Паспорт проектной работы

Наименование  проекта

Педагогический проект

Тема проекта

Тетрадь-помощница

Автор проекта

Бабушкина Оксана Александровна

Место реализации

МБОУ «Октябрьская СОШ №2»

Проблема, на решение которой направлен проект

При изучении терминологии в начальной школе ученик сталкивается с устойчиво-сложным запоминанием необходимого материала, «выпадания» из памяти важных эпизодов текста правил либо воспроизведения его в хаотичном порядке. Данные факты носят масштабный характер и, к сожалению, не корректируются ежедневным повтором и элементарным заучиванием.

Цель проекта

Описать систему педагогической деятельности по составлению и использованию тетради - помощницы, способствующих формированию познавательной активности младших школьников.

Задачи проекта

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию аналогичных тетрадей на уроках в начальной школе разными педагогами.

2. Показать основные виды работ в тетради - помощнице, используемых на уроках в начальной школе;

3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования тетради – помощницы.

Участники проекта

Учащиеся 2А класса МБОУ «Октябрьской СОШ№2» п. Октябрьский

Сроки реализации проекта

2020-2021учебный год

Ожидаемые результаты.

Использование тетради-помощницы на уроках позволит: повысить мотивацию обучения; поможет развить критичность мышления; привить навык самостоятельной деятельности у учащихся; создаст условия для самореализации личности в урочной деятельности; главное, сократит время на заучивание сложных правил и тем.

Содержание

Введение ………………………….…………………………………….……….3-4

Новые подходы, идеи и способы обучения, соответствующие современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию……………………4-5

Основные виды работ в тетради-помощнице ………………………………...5-8

Структура тетради – помощницы……………………………………………9

Формы организации деятельности учащихся ……………………………….9-10

Практическая часть…………………………………………………………..10-12

Заключение………………………………………………………………….........13

Литература……………………………………………………………………….14

Приложение………………………………………………………………………

Введение

Как помочь ученику усвоить разборы и запомнить правила? Такой

вопрос всё чаще возникает почти у каждого учителя начальных классов.

При изучении терминологии в начальной школе ученик сталкивается с устойчиво-сложным запоминанием необходимого материала, «выпадания» из памяти важных эпизодов текста правил либо воспроизведения его в хаотичном порядке. Данные факты носят масштабный характер и, к сожалению, не корректируются ежедневным повтором и элементарным заучиванием. С чем связана данная проблема у младших школьников?

Дело в том, что, имея предметно-образное мышление, для детей важно привязывать к любому вербальному (проговариваемому вслух) понятию предметную картинку. Обязательность данного процесса гарантирует усвоение нужной информации. И чем ярче, зрелищней и, что немаловажно, ближе по смысловому значению будет воображаемая иллюстрация, тем выше шанс у ребенка запомнить учебный материал.

Поэтому главная задача педагогов и родителей внести в процесс обучения как можно больше элементов игры, которые разбавят утомительные занятия.

Актуальность темы. Главная функция тетради - помощницы состоит в том, чтобы превращать правило в игру. Это делается через символическую репрезентацию, которая дает детям возможность научиться справляться с трудностями, погружаясь в самоисследование.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Использование такой тетради будет как один из методов обучения, который позволит не только разнообразить учебный процесс, но и достичь высоких результатов обучения. Цель проекта:  описать систему педагогической деятельности по составлению и использованию тетради - помощницы, способствующих формированию познавательной активности младших школьников. Гипотеза: предполагается, что развитие познавательных УУД младших школьников будет проходить более успешно, если на уроках применять методы по составлению и использованию тетради – помощницы.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию аналогичных тетрадей на уроках в начальной школе разными педагогами.

2. Показать основные виды работ в тетради - помощнице, используемых на уроках в начальной школе;

3. Экспериментальным путем проверить эффективность использования тетради – помощницы.

Объект исследования: учащиеся класса МБОУ СОШ№2 ГО Октябрьский

Предмет исследования: тетради - помощницы

Сроки реализации: 1 год

Результат исследования:

1. Повышение качества знаний.

