуально или с помощью партнера. Они могут включать: имитацию отдельных фаз движения с мячом или без него (например, подбрасывание мяча над собой при изучении бросков); фиксацию положений звеньев тела в ключевые моменты данного приема (например, при изучении броска в прыжке игрок, запрыгнув на гимнастическую скамейку, принимает положение замаха, т.е. мяч поднят к голове); создание условий принудительного ограничения амплитуды и направления движений (например, использование педагогом или партнером вертикально расположенной картонки или планшета для предотвращения отклонения в сторону локтя бросающей руки занимающимся, осваивающим технику дистанционного броска одной рукой от плеча); временное выключение из целостного движения отдельных звеньев тела (например, выполнение штрафных бросков из положения сидя на стуле). Количество подводящих упражнений и время их использования зависят от результативности процесса обучения. К выполнению приема в целом следует переходить в случае свободного и уверенного воспроизведения его базовых элементов как автономно, так и во взаимосвязи друг с другом. В дальнейшем условия выполнения технических приемов усложняют. При этом придерживаются определенной последовательности: от действий без мяча переходят к технике владения мячом; от статических действий на месте – к динамическим в движении; от обособленного единичного исполнения – к чередованию и сочетанию с другими действиями; от многократного повторения в облегченных стабильных условиях – к ситуативному применению в игровых. Результативному освоению современных навыков игры в баскетбол на определенном этапе обучения содействует метод сопряженных воздействий. Его сущность состоит в создании оптимальных условий для взаимосвязанного комплексного совершенствования игровых приемов и необходимых для их эффективного воспроизведения физических качеств. Это достигается благодаря соревновательным упражнениям. Их применение создает благоприятный эмоциональный фон для обучения и совершенствования игровых навыков, пробуждает у занимающихся интерес к систематическим занятиям. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях, регламентированных установленными правилами игры. Он может быть представлен упражнениями в игровой форме, эстафетами и непосредственно игрой. Основу соревновательного метода составляет специально организованная соревновательная деятельность. Особенно эффективен этот метод на этапе совершенствования. Он может быть представлен соревнованием на количественный или качественный результат при выполнении отдельных двигательных действий, играми по упрощенным правилам, двусторонними учебными, контрольными играми и, наконец, официальными соревнованиями. С целью достижения конкретного результата соревновательный метод может осуществляться в усложненных или облегченных по от- ношению к официальным правилам соревнований условиях. Наиболее действенными методическими приемами, практикуемыми на уроках по баскетболу, являются: уменьшение или увеличение площади взаимодействия занимающихся при выполнении игровых действий; уменьшение или увеличение количества игроков на площадке в обеих командах или в одной из них; введение в ходе выполнения упражнения дополнительной специфической информации (например, игра двумя мячами; условно- зрительные сигналы, меняющие регламент действий спортсменов, и т.д.); наложение ограничений на выполнение игровых действий, связанных с изменением существующих в игре правил (например, увеличение продолжительности игры; сокращение времени владения мячом; строгий лимит передач мяча, ходов разыгрываемой игровой фазы; запрещение ведения мяча, завершение атак только указанным способом и др.); усложнение восприятия игровых ситуаций (например, игра двух команд в одинаковой форме; игра при недостаточном освещении; игра при моделировании шума трибун и т.п.); усложнение или упрощение условий выполнения игровых приемов (например, использование облегченного или утяжеленного мяча, снижение высоты колец или применение над кольцами дополнительных приспособлений, затрудняющих попадание мяча в корзину); применение утяжеленных поясов, манжет, обуви и т.д.; игра с гандикапом (например, предоставление одной из команд преимущества в заброшенных мячах, в полученных фолах и т.д.). Несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и так- тики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, т.к. наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи. На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности необходимо смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства. Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала.

