ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 327
ЛЕКЦИЯ
Тестирование
как одна из форм контроля
качества знаний
Подготовила мастер п/о Андрианова Елена Васильевна
2023 год
Лекция подготовлена для выступления на методическом совете, с целью ознакомления коллег с альтернативным методом контроля знаний обучающихся
Аннотация: тестирование является актуальным видом контроля учебно-познавательной деятельности и эффективным методом обучения.
В данной лекции посредством обзорного анализа литературы выделены основные требования к тестированию, преимущества и недостатки метода, возможные рекомендации, некоторые разновидности тестов, а также анализ места тестирования в общей системе учебного процесса.
Тестирование является одной из наиболее распространенных форм контроля обучения обучающихся, позволяющей оценить степень усвоения учебной дисциплины или ее раздела. Впервые в образовательном процессе тесты начали применяться в 1893 году. За это время был накоплен огромный опыт использования тестов как в образовательном процессе, так и в других сферах человеческой деятельности.
Тест (англ. «test» – «испытание», «проверка») – это совокупность заданий, способных измерить степень усвоения содержания учебного процесса. Являясь индикатором качества подготовки учащихся, тестирование в то же время показывает эффективность используемой формы организации учебного процесса.
Для определения роли тестирования в учебном процессе необходимо выделить основные функции тестирования.
Наиболее важной и очевидной является диагностическая функция, которая состоит в оценке знаний учащихся.
Обучающая функция заключается:
В стимулировании
обучающихся
к изучению материала, в результате чего повышается эффективность всего учебного процесса
;
Тестирование направлено на формирование целостного представления о дисциплине, для чего включает в
опросы по ранее пройденному материалу
;
Данная форма учебного контроля призывает повысить уровень освоения
дисциплины, поскольку зачастую содержит вопросы, требующие обращения к дополнительным источникам литературы.
Воспитательная функция реализуется посредством периодичности тестового контроля. Это систематизирует учебную деятельность обучающихся, помогает вовремя выявить и устранить пробелы в знаниях.
Следует отметить, что, как и любой метод оценки знаний, тестирование содержит перечень обязательных требований к составлению заданий:
Корректность и соответствие тестируемой области знаний
Краткость изложения вопроса и вариантов ответа
Логичность высказываний
Правильность
расположения элементов задания.
Важно не допускать взаимосвязанных заданий, где одно своим содержанием может указать на правильное решение последующих, то есть избегать непреднамеренных подсказок.
При планировании тестирования важным является выбор типа и вида тестового задания.
Существуют тестовые задания закрытого типа, в которых на каждый вопрос предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных готовых вариантов.
Также широко используются и задания открытого типа, в которых тестируемый должен предложить свой ответ: дописать слово, предложение, цифру, знак, формулу.
В последние годы наиболее широкое применение получило компьютерное тестирование, что соответствует концепции модернизации российской системы образования и значительно повышает скорость обработки результатов, их объективность, благодаря чему позволяет увеличить частоту и регулярность контроля.
Таким образом, к положительным сторонам тестирования можно отнести следующие особенности:
Исключение субъективного фактора (личные симпатии и антипатии преподавателей) обусловливает высокую объективность оценки знаний, то есть делает процедуру контроля полн
остью унифицированной
.
Тестирование оказывает стимулирующее влияние на самостоятельное изучение материала
обучающимися
ввиду своей вы
сокой объективности
.
Тестированию присущ меньший уровень негативного психического воздействия на
обучающихся
по сравнению с традиционными формам
и экзаменационного контроля
Методика тестирования позволяет осуществить хоть и поверхностную, но полную проверку знаний по всей учебной дисциплине, а при необходимости – по ее конкретным разделам.
Применение компьютерного тестирования позволяет сократить расходы на разработку качественного инструментария, который имеет разовый характер (индивидуальные тестовые экземпляры, бланки)
Более высокая скорость проверки уровня знаний
обучающихся
позволяет уделить большее количество времени ра
збору теоретического материала
Однако, тестированию присущ ряд существенных недостатков, не позволяющих данному методу вытеснить традиционные формы контроля знаний учащихся.
О
тличная оценка на тестировании не гарантирует умение эффективно использовать изученный материал в устной речи и применять в нестандартных ситуация
.
Особенно это актуально в случае, если образцы тестовых заданий известны заранее, когда
учащиеся
могут механически запоминать верный ответ, не осмысливая содержания. В результате же устной беседы с преподавателем оценивается не только знание конкретных фактов, но и способность собрать их воедино, сформировать собственное мнение по изученному вопросу.
Н
е для всех приемлемые жесткие временные ограничения в силу личных психофизиологических особенностей некоторых
обучающихся
, которые думают и делают все ме
дленно, но при этом качественно
Также при тестировании есть возможность случайного выбора правильного ответа, особенно при закрытом типе заданий.
И
ногда сами разработчики тестов, используя неясную формулировку вопросов, непонятную терминологию, заставляют
обучающихся
обращаться к методу угадывания, что существенно снижает самый важный критерий эффективности метода – объективность.
Зачастую на практике тестирование и не помогает вовремя устранить пробелы в знаниях, поскольку преподавателями тесты используются для выставления о
ценки в журнал
.
В заключение хочется отметить, что каждый из существующих педагогических методов контроля и оценки имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому для повышения объективности оценки знаний обучающихся в сочетании с традиционной формой контроля следует применять тестирование, разработка заданий которого должна быть тщательной и качественной.