ОБОУ ДО Пристенская детская школа искусств им.В.Гридина

« Традиционные и инновационные педагогические технологии в работе педагога-хореографа.»

Методическое разработка

Суворова Ирина Николаевна

Преподаватель хореографии

Высшей категории

п.Пристень 2023г.

 

В методическом разработке анализируются традиционные и инновационные педагогические методы, формы и приемы в работе педагога-хореографа.

Разработка ставит своей целью оказать помощь начинающим педагогам и будет полезным всем хореографам в совершенствовании педагогического мастерства. Материалы адресованы педагогам-хореографам, руководителям, работающим с детскими и молодежными коллективами в системе дополнительного образования.

Содержание

«Способности с детских лет стоит развивать, а недостатки исправлять умелым руководством»

Август Бурнонвиль.

Введение

Цель учреждений дополнительного образования – создание условий способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным, культурным ценностям, получение дополнительных образовательных услуг и профессиональной ориентации.

Творческая деятельность хореографического коллектива направлена на достижение этой цели.

Танцевальный коллектив – это особая среда, где самое широчайшие поле возможностей для ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Воспитывающие функции занятий танцем разнообразны:

выявление

способностей

и

ценностных

ориентаций;

формирование

художественного,

образного

восприятия

и

мышления;

овладение

языком

и

техникой

танца;

развитие

эмоциональной

сферы,

творческой

интуиции

и

артистизма;

становление

важнейших

качеств

личности

трудолюбие,

дисциплинированности,

стремление

к

совершенству,

 

чувство

ответственности,

взаимопомощи.

Вся деятельность хореографического коллектива направлена на решение задач воспитания и обучение танцу.

Задачи:

сформировать

устойчивый

интерес

учащихся

к

танцу;

дать

на

каждой

ступени

комплекс

знаний

и

умений

по

искусству

танцу

с

учетом

индивидуальных

особенностей ребенка;

сформировать

музыкальную

культуру;

развить

творческие

способности;

закрепить

полученные

навыки в

концертной

деятельности;

развить

физически

и

укрепить

здоровье;

пробудить

интерес

к

профессии

хореографа.

Танцевальное искусство как средство эстетического воспитания личности обладает огромной силой. Занятия танцем приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Общение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает любовь к музыке готовит из них будущих, чутких слушателей и ценителей музыки .

Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их здоровье: правильно развивают костно-мышечный аппарат, помогают избавиться от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.

В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: ребенок учится сам создавать пластический образ.

Коллективные выступления перед зрителем являются одним из главных воспитательных средств: переживание успеха приносит моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества. Занятия танцем снимают напряжение, активизируют внимание,

усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой потенциал.

 

 

1. Педагогика дополнительного образования: традиции и инновации

Возможности

реализации

методов

гуманной

педагогики

в

деятельности

педагога-хореографа

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. И сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как же правильно решить проблему воспитания детей и молодежи? Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука, можно обозначить так: гуманная педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой.

В основе гуманистических педагогических требований к преподаванию занятий по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Участники хореографического коллектива должны овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, эстетическую и танцевальную культуру. Поэтому, можно утверждать, что хореографическое искусство имеет большие возможности для осуществления воспитательных задач.

Гуманистическая традиция в педагогике родилась не сегодня. Об этом писали в своих трудах великие мыслители и художники, выдающиеся педагоги. В отечественной педагогике это такие ученые как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили и др.

Гуманная педагогика, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрёл вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к воспитанникам считалась необходимым качеством педагога. Она соединяла педагога и воспитанника, побуждала к стремлению развивать собственные способности.

Возможно ли использование методов гуманной педагогики в деятельности педагога-хореографа?

Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.

Танец – это универсальное средство воспитания тела и души человека – средство гармонизации воспитания личности. Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой гуманной педагогической деятельности по формированию личности.

В хореографическом коллективе гуманистическая деятельность педагога имеет свою специфику: результат достигается при строгом соблюдении требований и системы профессиональных ограничений, а именно:

жесткие

требования

к

физической

форме

танцовщика

(вес,

исправление

дефектов

осанки и

др.);

преодоление болевых ощущений, связанных с развитием физических

данных танцовщика

(гибкость,

шаг,

стопа,

прыжок);

профессиональная

деформация

костно-мышечного

аппарата;

неукоснительное

соблюдение

дисциплины;

строгое

подчинение

требованиям

педагога;

плотный

график

занятий,

репетиций

и

тренировок;

многолетняя

тренировка,

не

рассчитана

на

мгновенный

результат;

большая

физическая

нагрузка

и

др.