Принципы обучения

Процесс обучения в баскетболе опирается на некоторые общие положения – принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает: осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия; самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении. Принцип наглядности предполагает создание у учащихся четкого представления об изучаемом материале на различных этапах его освоения, базируется на визуальном восприятии разнообразных действий. Кроме традиционного объяснения и показа упражнений педагогом или использования наглядных пособий в виде плакатов, фотографий, рисунков и т. п. для данного принципа незаменимы современные технические средства, включая видеоматериалы и компьютерные технологии. Принцип доступности и индивидуализации основывается на предварительной оценке педагогом исходного уровня подготовленности и индивидуальных возможностей воспитанников с последующим под- бором посильных заданий согласно общим закономерностям обучения и воспитания. Трудности в обучении должны быть преодолимы для ученика, а его учебная деятельность – приносить ощутимый для него результат в усвоении материала. Подбор и конструирование тренировочных и игровых упражнений, требующих взаимодействия занимающихся в пространстве и времени, также должны базироваться на учете достигнутого уровня развития физического, технического и тактического потенциала вовлеченных в них участников. Принцип постепенности органически связан с предыдущим принципом и формулируется в виде методологического правила: «от простого – к сложному, от легкого – к трудному». Его реализация обеспечивает нефорсированное усложнение программного материала с тенденцией к расширению технико-тактического арсенала занимающихся и дальнейшему его усложнению. Игровые приемы, усвоенные автономно, затем совершенствуются в сочетании и в вариативных условиях, постепенно приближаемых к игровым. Противодействие изменяется от пассивной до активной формы. Принцип систематичности и последовательности требует четкого планирования и регулярности в обучении; соблюдения рациональной преемственности между разделами учебного материала в соответствии с сущностью и внутренней логикой игры. Новый материал должен опираться на ранее усвоенный. Отсутствие системности в занятиях ведет к угасанию двигательных навыков и полученных знаний. Все перечисленные принципы обучения тесно переплетаются в практической деятельности. Ни один из них не может эффективно реализовываться вне связи с другими.

Способы организации занимающихся

Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий. При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками в одну или несколько шеренг. Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно – один за другим. Проходной метод объединяет некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала. Для группового метода характерно распределение занимающихся на несколько групп. Задания для каждой группы дифференцируются и выполняются поочередно. Тот же подход – распределение на группы и чередование заданий используют в методе круговой тренировки. Но здесь распределение учащихся производят в зависимости от их подготовленности; разно- направленные задания выполняются на специально отведенных участках площадки (станциях) в определенной последовательности; смену станций производят через заданные интервалы времени и с про- движением по кругу. Количество пройденных кругов варьируют в соответствии с поставленными задачами. Метод индивидуальных заданий предполагает самостоятельное выполнение их каждым учеником. Учитель продолжает осуществлять руководящую функцию, но педагогический контроль в целом за всеми занимающимися несколько затруднен. Выбор метода организации занимающихся на уроке зависит от уровня их подготовленности, степени сложности решаемых задач, используемых педагогом средств и методов обучения, условий проведения занятия (размеров зала, наличия в достаточном количестве инвентаря и оборудования и т.д.). При изучении игровых приемов без мяча (стоек и перемещений), а также при выполнении несложных действий с мячом (например, ведение мяча на месте или в движении на контролируемой скорости) задания выполняются фронтальным и проходным методами: одновременно или посменно. Когда же необходим строгий педагогический контроль над качеством выполнения более сложных по структуре движений (например, при изучении дистанционных бросков в корзину), а также на этапе углубленного совершенствования приемов техники или тактических взаимодействий целесообразно использовать групповой метод. В процессе совершенствования навыков игры особенно хорош поточный метод. Он эффективен при организации упражнений комплексного характера с последовательным или поочередным выполнением нескольких игровых приемов (например, передачи мяча, перемещения, броски и т.п.) с продвижением от одного щита к другому или с одной стороны площадки на другую. К методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке. Большие возможности заключены в использовании метода круговой тренировки. Он незаменим при необходимости нормирования на- грузки для занимающихся разного пола и разной подготовленности. С его помощью можно рационально чередовать задачи обучения и совершенствования техники, тактики игры и развития специальных физических качеств, создавать условия комплексной подготовки. Понятия принципы, средства, методы обучения, методы организации занимающихся в теории физической культуры объединяются термином методика обучения. Он подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала. Применительно к урокам баскетбола методика обучения – это профессионально организованный путь формирования у учащихся специальных знаний, умений и навыков игры. Методика обучения предусматривает целый комплекс мер по созданию оптимальных условий для решения образовательных задач: соблюдение логической последовательности и преемственности в освоении материала; отбор доступных и наиболее результативных методов и средств обучения, нормирование нагрузок; рациональная организация занимающихся на уроке; выбор рабочего места учителем в ходе проведения занятий, грамотное использование им терминологии, команд и указаний; создание соответствующего эмоционального фона занятий; своевременное исправление ошибок благодаря применению эффективных методических приемов и индивидуальному подходу к учащимся и т.д. Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педаго- га построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.