2. Самоопределение учащихся в видах и формах учебной деятельности.

3.Анализ и оценка учащимися процесса и результата собственной деятельности.

4. Формирование практического опыта по внедрению в образовательный процесс педагогических технологий.

1. Новые подходы, идеи и способы обучения, соответствующие современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.

Умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета является одним из важных аспектов современного образования. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; и овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу использование одного из методов технологии интерактивного обучения, а именно составления и применения тетради-помощницы, которую дети будут заполнять самостоятельно. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

2. Основные виды работ в тетради-помощнице

1) Технология интерактивного обучения - система способов организации взаимодействия педагога и учащихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

10 % того, что читают; 20 % того, что слышат;

30 % того, что видят; 50 % того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти:

80% того, что говорили сами; 90 % того, что делали сами.

2) Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Существуют различные виды кластеров:

блок-схемы

кластер с нумерацией слов для составления рассказа

кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов

групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

грамматический кластер

Применение приёма «кластер»:

 Позволяет охватить значительно больший объем учебного материала.

  Вовлекает всех учеников в обучающий процесс.

 Деятельность интересна детям.

 Ученики открыты и активны, так как у них

нет страха высказать

неправильное суждение.

 Организует творческую деятельность, обеспечивает полет фантазии.

3) Опорные схемы являются увлекательной игрой для учеников любого возраста. Но это не просто игра, а игра, которая учит и развивает. Изучение теоретического материала с использованием опорных схем по учебным предметам помогает сэкономить учебное время, повышают успеваемость, обеспечивают успешную работу всех учащихся в условиях равных возможностей и доступности обучения.

Считается, что эффективно применять схемы может только тот учитель, который сам их и составляет, но он должен соблюдать основные требования к их составлению: учитываются возрастные особенности учащихся, составляется в форме бланка или с соблюдением определенного объема, важную роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. Опорная схема должна быть простой в составлении, чтоб её мог сделать не только учитель, но и ученик. Также она должна быть простотой в применении. Расположить схему можно на классной доске, на интерактивной доске или воспроизвести на проекторе. Опорные схемы можно использовать на разных этапах обучения: при изучении нового материала, закреплении пройденного материала и повторение пройденного материала.

4) Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.  

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. 

Я разработала систему ведения и использования тетради - помощницы.

Задачи, которые помогает решать тетрадь - помощница:

- компактная организации информации по изучаемой теме;

- визуализация теоретического материала;

- структурирование (составление кластеров) сложной информации;

- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;

- многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме, учитывая различные  способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи)

- развитие познавательного интереса и творческого мышления.

-обогащение словарного запаса.

3. Структура тетради – помощницы.

Это обычная тетрадь в клеточку или на кольцах. Желательно на 48 листов. Структура тетради помощницы.

1 страница: сначала оставляется пустой, а когда ребенок уже втягивается в процесс работы оформления тетради, она оформляется по желанию. Дети обычно сюда что-то вписывают, что-то вклеивают.

2 страница: содержание тетради (заполняется постепенно)

Можно вклеить готовые таблички, в которых указывается тема и номер страницы. Все страницы в тетради нумеруются, чтобы потом, когда необходимо будет что-то повторить, можно легко было бы найти нужную тему по этому оглавлению.

Таким образом, можно сказать, что тетрадь - помощница - это собирательный образ книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала, который учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Такая тетрадь позволяет формировать у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся эта тетрадь - это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательном виде, поэтому они часто рассматривают их на переменах, выполняют задания, содержащиеся в тетрадях других детей. Тетрадь - помощница, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на уроках.

4. Формы организации деятельности учащихся

Индивидуальная работа.

О

дин учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело

находить конта

кт с др

угими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками.

Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.

Совместная работа с родителями.

Тетрадь-помощница хороша и тем, что к её созданию можно привлечь родителей.

Ручная работа.

Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Развивающие задания.

Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

5.Подход в обучении (индивидуальный, дифференцируемый)

Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией интерактивной тетради зависит от ученика, говорит о том, что при создании интерактивной тетради, обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении.

