Технологическая карта урока технологии в начальной школе
Класс: 4 
Тип урока: комбинированный                         
                                         
Тема урока
 Упаковка для мелочей из  бросового материала

Цель
Развитие художественно – творческих и конструкторских способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление упаковки для мелочей

Задачи

Образовательные: 1) сформировать понятия ?упаковка?; систематизировать  знания детей о видах упаковок и требований к ним;
2) закрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения чертежа; планирования работы, организации рабочего места, выполнения работы по плану;
3) совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки по чертежу и шаблонам ; биговки (предварительного продавливания линий сгиба), сгибания и складывания картона; вырезания и склеивания деталей из бумаги и картона.
 Развивающие: способствовать развитию художественно - образного, логического,  конструкторского и технологического мышления; памяти, устной связной речи, фантазии, глазомера.
Воспитательные: 1) способствовать воспитанию бережного отношения к природе;
2) способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия 

Планируемые результаты
Предметные: 
иметь представление
знать
уметь
Формируемые УУД:
личностные 
регулятивные  
коммуникативные
  познавательные

Основные понятия
Упаковка, биговка

Межпредметные связи 
математика, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир

Оборудование



Оборудование учителя:
образец изделия (упаковка для мелочей),   пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины,  правила безопасной работы режущими и колющими инструментами, раздаточный материал -  шаблоны.
 Оборудование учащихся:
Материалы: цветной картон, цветная бумага для аппликаций, клей. 
Инструменты: ножницы, карандаш, ластик, линейка, кисточка для клея. 
Приспособления: клеенка (или газета), салфетки для удаления клея, коробочка для мусора 

Литература, интернет-ресурсы
Литература:
Рогозина, Т.М. Технология [Текст]: 3кл.: Учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринёва, И.Б. Мылова.   – М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 96с.: ил.

Ход урока
Задачи  этапа урока
 (вида работ)
Деятельность
учителя 
Задания для учащихся 
Деятельность
учеников
Планируемые результаты 


Время




Предметные
УУД



I. Организация класса на работу




Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

- Добрый день, присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Александровна, я - студентка Кемеровского педагогического колледжа. Мы будем общаться с вами на протяжении 2 недель и работать на некоторых уроках. Сейчас я проведу для вас урок технологии. Я очень рада видеть вас и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! 
Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.


Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; описывать свои  чувства и ощущения; 
1 мин



II. Формулирование темы урока, постановка цели


2мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.
Систематизировать  знания детей о материалах изготовления упаковок
- Чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, посмотрите на слайд и скажите, какое слово объединяет все эти предметы. (Упаковка)
-  Что такое упаковка? (Материал, которым пакуют, предмет, в котором что-то хранят)
- С древних времен человек старался сохранить продукты своего труда. Основным материалом по изготовлению ёмкостей для хранения сначала была глина. Например, в Древней Греции для перевозки масла, вина и других жидкостей служили глиняные амфоры. У них было закругленное дно, поэтому их легко размещали в трюме корабля в несколько слоев. 
- Трюм корабля - пространство в корпусе судна между днищем и вышележащей палубой. Трюм используется для размещения грузов, запасов или каких-либо механизмов.
- Посмотрите внимательно на слайд и скажите: какой материал использовался для создания упаковки под номером 1 и что можно в ней хранить? (Спросить в порядке 1,4,5,2,3)
Глина – жидкость, сыпучие вещества
Гофрокартон –игрушки, техника, обувь и т.д.
Пластик – жидкие и сыпучие вещества
Металл – игрушки, украшения
Стекло – жидкость, сыпучие вещества
- Упаковки из каких материалов используются нами? (гофрокартон, пластик)
- Как вы думаете почему? (более практичны, удобны)
- Так же, упаковка не только сохраняет товар и помогает при транспортировке, но и является носителем рекламы, информации о ее содержимом.
- Но какой же должна быть современная упаковка? (яркой, прочной, экологичной, удобной)
- Почему не должна быть хрупкой? (может разбиться, не удобна, не практична)
С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,
высказывают свое мнение  о практической значимости изделия

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя или самостоятельно, после   предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.



III. Вводная беседа


3-5мин.

