ОБОУ ДО Пристенская детская школа искусств им.В.Гридина
« Традиционные и инновационные педагогические технологии в работе педагога-хореографа.»
Методическое разработка
Суворова Ирина Николаевна
Преподаватель хореографии
Высшей категории
п.Пристень 2023г.
В методическом разработке анализируются традиционные и инновационные педагогические методы, формы и приемы в работе педагога-хореографа.
Разработка ставит своей целью оказать помощь начинающим педагогам и будет полезным всем хореографам в совершенствовании педагогического мастерства. Материалы адресованы педагогам-хореографам, руководителям, работающим с детскими и молодежными коллективами в системе дополнительного образования.
Содержание
«Способности с детских лет стоит развивать, а недостатки исправлять умелым руководством»
Август Бурнонвиль.
Введение
Цель учреждений дополнительного образования – создание условий способствующих раскрытию и развитию природного и творческого потенциала ребенка на основе интересов, способностей и дарований; приобщение к социальным, культурным ценностям, получение дополнительных образовательных услуг и профессиональной ориентации.
Творческая деятельность хореографического коллектива направлена на достижение этой цели.
Танцевальный коллектив – это особая среда, где самое широчайшие поле возможностей для ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства. Воспитывающие функции занятий танцем разнообразны:
выявление
способностей
и
ценностных
ориентаций;
формирование
художественного,
образного
восприятия
и
мышления;
овладение
языком
и
техникой
танца;
развитие
эмоциональной
сферы,
творческой
интуиции
и
артистизма;
становление
важнейших
качеств
личности
–
трудолюбие,
дисциплинированности,
стремление
к
совершенству,
чувство
ответственности,
взаимопомощи.
Вся деятельность хореографического коллектива направлена на решение задач воспитания и обучение танцу.
Задачи:
сформировать
устойчивый
интерес
учащихся
к
танцу;
дать
на
каждой
ступени
комплекс
знаний
и
умений
по
искусству
танцу
с
учетом
индивидуальных
особенностей ребенка;
сформировать
музыкальную
культуру;
развить
творческие
способности;
закрепить
полученные
навыки в
концертной
деятельности;
развить
физически
и
укрепить
здоровье;
пробудить
интерес
к
профессии
хореографа.
Танцевальное искусство как средство эстетического воспитания личности обладает огромной силой. Занятия танцем приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Общение с танцем учит детей слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивает любовь к музыке готовит из них будущих, чутких слушателей и ценителей музыки .
Танцевальные занятия развивают детей физически, укрепляют их здоровье: правильно развивают костно-мышечный аппарат, помогают избавиться от физических недостатков, максимально исправляют нарушения осанки, формируют красивую фигуру.
В танце находит выражение жизнерадостность и активность ребенка, развивается его творческая фантазия, творческие способности: ребенок учится сам создавать пластический образ.
Коллективные выступления перед зрителем являются одним из главных воспитательных средств: переживание успеха приносит моральное удовлетворение, создаются условия для самореализации творческого потенциала, воспитываются чувства ответственности, дружбы, товарищества. Занятия танцем снимают напряжение, активизируют внимание,
усиливают эмоциональную реакцию и в целом повышают трудовой потенциал.
1. Педагогика дополнительного образования: традиции и инновации
Возможности
реализации
методов
гуманной
педагогики
в
деятельности
педагога-хореографа
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. И сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Как же правильно решить проблему воспитания детей и молодежи? Ответ, который дает современная отечественная педагогическая наука, можно обозначить так: гуманная педагогика, то есть воспитание свободой, любовью, поддержкой.
В основе гуманистических педагогических требований к преподаванию занятий по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Участники хореографического коллектива должны овладеть базовой культурой, которая включает в себя духовно-нравственную, эстетическую и танцевальную культуру. Поэтому, можно утверждать, что хореографическое искусство имеет большие возможности для осуществления воспитательных задач.