Поэтому возникает вопрос: возможно ли применение методов гуманной педагогики в преподавании хореографии? – или хореографическая деятельность исключает использование таких методов. Несмотря на жесткую систему ограничений и требований к воспитанникам, в хореографической деятельности заложены большие возможности, для реализации на практике методов гуманной педагогики. В чем же проявляются гуманность педагога- хореографа? Это:

соблюдение

и

защита

прав

воспитанников;

авторитарно-демократический

стиль

общения

педагога

и

учащихся;

воспитание

и

обучение

свободой,

любовью,

поддержкой,

через

доверие,

понимание,

уважение

друг к другу;

формирование уважительного отношения к профессии, к педагогам и

ко всем участникам

коллектива;

при

составлении

расписания

занятий

и

репетиций

необходимо

учитывать возрастные особенности, физическое состояние и способности, и

другие

характеристики

личности учащегося;

не

устраивать

эксперименты

над

учениками

ради

реализации,

так

называемых,

«педагогических

амбиций»;

специфика

занятий

танцем

требует

неукоснительного

соблюдения

методических

и

организационных

требований

к

учебному

процессу.

Нарушение

требований

и

правил

создает

реальную

угрозу

здоровью

танцовщиков, (соблюдение температурного режима в зале, режим труда и

отдыха,

профилактика травматизма

и др.).

Определим факторы, препятствующие реализации методов гуманной педагогики в хореографии:

грубый,

жесткий,

неуважительный

стиль

общения

педагога

с

учащимися,

отсутствие

любви,

сочувствия,

сопереживания,

эмпатии

на

уровне

«педагог-ученик»

[2,

с.43];

несоблюдение

педагогом

этических

норм

в

общении

с

воспитанниками;

отсутствие профессионального образования у педагога, включающее

знания

методики,

возрастной

психологии,

анатомии,

конфликтологии;

отсутствие

педагогического

опыта

(студенты

и

молодые

специалисты);

профессиональные

деструкции

педагога,

которые

выражаются

в

симптомах эмоционального выгорания (раздражительность, эмоциональная

усталость,

отрицание нового,

нежелание

меняться

и т.д.);

проявление

 

асоциального

 

поведения

 

участников

 

коллектива

(воровство,

насилие,

лудомания,

наркотическая

и

алкогольная

зависимость);

несоблюдение

норм

поведения,

законов

и

традиций

коллектива,

неразрешенные

конфликтные ситуации;

небрежное

 

отношение

 

к

 

состоянию

 

здоровья

 

и

 

самочувствия

учащихся;

нарушение

санитарных

норм,

отсутствие

материально-технической

базы

для занятий и

др.

Итак, хореографическая деятельность не исключает использование методов гуманной педагогики в работе с хореографическим коллективом. Педагогу-хореографу необходимо основывать процесс воспитания и обучения на принципах любви, доверия, уважения, понимания, поддержки; важно соблюдать дистанцию в межличностных отношениях; отказаться от насильственной парадигмы в своих действиях; заботиться о здоровье своих воспитанников.

2.Традиционные и инновационные педагогические технологии в хореографическом образовании

Особую важность на современном этапе приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование передовых инновационных технологий, составляющих дополнение государственной традиционной системе образования.

К традиционным методам подготовки педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, эстетическое воспитание учащихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические, организационные, управленческие технологии; педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития

межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

Традиционные подходы в обучении хореографическому искусству

Обучение танцу во многом определяет школа, ее традиции, направления и мастерство преподавателя. Многовековая история хореографического искусства прошла различные этапы формирования и развития хореографического образования. Сложились традиционные формы, принципы и методы обучения танцу, а также этика и эстетика хореографической деятельности. Рассмотрим традиционные подходы в обучении хореографии.

В обучении хореографии используют методы обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и танцевальные навыки, формируют эстетический вкус, развивают творческие способности:

метод

танцевального

показа:

аналитический

и

синтетический

показ,

демонстрация;

метод

 

устного

 

изложения:

 

комментирование,

 

инструктирование,

корректирование;

метод

упражнений

и

заданий;

метод

танцевально-практических

действий,

индивидуальные,

групповые

задания;

метод

познавательной

деятельности:

иллюстированно-

объяснительный,

репродуктивный,

проблемный,

исследовательский.