сформировать понятия ?упаковка?; систематизировать  знания детей о видах упаковок и требований к ним;

- Мы уже говорили о том, какой самый практичный материал? (гофрокартон, пластик)
- Что изготавливают из гофрокартона? (коробки)
- Рассмотрите конструкции различных упаковок из картона в свернутом и развернутом виде. Найдите развертку каждой упаковки и объясните свой выбор.
1 – Г
2 – В
3 – А
4 – Б
- Как можно оформить и использовать разные упаковки? (нарисовать на них, обклеить бисером, пайетками и различными другими материалами)
- Что можно упаковать в эти коробки? (украшение, подарок, какие-то маленькие предметы, одним словом – мелочи)
- Сегодня тема нашего урока так и звучит ?Упаковка для мелочей?. Именно ее мы и будем изготавливать
Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. 

Знать: 
понятия ?ландшафт?, ?открытка – ландшафт? 

Познавательные УУД:
искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и  преобразовывать ее из  одной  формы в другую.



IV. Подготовка к практической работе



4-5 мин.

Ззакрепить навыки анализа конструкции изделия, чтения чертежа; планирования работы
а) Анализ конструкции изделия.
- Наша упаковка будет с изображением курочки. Для чего мы можем использовать это изделие? (Для хранения мелочей)
- Посмотрите на образец и ответьте на вопрос, какие цвета бумаги здесь использованы? (Использованы такие цвета бумаги как: желтый, оранжевый, зеленый, красный.)
- Давайте рассмотрим, из каких частей сделана упаковка. (Упаковка сделана из коробочки и курочки).
- А из каких деталей они состоят? (Курочка состоит из туловища, гребня, клюва, крыльев).
 - Из какого материала они выполнены? (Основные части курочки и коробка из картона, дополнительные части курочки из бумаги).
 - А при помощи чего мы соединяем детали друг с другом? (При помощи клея.)
Мы рассмотрели конструкцию упаковки, а сейчас поработаем по чертежу.
б) Чтение чертежа 
- Какая деталь изображена на чертеже? (Развертка - основная часть упаковки).
- Какую она имеет геометрическую форму внутри? (Параллелепипед)
- Назовите используемые линии чертежа. 
Линии чертежа:
______  сплошная толстая: линия края, видимого контура, разреза (надрезов, прорезей)
-??-??-??-??- штрихпунктирная с двумя точками: линия сгиба
|↔| - тонкие линии, тонкие со стрелками: выносные и размерные

          - нанесение клея 

Итак, мы рассмотрели чертеж открытки, а сейчас составим план работы.
Составление плана практической работы
План
Разметка основы упаковки по чертежу.
Вырезание упаковки по контуру
Разметка дополнительных частей курочки.
Проработка линий сгиба – биговка.
Вырезание дополнительных частей курочки.
Сборка (склеивание деталей).
Окончательное оформление упаковки
       Составленный план нам поможет в практической работе. 

Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, 
составляют план практической работы, 
Знать о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы  разметки и сборки деталей, виды  отделки.
Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу;
с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно-
логические задачи. 
Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою  позицию до  других, слушать и понимать речь  других,
уметь   сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД:  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий,



V. Организация  рабочего места


3мин.

Закрепить навыки организации рабочего места;  
выявить знания о 
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены  
а) проверка оборудования
- Проверьте, все ли необходимое для работы есть у вас. Для выполнения работы вам понадобятся: 
Материалы: цветной картон (Желтый, белый), цветная бумага для аппликаций, клей. 
Инструменты: ножницы, карандаш, ластик, линейка
Приспособления: клеенка, салфетки для удаления клея, коробочка для мусора
-У всех ли на столах все есть?
б) выяснение правил т/б
- Давайте повторим правила безопасной работы с нОжницами:
1. Храните ножницы в указанном месте. 2. Держать ножницы лезвиями вверх. 3. Оставлять ножницы с открытыми лезвиями. 4. Передавать кольцами вперед. 5. Использовать по назначению
Правила работы с клеем:
1.?При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
2.? Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
3.? Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
4.?Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Соблюдайте эти правила во время практической работы.
Мы хорошо потрудились, давайте немного отдохнём.
Физминутка
 Молодцы, ребята, продолжаем наше занятие.
Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами













выполняют 
физминутку

Уметь: организовы-вать рабочее место  и поддерживать порядок на  нём  во  время работы.