Гуманистическая традиция в педагогике родилась не сегодня. Об этом писали в своих трудах великие мыслители и художники, выдающиеся педагоги. В отечественной педагогике это такие ученые как В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили и др.
Гуманная педагогика, обратила внимание на проблему педагогических межличностных отношений, где доминирующее значение приобрёл вопрос любви учителя к ученикам. Любовь к воспитанникам считалась необходимым качеством педагога. Она соединяла педагога и воспитанника, побуждала к стремлению развивать собственные способности.
Возможно ли использование методов гуманной педагогики в деятельности педагога-хореографа?
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, танец помогает обрести уверенность в собственных силах, дает толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию.
Танец – это универсальное средство воспитания тела и души человека – средство гармонизации воспитания личности. Воспитание находится в неразрывной связи с процессом обучения и образования; это две стороны единой гуманной педагогической деятельности по формированию личности.
В хореографическом коллективе гуманистическая деятельность педагога имеет свою специфику: результат достигается при строгом соблюдении требований и системы профессиональных ограничений, а именно:
жесткие
требования
к
физической
форме
танцовщика
(вес,
исправление
дефектов
осанки и
др.);
преодоление болевых ощущений, связанных с развитием физических
данных танцовщика
(гибкость,
шаг,
стопа,
прыжок);
профессиональная
деформация
костно-мышечного
аппарата;
неукоснительное
соблюдение
дисциплины;
строгое
подчинение
требованиям
педагога;
плотный
график
занятий,
репетиций
и
тренировок;
многолетняя
тренировка,
не
рассчитана
на
мгновенный
результат;
большая
физическая
нагрузка
и
др.
Поэтому возникает вопрос: возможно ли применение методов гуманной педагогики в преподавании хореографии? – или хореографическая деятельность исключает использование таких методов. Несмотря на жесткую систему ограничений и требований к воспитанникам, в хореографической деятельности заложены большие возможности, для реализации на практике методов гуманной педагогики. В чем же проявляются гуманность педагога- хореографа? Это:
соблюдение
и
защита
прав
воспитанников;
авторитарно-демократический
стиль
общения
педагога
и
учащихся;
воспитание
и
обучение
свободой,
любовью,
поддержкой,
через
доверие,
понимание,
уважение
друг к другу;
формирование уважительного отношения к профессии, к педагогам и
ко всем участникам
коллектива;
при
составлении
расписания
занятий
и
репетиций
необходимо
учитывать возрастные особенности, физическое состояние и способности, и
другие
характеристики
личности учащегося;
не
устраивать
эксперименты
над
учениками
ради
реализации,
так
называемых,
«педагогических
амбиций»;
специфика
занятий
танцем
требует
неукоснительного
соблюдения
методических
и
организационных
требований
к
учебному
процессу.
Нарушение
требований
и
правил
создает
реальную
угрозу
здоровью
танцовщиков, (соблюдение температурного режима в зале, режим труда и
отдыха,
профилактика травматизма
и др.).
Определим факторы, препятствующие реализации методов гуманной педагогики в хореографии:
грубый,
жесткий,
неуважительный
стиль
общения
педагога
с
учащимися,
отсутствие
любви,
сочувствия,
сопереживания,
эмпатии
на
уровне
«педагог-ученик»
[2,
с.43];
несоблюдение
педагогом
этических
норм
в
общении
с
воспитанниками;
отсутствие профессионального образования у педагога, включающее
знания
методики,
возрастной
психологии,
анатомии,
конфликтологии;
отсутствие
педагогического
опыта
(студенты
и
молодые
специалисты);
профессиональные
деструкции
педагога,
которые
выражаются
в
симптомах эмоционального выгорания (раздражительность, эмоциональная
усталость,
отрицание нового,
нежелание
меняться
и т.д.);
проявление
асоциального
поведения
участников
коллектива
(воровство,
насилие,
лудомания,
наркотическая
и
алкогольная
зависимость);
несоблюдение
норм
поведения,
законов
и
традиций
коллектива,
неразрешенные
конфликтные ситуации;
небрежное
отношение
к
состоянию
здоровья
и
самочувствия
учащихся;
нарушение
санитарных
норм,
отсутствие
материально-технической
базы
для занятий и
др.