К традиционным приёмам обучения хореографии относятся школы и методики известных педагогов-хореографов. В каждом танцевальном направлении существуют свои основатели, разработчики методик, техник и программ, которым следуют по сей день. В классическом танце это А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, А.А. Писарев, В.С. Костровицкая. Народный танец представляют Т.С. Ткаченко, А.А. Климов, Т.А. Устинова, Г.П. Гусев, В

спортивном танце педагоги в обучении руководствуются техниками Алекса Мура, Уолтера Лэйрда, Гай Говарда. Современный танец основывается на техниках Марты Грэхем, Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, Мерса Каннингхэма, Элвина Эйли. В историко-бытовом танце обучение основывается на трудах М. Васильевой-Рождественской, Н.П. Ивановского.

Формы организации педагогического процесса. К традиционным формам организации педагогического процесса в хореографии относятся: урок (тренировочное занятие), репетиция, семинар, мастер-класс, консультация, концертное выступление.

Традиционно одним из важнейших аспектов педагогической практики является творческая дисциплина учителя и учеников.

Отсутствие общечеловеческой и творческой самодисциплины у педагога – явный признак профессиональной непригодности. И дело здесь не только в неизбежном отрицательном подражательном факторе со стороны его учеников (опоздания на занятие, неподготовленность к каждому занятию и т.д.). Главное – плохая творческая дисциплина преподавателя влечет за собой бессистемность приобретаемых учениками знаний и навыков, и, как следствие этого – необразованность, невоспитанность, травматизм [2, с. 35].

Традиционно существуют правила, которым должен следовать ученик- хореограф, а также этика поведения педагога-хореографа.

 

В настоящее время в системе образования происходит процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в обучении. Этот процесс необходим для получения высокого результата и эффективности работы педагога и творческого коллектива в целом. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижения ими

высокого творческого результата используются различные инновационные технологии.

Остановимся подробнее на инновационных подходах в преподавании хореографического искусства по видам деятельности: педагогических, организационных и управленческих.

Педагогические инновации

- Создание и реализация различных типов программ (авторских, модульных, комплексных, блочных, интегрированных, разноуровневых и др.); внедрение в практику педагогического опыта успешных педагогов- новаторов.

- Введение в образовательный процесс дополнительных развивающих дисциплин (например, танцевальной гимнастики, акробатики, актерского мастерства, стретчинга и др.).

Применение

игровых

технологий.

Суть

данной

инновация

заключается

в

том,

чтобы

использовать

игру

не

только

для

разрядки

и

отдыха,

а

чтобы

сделать

ее

органичным

компонентом

занятия,

средством

намеченной педагогом цели. На примере такого занятия можно проследить,

как традиционные упражнения приобретают одушевленные формы в виде

животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать

понятнее

для

восприятия

воспитанников.

Игровые

технологии

развивают

детское воображение и эмоциональность, закладывают истоки творчества.

Профессиональные

качества

воспитанников,

такие

как

выворотность,

гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у

обучающихся

закрепляются

с

интересом

и

удовольствием.

Можно

использовать танцевальные, ритмические, музыкальные, деловые, ролевые и

другие

виды

игр.

Использование

технологии

«проектного

обучения».

Новация

заключается

во

внедрении

дополнительных

образовательных

программ,

ориентированных

на

совместную

с

детьми

реализацию

творческих

проектов.

Это организация творческого годового отчетного концерта, мастер-класса, фестиваля городского уровня, а также досуговые мероприятия для воспитанников. Хореографические занятия в рамках таких программ полны творческих заданий, игровых и практико-ориентированных проектов.

Применение

информационных

технологий.

В

настоящее

время

современные

образовательные

технологии

включают

использование

цифровых, видео- и аудиотехнологий, спутникового радио и телевидения,

компьютерных

мультимедийных

технологий,

технологии

искусственного

интеллекта,

интернет-

и

коммуникационных

технологий,

технологий

виртуального

моделирования

реальностей

и

ряда

иных.

Использование

вышеизложенных нововведений оказало значительное воздействие на идеи,

формы,

методы,

процессы,

управление

и

иные

сферы

образования

[3,

219].

Информационные технологии дают возможность активно использовать доступ в глобальную сеть интернет, эффективно осуществлять поиск и переработку информации, пользоваться почтовыми услугами интернета, поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение. Использование мультимедийных технологий предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы, объективно оценить собственное исполнение; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций.

Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе образования [1, 13].