Этапы процесса обучения технике игровых приемов

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.

Ознакомление с приемом. Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники. Методы обучения: словесный, наглядный. Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнения приема; демонстрация плакатов, схем, ки

но-, фото- и видеоматериалов.

Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях. Задача: освоить основную структуру игрового приема. Методы обучения: практический

(целостного и расчлененного уп

ражнений). Средства обучения: подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном

пофазном

воспроизведении

исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены

подготовительной, основной и завершающей фаз движения); выполнение приема при искусственном ограничении степеней свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости, т.е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону); выполнение приема на контролируемой скорости.

Углубленное разучивание приема. Задача: освоить детали техники выполнения приема. Методы обучения: практический (целостного упражнения с

избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный. Средства обучения: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в рамках условного противодействия); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

Целостное формирование двигательного навыка. Задача:

взаимосвязанно

совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема. Методы обучения: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой. Средства обучения: упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом); чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижные игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема.

Ситуационное изучение приема. Задача: совершенствовать технику в условиях,

приближенных к игровым. Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства. Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с партнером в условиях, моделирующих игровые.

Закрепление приема в игре. Задача: развивать способность максимально

воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Методы обучения: игровой, соревновательный. Средства обучения: упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные двусторонние игры, включая игры с целевым изменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или неожиданной смене игровых ситуаций.

В последующих разделах раскрывается технология обучения основам техники и тактики игровой деятельности, представлен материал, который содержит описание базовых технических приемов и тактических действий, комплексы дидактических средств и перечень наиболее часто встречающихся ошибок.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Раздел 2. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ В НАПАДЕНИИ

2.1.Способы передвижений;

2.2 Способы владения мячом;

2.3 Финты и сочетание приемов.

Раздел 3. СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ИГРЫ В ЗАЩИТЕ

3.1 Способы перемещений в защите;

3.2 Способы овладения мячом.

Раздел 4. ОСНОВЫ ТАКТИКИ НАПАДЕНИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

4.1 Индивидуальные действия;

4.2 Групповые действия;

4.3 Командные действия.

Раздел 5. ОСНОВЫ ТАКТИКИ ЗАЩИТЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

5.1 Индивидуальные действия;

5.2 Групповые действия;

5.3 Командные действия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баскетбол : учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. Ю.М. Портнова. М. : ФиС, 1988. 288 с.

2. Баскетбол : учебник для ВУЗов физической культуры / под общ. ред. Ю.М. Портнова. М. : ФиС, 1997. 476 с.

3. Баскетбол. Теория и методика обучения / под общ. ред. Д.И. Нестеровского. М. : Академия, 2004. 336 с.

4. Былеев Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М. : ФиС, 1982. 224 с.

5. Гомельский А.Я. Библия баскетбола. 1000 баскетбольных уп- ражнений. М. : ФиС, 1994. 220 с.

6. Гомельский А.Я. Баскетбол: секреты мастерства : 1000 баскет- больных упражнений. М. : Агентство «ФАИР», 1997. 224 с.

7. Джон Р. Современный баскетбол. М. : Физкультура и спорт, 2002. 143 с.

8. Левина И.М. Баскетбол. М. : ФиС, 2004. 340 с.

9. Нестеровский Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Изд. центр «Ака- демия», 2007. 336 с.

10. Нестеровский Д.И., Поляков В.А. Обучение основам техни- ки нападения игры в баскетбол : учеб.-метод. пособие для учителей и студентов фак-та физ. культуры. Пенза, 1996. 230 с.

11. Портнов Ю.М. Баскетбол : учебник. М. : ФиС, 2002. 342 с.

12. Савин С.А. Тренировка баскетболистов. М. : ФиС, 2002. 86 с.

13. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. 2-е изд., стереотип. М. : Изд. центр «Академия», 2004. 520 с.

14. Спортивные и подвижные игры / под общ. ред. Ю.М. Порт- нова. М. : ФиС, 1977. 382 с.

15. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физическо- го воспитания и спорта : учебное пособие. М. : Академия, 2000. 180 с.

16. Чернова Е.А., Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячами в системе подготовки баскетболистов : метод. пособ. для тренеров. М., 2003. 102 с.

17. Берговина, М.Л. Баскетбол: средства и методы обучения : учебное пособие. Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского гос. ун-та, 2011. 112 с.