Итак, хореографическая деятельность не исключает использование методов гуманной педагогики в работе с хореографическим коллективом. Педагогу-хореографу необходимо основывать процесс воспитания и обучения на принципах любви, доверия, уважения, понимания, поддержки; важно соблюдать дистанцию в межличностных отношениях; отказаться от насильственной парадигмы в своих действиях; заботиться о здоровье своих воспитанников.
2.Традиционные и инновационные педагогические технологии в хореографическом образовании
Особую важность на современном этапе приобретает организация взаимодействия различных педагогических систем, апробирование передовых инновационных технологий, составляющих дополнение государственной традиционной системе образования.
К традиционным методам подготовки педагогов-хореографов мы относим методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивания танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, эстетическое воспитание учащихся.
Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические, организационные, управленческие технологии; педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к обучению, воспитанию и развитию; методы развития
межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.
Традиционные подходы в обучении хореографическому искусству
Обучение танцу во многом определяет школа, ее традиции, направления и мастерство преподавателя. Многовековая история хореографического искусства прошла различные этапы формирования и развития хореографического образования. Сложились традиционные формы, принципы и методы обучения танцу, а также этика и эстетика хореографической деятельности. Рассмотрим традиционные подходы в обучении хореографии.
В обучении хореографии используют методы обучения как способы совместной деятельности педагога и учащихся, при помощи которых учащиеся осваивают специальные умения и танцевальные навыки, формируют эстетический вкус, развивают творческие способности:
метод
танцевального
показа:
аналитический
и
синтетический
показ,
демонстрация;
метод
устного
изложения:
комментирование,
инструктирование,
корректирование;
метод
упражнений
и
заданий;
метод
танцевально-практических
действий,
индивидуальные,
групповые
задания;
метод
познавательной
деятельности:
иллюстированно-
объяснительный,
репродуктивный,
проблемный,
исследовательский.
К традиционным приёмам обучения хореографии относятся школы и методики известных педагогов-хореографов. В каждом танцевальном направлении существуют свои основатели, разработчики методик, техник и программ, которым следуют по сей день. В классическом танце это А.Я. Ваганова, Н.И. Тарасов, А.А. Писарев, В.С. Костровицкая. Народный танец представляют Т.С. Ткаченко, А.А. Климов, Т.А. Устинова, Г.П. Гусев, В
спортивном танце педагоги в обучении руководствуются техниками Алекса Мура, Уолтера Лэйрда, Гай Говарда. Современный танец основывается на техниках Марты Грэхем, Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана, Мерса Каннингхэма, Элвина Эйли. В историко-бытовом танце обучение основывается на трудах М. Васильевой-Рождественской, Н.П. Ивановского.
Формы организации педагогического процесса. К традиционным формам организации педагогического процесса в хореографии относятся: урок (тренировочное занятие), репетиция, семинар, мастер-класс, консультация, концертное выступление.
Традиционно одним из важнейших аспектов педагогической практики является творческая дисциплина учителя и учеников.
Отсутствие общечеловеческой и творческой самодисциплины у педагога – явный признак профессиональной непригодности. И дело здесь не только в неизбежном отрицательном подражательном факторе со стороны его учеников (опоздания на занятие, неподготовленность к каждому занятию и т.д.). Главное – плохая творческая дисциплина преподавателя влечет за собой бессистемность приобретаемых учениками знаний и навыков, и, как следствие этого – необразованность, невоспитанность, травматизм [2, с. 35].
Традиционно существуют правила, которым должен следовать ученик- хореограф, а также этика поведения педагога-хореографа.
В настоящее время в системе образования происходит процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в обучении. Этот процесс необходим для получения высокого результата и эффективности работы педагога и творческого коллектива в целом. Инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержании, методах и формах обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Для создания условий раскрытия и развития творческого потенциала воспитанников, формирования у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижения ими
высокого творческого результата используются различные инновационные технологии.