В последнее время получила распространение такая форма обучения как вебинары. Вебинары предполагают проведение мастер-классов, семинаров, конференций в режиме он-лайн. Это позволяет обеспечить ценный обмен опытом и общение в интерактивном режиме, расширить информационное поле преподаваемого предмета.

Интеграция

содержания

занятий

хореографией

со

школьными

предметами.

Представляет

собой

взаимосвязь

общеобразовательных

дисциплин (истории, музыки, математики, географии, физики, иностранных

языков

и

т.д.)

со

знаниями

хореографических

навыков

и

умений.

Знания

полученные в школе, прекрасно закрепляются на занятиях хореографией, а

если ребенок не проходил этого, то педагог-хореограф, тренер забегают чуть

вперед,

давая ему

эти понятия.

Применение нетрадиционных методов педагогического процесса

.

К

нетрадиционным методам в обучении хореографии можно отнести бинарный

подход в

преподавании,

использование

тренингов

и др.

Бинарный подход в хореографии. Для успешного функционирования танцевального коллектива (особенно смешанного типа) предпочтительно наличие педагога – женщины и педагога – мужчины. Можно предположить, что в таком случае эффективность, результативность, успешность коллектива будет достаточно высокой. Это «идеальная модель», «идеальный вариант» в педагогике хореографии для всех видов хореографического искусства: и в народном танце, и в классическом, и в современном, и тем более – в спортивном бальном танце.

Бинарный метод реализуется следующим образом: педагог-мужчина и педагог-женщина работают на одном составе учащихся (группа, пара, ансамбль) и ведут одну дисциплину; педагог-мужчина и педагог-женщина ведут разные дисциплины; молодой педагог и опытный педагог.

Тренинги. В хореографии могут использоваться следующие виды тренингов: навыковый, психотерапевтический и социально-психологический.

К навыковому тренингу в хореографии можно отнести учебные занятия по различным видам направленности хореографического искусства.

Тренинг, или как принято называть в хореографии – тренаж, выстраивается через систему определенных упражнений. Кроме традиционных учебных занятий к навыковым тренингам можно отнести: стретчинг, партерную гимнастику, силовую подготовку, актерский тренинг, упражнения по пантомиме и пластике, контактную импровизацию.

Психотерапевтический тренинг в хореографии используется как метод психокоррекции – хореотерапия (или танцтерапия). Танцтерапия – явление комплексного характера, базируется на фундаментальных теориях философии, эстетики, психологии, педагогики, культурологи, искусства. Часто используется в комплексе лечения людей с заболеваниями нервной системы.

Социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков, развитие умений и опыта в области межличностного общения, учит вести себя в обществе, в коллективе, корректирует и развивает систему отношений личности, следовательно, его вербальные и невербальные проявления.

Организационные инновации

Использование нетрадиционных форм работы позволяет нацеливать обучающихся на высокий результат, наглядно демонстрировать творчество, а также дает возможность педагогам видеть собственные недостатки, что способствует более оперативному их устранению.

Отработка этих форм в учреждениях дополнительного образования в значительной степени активизирует познавательную и творческую деятельность педагогов и обучающихся, требует от педагогов не только знаний в области теории обучения, воспитания, психологии, методики проведения занятий в области теории обучения, воспитания, психологии, методики проведения занятий и воспитательных мероприятий, но и умения

перенести теоретические знания на уровень их практического применения. Такая работа стимулирует мотивацию к профессиональному росту, способствует приобретению нового опыта деятельности.

Нетрадиционные

формы

организации

учебного

процесса:

нетрадиционные типы урока (урок-игра, урок-фантазия, урок-соревнование,

урок-викторина, урок-спектакль, урок-лекция, урок открытых мыслей, урок-

соревнование);

мастер-класс,

семинар,

практикум,

конференция,

круглый

стол,

лаборатория,

летняя

(зимняя)

танцевальные

школы,

вебинар,

творческая

мастерская, тренинги,

творческие

отчет

и др.

Технология

«обучение

в

сотрудничестве».

Данная

технология

включает

в себя индивидуально-групповую работ и

командно-игровую. В

первом случае

занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек.

Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить

разученные

танцевальные

элементы.

Разновидностью

индивидуально-

групповой

работы

может

служить,

например,

индивидуальная

работа

в

команде.

Члены

команды

помогают

друг

другу

при

выполнении

своих

индивидуальных

заданий,

проверяют,

указывают

на

ошибки.

Основным

преимуществом данной технологии является воспитание в учащихся чувства

толерантности,

коллективизма.