Регулятивные УУД:  учиться  готовить рабочее место, объяснять выбор  наиболее подходящего  оборудования для  выполнения задания.  



VI. Практическая работа


25-30 мин.

Разметки по чертежу и шаблонам ; сгибания и складывания картона; вырезания и склеивания деталей из бумаги и картона.
совершенствовать навыки выполнения технологических операций: разметки по чертежу и шаблонам ; биговки (предварительного продавливания линий сгиба), сгибания и складывания картона; вырезания и склеивания деталей из бумаги и картона.

Критерии оценивания:
Вашу работу я буду оценивать по таким критериям как: 
-точная  разметка; 
-четкая проработка линий сгиба,  
-ровное вырезание по разметке; 
-аккуратное склеивание.
Практическая работа 
Разметка основы открытки по чертежу.
Для того, что изготовить упаковку для мелочей, нужно сначала сделать ее основу из картонного листа. Для того, чтобы вам было хорошо видно со своих мест, я сделала заготовки большого размера, но вы выполняете работу по размерам, которые я вам задаю.
Расположите лист желтого картона горизонтально на парте
Сейчас в руки берем линейки и простой карандаш и выполняем чертеж упаковки
- Берем линейку,  прикладываем 0 к верхнему краю нашей основы, отмеряем 10 сантиметров и ставим точку. Затем 6 и еще раз 10
- То же самое делаем и с нижнего края.
- Вертикальными линиями соединяем их.
- прикладываем линейку к вертикальной линии и отмечаем точками 1, 6, 10, 15, 19 см
- Такие же  размеры отмечаем на другой вертикальной линии
- Горизонтальными линиями соединяем точки их должно получиться 5
- Линии 2 и 5 сделайте немного длиннее
- На каждой из этих линий отметьте в стороны еще по 1 см
- Соединяем точки горизонтальными линиями
- Возьмите шаблон курочки и обведите его с двух сторон коробочки
 
     
Сгибание упаковки
Продавите линии сгиба
Разметка дополнительных частей курочки
Заготавливаем  дополнительные детали курочки  из цветной бумаги
Давайте повторим правила безопасной работы с нОжницами:
1. Храните ножницы в указанном месте. 2. Держать ножницы лезвиями вверх. 3. Оставлять ножницы с открытыми лезвиями. 4. Передавать кольцами вперед. 5. Использовать по назначению


Вырезание дополнительных частей
Вырезаем дополнительные части из цветной бумаги.
Сборка (склеивание деталей).
Наклейте дополнительные части на основную часть упаковки, склейте упаковку
Окончательное оформление открытки.
Вы можете добавить полянку, перья, цветы и другие детали по желанию 
Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя, 
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту 
Знать: 
виды  изучаемых материалов, их свойства и названия

Уметь: правильно работать  ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей по шаблонам  или с опорой на  чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Регулятивные УУД:  учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по  плану; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций,
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки



VII. Подведение итога урока. Рефлексия. 


3мин.

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности
- Время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Сейчас мы проведем выставку работ и покажем друг другу свои  упаковки
- Выходит первый ряд и показывает свои работы.
- Молодцы! Красивые упаковки у вас получились.
- Далее выходит 2 и 3 ряды и показывают свои работы.
Оценку ?5?- ……получают….
 Оценку ?4?- ….. получают….
 - Посмотрите, какие красивые, яркие, красочные работы получились!
-Молодцы! Мне очень понравились ваши открытки.
- А с какими трудностями вы столкнулись во время практической работы?
- Можно ли сказать, что мы достигли нашей цели?(да).
- А как вы это поняли? (Выполнили упаковку для мелочей )

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности 

Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и  другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.



VIII. Уборка рабочих мест


2мин.

Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению  быстро и организованно убрать рабочее место  
- Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах. Соберите весь мусор, сложите материалы и инструменты в свои рабочие папки.
- Молодцы! Спасибо за отличный урок!
Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место