Остановимся подробнее на инновационных подходах в преподавании хореографического искусства по видам деятельности: педагогических, организационных и управленческих.
Педагогические инновации
- Создание и реализация различных типов программ (авторских, модульных, комплексных, блочных, интегрированных, разноуровневых и др.); внедрение в практику педагогического опыта успешных педагогов- новаторов.
- Введение в образовательный процесс дополнительных развивающих дисциплин (например, танцевальной гимнастики, акробатики, актерского мастерства, стретчинга и др.).
Применение
игровых
технологий.
Суть
данной
инновация
заключается
в
том,
чтобы
использовать
игру
не
только
для
разрядки
и
отдыха,
а
чтобы
сделать
ее
органичным
компонентом
занятия,
средством
намеченной педагогом цели. На примере такого занятия можно проследить,
как традиционные упражнения приобретают одушевленные формы в виде
животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать
понятнее
для
восприятия
воспитанников.
Игровые
технологии
развивают
детское воображение и эмоциональность, закладывают истоки творчества.
Профессиональные
качества
воспитанников,
такие
как
выворотность,
гибкость, растяжка, воспитываются в условиях игры, мышечные ощущения у
обучающихся
закрепляются
с
интересом
и
удовольствием.
Можно
использовать танцевальные, ритмические, музыкальные, деловые, ролевые и
другие
виды
игр.
Использование
технологии
«проектного
обучения».
Новация
заключается
во
внедрении
дополнительных
образовательных
программ,
ориентированных
на
совместную
с
детьми
реализацию
творческих
проектов.
Это организация творческого годового отчетного концерта, мастер-класса, фестиваля городского уровня, а также досуговые мероприятия для воспитанников. Хореографические занятия в рамках таких программ полны творческих заданий, игровых и практико-ориентированных проектов.
Применение
информационных
технологий.
В
настоящее
время
современные
образовательные
технологии
включают
использование
цифровых, видео- и аудиотехнологий, спутникового радио и телевидения,
компьютерных
мультимедийных
технологий,
технологии
искусственного
интеллекта,
интернет-
и
коммуникационных
технологий,
технологий
виртуального
моделирования
реальностей
и
ряда
иных.
Использование
вышеизложенных нововведений оказало значительное воздействие на идеи,
формы,
методы,
процессы,
управление
и
иные
сферы
образования
[3,
219].
Информационные технологии дают возможность активно использовать доступ в глобальную сеть интернет, эффективно осуществлять поиск и переработку информации, пользоваться почтовыми услугами интернета, поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение. Использование мультимедийных технологий предполагает обращение к видеозаписи практических занятий для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы, объективно оценить собственное исполнение; также дается установка на домашнее задание, мысленный повтор разученных комбинаций.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе образования [1, 13].
В последнее время получила распространение такая форма обучения как вебинары. Вебинары предполагают проведение мастер-классов, семинаров, конференций в режиме он-лайн. Это позволяет обеспечить ценный обмен опытом и общение в интерактивном режиме, расширить информационное поле преподаваемого предмета.
Интеграция
содержания
занятий
хореографией
со
школьными
предметами.
Представляет
собой
взаимосвязь
общеобразовательных
дисциплин (истории, музыки, математики, географии, физики, иностранных
языков
и
т.д.)
со
знаниями
хореографических
навыков
и
умений.
Знания
полученные в школе, прекрасно закрепляются на занятиях хореографией, а
если ребенок не проходил этого, то педагог-хореограф, тренер забегают чуть
вперед,
давая ему
эти понятия.
Применение нетрадиционных методов педагогического процесса
.
К
нетрадиционным методам в обучении хореографии можно отнести бинарный
подход в
преподавании,
использование
тренингов
и др.