Инновационные

методики

организации

пространства

и

времени.

Одной

из

особенностей

хореографической

деятельности

является

наличие

специальных

условий

для

занятий

танцем.

А

именно:

занятия

по

хореографии

должны

проходить

в

специально

оборудованном

зале.

Оформление

зала,

цвет

стен,

освещение

класса,

основа

пола,

качество

балетного

станка

все

это

психологически

воздействует

на

учащихся,

определяет их эмоциональное состояние, поведение, отношение к занятиям,

уровень

усвоения

знаний.

Наряду

с

традиционными

науками,

жизненное

пространство изучается и в других инновационных

направлениях, таких как

психо-дизайн.

При

организации

учебно-тренировочного

процесса

необходимо

предусматривать

то,

когда

и

в

какое

время

целесообразней

проводить урок, его длительность в соответствии с возрастом, количество раз в неделю и т.д.

Технологии

здоровьесберегающего

обучения.

Применяя

данные

технологии,

реализуются

следующие

задачи:

создание

организационно-

педагогических,

санитарно-гигиенических

и

других

условий

здоровьесбережения; «обучить здоровью» - формирование у обучающихся

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

укрепления

собственного

здоровья;

«сформировать

здоровье»

-

сохранение

и

укрепление

здоровья

обучающихся; воспитание у обучающихся культуры здоровья и устойчивый

интерес

к двигательной деятельности.

Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся целесообразно проводить с помощью медицинского работника и психолога учреждения по следующим параметрам: гигиенические требования; организация здоровьесберегающей деятельности; организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения; эмоционально-психологический климат в коллективе; грамотность педагога по вопросам здоровья и его нервно- психическая устойчивость.

Информационные

технологии.

Деятельность

танцевального

коллектива

предполагает

постановку

танцев

и

проведение

концертных

выступлений

воспитанников.

Для

качественного

звучания

танцевальных

фонограмм,

соответствующих

современным

техническим

требованиям

используются

цифровые

видео-

и

аудиотехнологии.

Это

позволяет

накапливать

и

хранить

видео-

и

музыкальные

файлы;

менять

темп,

звуковысотность

музыкального

произведения;

производить

монтаж,

компоновку

музыкального

произведения.

Информационные

технологии

позволяют осуществлять сетевое взаимодействие с другими учреждениями,

трансляцию

передового

педагогического опыта.

Создание

коллектива-«спутника».

Основной

состав

это

талантливые,

умеющие

и

жаждущие

танцевать.

Они

представляют

коллектив

на крупных ответственных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. А второй состав – «спутник» - выступают на менее ответственных мероприятиях. Это позволяет одним не «паразитировать» за счет таланта и энергии других, а также дает возможность всем участникам коллектива осуществлять исполнительную деятельность.

Управленческие инновации

Современная жизнь, развивающиеся рыночные отношения в стране требуют от руководителя хореографического коллектива не только узко специализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но и умения стратегически смело, психологически грамотно и мудро находить и выстраивать пути развития коллектива, принимать решения и планировать деятельность коллектива, требуются знания психологических основ управления, основ экономики и права, высокой управленческой культуры.

Маркетинг

и

реклама.

Разработка

рекламы

необходима

для

привлечения

в группы детей, трансляции достижений коллектива, обмена

опытом,

продвижение имиджа

коллектива.

Основы

предпринимательства

в

работе

с

хореографическим

коллективом. Налогообложение, ведение бухгалтерии, предпринимательская

этика.

Использование принципов менеджмента. Менеджмент в хореографии

напрямую зависит от миссии и потенциала

хореографического коллектива.

Разделяют

стратегический

менеджмент;

программный

проектный

менеджмент;

организационный

менеджмент;

персонал-менеджмент;

риск-

менеджмент; финансовый менеджмент.

Информационные

обеспечение

менеджмента.

Информацию,

необходимую

для

осуществления

менеджмента

управления

в

хореографии

и

танцевальном

спорте,

можно

подразделить

на

мировоззренческую,

концептуальную,

методическую

и фактографическую.

Культурно-художественные

проекты

в

сфере

танцевального

общества.

Основанием

для

проектирования

инновационной

методической

работы являются: приоритетный национальный проект «Образование; план

реализации национального

проекта

«Образование» на областном, городском

и

муниципальном

уровнях;

программа

развития

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

детей

и

молодежи

или

творческого

объединения;

задачи

образовательного

учреждения

дополнительного

образования

или

творческого

объединения

на

текущий

год.