Практическая часть

Свою работу по внедрению тетради-помощницы я начала с диагностики:

- беседа в Вк с родителями «Как объединить усилия, чтобы помочь ребенку в учёбе » (Приложение №1)

-анкетирование родителей в Вк (Приложение №2 Темперамент моего ребенка)

-деление класса по психологическим особенностям (Приложение №3 темперамент);

- разработка кластеров по правилам (Приложение№4)

-разработка опорных схем по математике (Приложение №5)

-разработка интерактивных карточек по русскому языку (Приложение №6)

Портрет класса: 28учеников. Из них – 18 девочки, 10 -мальчиков.

В классе преобладают сангвиники 13 учеников, по 6 холериков и меланхоликов, и 3 ученика – флегматики.

В большинстве – это учащиеся с высоким уровнем тревожности. Они медлительны, не решительны, пассивны, ориентированы на вознаграждение.

Для того чтобы поддержать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. В ходе наблюдений я пришла к выводу, что деятельность при применении метода составления кластера является стимулирующим компонентом познавательной деятельности младших школьников, который создает мотивацию к размышлению изучения новой темы.

Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Одним из способов достижения этой цели образования может стать использование на уроках тетради - помощницы.

Одну общую тетрадь разделили на две части по двум предметам: математика, русский язык. Тетрадь использовалась на каждом уроке, особенно при изучении нового материала. Так как на уроках используется деятельностный подход, то и работа с тетрадью - помощницей строилась таким образом: класс делился на группы (по уровню запоминания и по темпераменту) Дети, которые легко анализируют и составляют кластеры и ученики, которым тяжело дается анализ. Первая группа самостоятельно составляют кластеры, затем сопоставляют с правилом. Вторая группа детей работает с учителем. Они вместе анализируют правило, выделяют главные слова, составляют из этих слов опорную схему, а затем сопоставляют с правилом.

Оценивание по этой тетради ведется раз в четверть. Выставляется оценка за ведение тетради. Весь трудно запоминаемый материал изучается с опорой на тетрадь-помощницу. Сначала учащиеся обращаются к ней чаще, затем реже, вскоре решают ту или иную грамматическую и орфографическую задачу по памяти. Тетрадь-помощница помогает, во-первых, осуществить результативность обучения по русскому языку и по математике; во-вторых, - учащиеся успешно осваивают знания по основным разделам русского языка и математики, овладевают навыками самоконтроля и самообразования.

В таблице представлены диагностические данные эффективности работы с тетрадью-помощницей. 2019-2020 учод - обучение без использования тетради-помощницы, 2020-2021 уч.год с использованием тетради-помощницы

Диагностическая карта по предметам.

 

 

Учебные предметы

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

Уровень обученности

Русский язык

85%

93%

Качество обучения

математика

56%

69%

 

Данный проект реализован, но работа в тетради-помощнице

(Приложение №7) продолжается, так как очевиден результат и положительная динамика по качеству обучения младших школьников.

В заключении можно сделать выводы о том, что повышении эффективности уроков русского языка и математики, а также повышение грамотности учащихся  достигается с помощью систематического ведения тетради-помощницы.

Заключение

Создание тетради-помощницы решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. В условиях модернизации образования, учителю необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи. Применяя в своей работе технику создания тетради-помощницы, у меня появилась возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Тетрадь-помощницу можно смело отнести к предметно-развивающей среде:

информатив

н

а

;

способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания;

обладает дидактическими свойствами;

является средством художественно-эстетического развития ребенка,

вариатив

н

а

(

два предмета

);

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

обучающихся

.

Использование тетради-помощницы это уникальный метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Литература.

Дурыкина

А. «Долой скучным тетрадям»

Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.

Рыкова

А.Тренинг

«Интерактивные тетради в начальной школе» на сайте В контакте

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

http://www.smartboard.ru/ – информационный сайт, разработанный компанией

Poly-media

.

Группа ВК Интерактивные тетради для начальной школы