ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С ПОЛОМ

Воронцова А.А.

Научный руководитель: Ротманова Н.В., к.психол.н., доцент

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

Аннотация Актуальность данной темы обусловлена, конечно, тем, что факт конфликта на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся подавлять конфликты, либо не хотят вмешиваться в них. Существует множество методов исследования конфликтов, основными из них являются: анализ, систематизация, обобщение научной литературы по проблеме исследования, сравнение, тестирование, математическая обработка результатов исследования.

Ключевые слова: Конфликты, психологическое благополучие, студенческий возраст, межличностные конфликты, конфликтные ситуации.

Введение Конфликты, являясь составной частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как индивидуального, так и социального характера; требуют единой методологии, как в исследованиях, так и в практическом их регулировании. Проблема исследования: выявление взаимосвязи особенностей типов поведения в конфликте студентов в связи с уровнем психологического благополучия. Цель данной работы психологическое благополучие как предиктор типов поведения в конфликтной ситуации. Гипотеза нашего исследования: 1. Существуют особенности взаимосвязи типов поведения в конфликте и психологических особенностей студенческого возраста с разным уровнем психологического благополучия.

Метод

Участники исследования

Исследование проходило в ГБПОУ «ПХТТ», в выборке участвовали 100 студентов (50 юношей, 50 девушек), возраст 16-20 лет.

Психодиагностический инструментарий

Теоретические – анализ психолого – педагогической литературы, моделирование, обобщение, целеполагание. Эмпирические – в качестве основных методик вошли: Опросник «Шкала психологического благополучия» К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко), Тест описания поведения Томаса (адаптация Н.В. Гришиной), в качестве дополнительной методики: Поведение в конфликтной ситуации, TKI (Томас-Килманн) адаптирован Н.В. Гришина.

Методы анализа данных

1) λ критерий Колмогорова-Смирнова; 2) Коэффициент ранговой корреляции Спирмена; 3) Корреляционный анализ К. Пирсона; 4) Факторный анализ.

Результаты. В исследовании была показана психологическое благополучие с уровнем развития конфликтности студентов. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии значимого количества взаимосвязей между данными показателями: 6 из 8 возможных связей родительского отношения с интегральным конфликтностью по обеим методикам, и 17 связей по отдельным ее аспектам, что подтверждает нашу гипотезу о наличии положительной взаимосвязи между психологическим благополучием и высоким уровнем поведения в конфликте.

Обсуждение Мы сделали вывод, что психологическое благополучие, в общем, его понимании выступает как механизм социализации личности, включение её в систему общественных связей и отношений. К высоким показателям психологического благополучия относят, умение работать, жить в условиях совместной деятельности, в условиях новой социальной среды и новых её требований, разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации. Исследован вопрос согласованности результатов оценки психологического благополучия, полученных с помощью применения четырех методик его измерения. Приведены теоретические обоснования сделанных выводов.Таким образом, в результате проделанной работы были расширены представления об изучаемом феномене и его структурных компонентах.

Заключение Работу по преодолению поведения в конфликтной ситуации необходимо проводить в коллективах студентов с первого дня пребывания в средних учебных заведениях. Предложенные методики конфликтности показали на практике, как изменяется эмоциональное состояние каждого студента в большей или в меньшей степени, которое непосредственно сказывается на успешности высокого уровня психологического благополучия в рамках студенческой жизни. Данные, полученные в рамках выполнения настоящей работы, могут быть дополнены вышеуказанными аспектами и стать основой для создания коррекционно-развивающей программы по развитию психологического благополучия студентов. В результате выполнения исследований (первичного и контрольного), формирующего эксперимента и сравнительного анализа результатов гипотезы подтвердились. Работу по преодолению поведения в конфликтной ситуации необходимо проводить в коллективах студентов с первого дня пребывания в средних учебных заведениях.

Библиографический список

Анананьев

Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. Современные психологические проблемы высшей школы. – Москва: М., 2019. 420с.

Андреева Г.М. Социальная психология – Москва: М,

Наука, 2018.

324 с.

Высоков И. Е. Математические методы в психологии. Учебник и практикум. —

Москва:

Юрайт

. 2019. 432 с.

Григоренко Е.Ю. Психологическое благополучие студентов и определяющие его факторы - Санкт-Петербург, М, 2019. 245с.

Гагаринская Г А.., Профилактика конфликтных ситуаций в организации. Москва: Кадровик, 2018., 35с.

Коробкова

В.В.,

Метлякова

Л.А. (отв. за выпуск) Актуальные проблемы социальной работы и социально-педагогической деятельности: теория и практика. Материалы II краевой студ. науч

.-

практ

.

конф

. (29 апреля 2010 г., Пермь) /

Перм

.

гос.ун

-т;

Пермс

. гос.

пед

. ун-т. – Пермь, 2010, 218 с.

Козловская, Т. Н. Общая психология (сборник практических заданий): учебное пособие / Министерство образования и науки Российской Федерации ; Оренбургский Государственный Университет

.

– Оренбург: ОГУ, 2017,. 344 с.

Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. Казань, М.: Вузовский учебник, 2019. 336 c.

Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: Учебное пособие по спецкурсу. Псков: ПГПИ, 2004. 136 с.

Маклаков

, А. Г. Об

щая психология: учебное пособие.

Санкт – Петербург: Прогресс книга, 2019. 582 с.

TYPES OF BEHAVIOR IN THE CONFLICT OF STUDENTS DEPENDING ON THE LEVEL OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Vorontsowa A.A.

Scientific supervisor: Rotmanova N.V. PhD in Psychology, docent

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Abstract. The relevance of this topic is due, of course, to the fact that the fact of the conflict is generally recognized today. Today, many leaders either seek to suppress conflicts or do not want to interfere in them. There are many methods of conflict research, the main ones are: analysis, systematization, generalization of scientific literature on the problem of research, comparison, testing, mathematical processing of research results.

Keywords: Conflicts, psychological well-being, student age, interpersonal conflicts, conflict situations.