Основы

бизнес-планирования

.

Необходимость

бизнес-плана

для

руководителя

коллектива

в

сфере

хореографии

и

танцевального

спорта

состоит

в

том,

чтобы

решить

следующие

задачи:

изучить

перспективы

развития

будущего

рынка

образовательных

творческих

услуг

для

их

реализации; оценить затраты, которые необходимы для обеспечения качества

этих услуг и соизмерить их с ценами, по которым их можно будет продать,

чтобы

определить

потенциальную

прибыльность

задуманного

дела;

обнаружить

всевозможные

«подводные

камни»,

подстерегающие

новое

дело

в

первые

годы

его

реализации;

определить

критерии

и

показатели,

по

которым можно будет регулярно определять, идет ли все, как задумано, или

нет.

Методика

«фандрайзинга»

для

формирования

финансовой

базы

хореографического коллектива. Фандрайзинг представляет собой отдельную

профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных

средств.

Он

является

основой

формирования

бюджета

некоммерческих

организаций

в

социально-культурной

сфере

за

счет

привлечения

средств

потенциальных

спонсоров

и

меценатов

из

числа

предпринимателей,

благотворительных

фондов,

частных

лиц

и

государственного

сектора

управления.

Инновационные подходы в обучении требуют внимательного и аккуратного внедрения. Необходимо конструктивное обоснование необходимости той или иной инновационной технологии, системный подход

в обучении. Требуется учитывать возрастные и психо-физиологические особенности, уровень подготовки учащихся, материально-техническую оснащенность, опыт и знания педагога. Применение инновационных подходов в обучении хореографии и танцевальному спорту позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный и воспитательный процессы в творческом коллективе и активизировать обучающихся.

В последнее время наметилась оппозиция таких понятий как Традиции

– Инновации. В официальном педагогическом сознании традиционализм или педагогический консерватизм стал пугающим пережитком, в то время как педагогическая инновация стала рассматриваться как основной путь выхода из создавшегося кризиса. Процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в хореографическом образовании требует учета исторических достижений, систематизации и осмысления реального опыта, а также исключения необоснованной трансформации теории и практики хореографического искусства.

Заключение

Каждый, в ком есть «педагогическая жилка», желание общаться с детьми, помогать людям, передавать им свои знания и опыт, может стать хорошим педагогом, тренером, преподавателем дополнительного образования, руководителем творческого коллектива. А для этого нужно обогащать себя духовно; постигать закономерности формирования человека, способы коррекции его поведения и ценностных ориентаций в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал, т.е. личностные качества, которые способствуют благотворному воспитательному влиянию на окружающих и, в первую очередь, на детей; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания; изучать и использовать лучший опыт старших коллег; активно участвовать в просветительской, благотворительной, организаторской деятельности – иначе говоря, целенаправленно работать над приобретением основ индивидуальной педагогической культуры. И твердо верить в свое признание и успех.

«Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может встать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино… Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство» (Д.Б.Кабалевский)

Библиографический список:

Алферов А.А.

К вопросу об интеракивности в образовательном

процессе / А.А.Алферов // Актуальные вопросы развития искусства балета и

хореографического

образования:

сб.

материалов

всеросс.

науч.-практ.

конференции,

04

июня

2013

г.;

МГАХ

/

науч.

ред.

И.А.Борзенко,

Н.А.Вихрева.

– М.:

МГАХ,

Богородский

печатник,

2014.

С.

13-15.

Валукин

М.Е.

Эволюция

движений

в

мужском

классическом

танце

/

М.Е.Валукин. – М.:

ГИТИС,

2007. – 248

с.

Кононова

Т.М.

Модернизационные

процессы

в

сфере

образования:

интернет-технологии

и

их

роль

/

Т.М.Кононова

//

Вестник

ТГАКИиСТ.

– Тюмень,

2014. -

2.

С.

218-221.

Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе

дополнительного

образования:

Учеб.пособие.

/Э.И.

Медведь.-М.:

Центр

гуманитарной

литературы «РОН»,

2002.-48с.

Пуртова,

Т.В.

Учите

детей

танцевать:

Учеб.

Пособие/

Т.В.

Пуртова, А.Н.

Беликова, О.В, Кветная.

–М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,

2003.-

250с.:ил.

Соболь

В.А.

Искусство

педагог

ученик:

этика

и

эстетика

хореографической

деятельности

/

В.А.Соболь.

Тюмень:

ГАУ

ДОД

ТО

«Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2009. – 36 с.