Бинарный подход в хореографии. Для успешного функционирования танцевального коллектива (особенно смешанного типа) предпочтительно наличие педагога – женщины и педагога – мужчины. Можно предположить, что в таком случае эффективность, результативность, успешность коллектива будет достаточно высокой. Это «идеальная модель», «идеальный вариант» в педагогике хореографии для всех видов хореографического искусства: и в народном танце, и в классическом, и в современном, и тем более – в спортивном бальном танце.
Бинарный метод реализуется следующим образом: педагог-мужчина и педагог-женщина работают на одном составе учащихся (группа, пара, ансамбль) и ведут одну дисциплину; педагог-мужчина и педагог-женщина ведут разные дисциплины; молодой педагог и опытный педагог.
Тренинги. В хореографии могут использоваться следующие виды тренингов: навыковый, психотерапевтический и социально-психологический.
К навыковому тренингу в хореографии можно отнести учебные занятия по различным видам направленности хореографического искусства.
Тренинг, или как принято называть в хореографии – тренаж, выстраивается через систему определенных упражнений. Кроме традиционных учебных занятий к навыковым тренингам можно отнести: стретчинг, партерную гимнастику, силовую подготовку, актерский тренинг, упражнения по пантомиме и пластике, контактную импровизацию.
Психотерапевтический тренинг в хореографии используется как метод психокоррекции – хореотерапия (или танцтерапия). Танцтерапия – явление комплексного характера, базируется на фундаментальных теориях философии, эстетики, психологии, педагогики, культурологи, искусства. Часто используется в комплексе лечения людей с заболеваниями нервной системы.
Социально-психологический тренинг направлен на формирование навыков, развитие умений и опыта в области межличностного общения, учит вести себя в обществе, в коллективе, корректирует и развивает систему отношений личности, следовательно, его вербальные и невербальные проявления.
Организационные инновации
Использование нетрадиционных форм работы позволяет нацеливать обучающихся на высокий результат, наглядно демонстрировать творчество, а также дает возможность педагогам видеть собственные недостатки, что способствует более оперативному их устранению.
Отработка этих форм в учреждениях дополнительного образования в значительной степени активизирует познавательную и творческую деятельность педагогов и обучающихся, требует от педагогов не только знаний в области теории обучения, воспитания, психологии, методики проведения занятий в области теории обучения, воспитания, психологии, методики проведения занятий и воспитательных мероприятий, но и умения
перенести теоретические знания на уровень их практического применения. Такая работа стимулирует мотивацию к профессиональному росту, способствует приобретению нового опыта деятельности.
Нетрадиционные
формы
организации
учебного
процесса:
нетрадиционные типы урока (урок-игра, урок-фантазия, урок-соревнование,
урок-викторина, урок-спектакль, урок-лекция, урок открытых мыслей, урок-
соревнование);
мастер-класс,
семинар,
практикум,
конференция,
круглый
стол,
лаборатория,
летняя
(зимняя)
танцевальные
школы,
вебинар,
творческая
мастерская, тренинги,
творческие
отчет
и др.
Технология
«обучение
в
сотрудничестве».
Данная
технология
включает
в себя индивидуально-групповую работ и
командно-игровую. В
первом случае
занимающиеся разбиваются на группы в несколько человек.
Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить
разученные
танцевальные
элементы.
Разновидностью
индивидуально-
групповой
работы
может
служить,
например,
индивидуальная
работа
в
команде.
Члены
команды
помогают
друг
другу
при
выполнении
своих
индивидуальных
заданий,
проверяют,
указывают
на
ошибки.
Основным
преимуществом данной технологии является воспитание в учащихся чувства
толерантности,
коллективизма.
Инновационные
методики
организации
пространства
и
времени.
Одной
из
особенностей
хореографической
деятельности
является
наличие
специальных
условий
для
занятий
танцем.
А
именно:
занятия
по
хореографии
должны
проходить
в
специально
оборудованном
зале.
Оформление
зала,
цвет
стен,
освещение
класса,
основа
пола,
качество
балетного
станка
–
все
это
психологически
воздействует
на
учащихся,
определяет их эмоциональное состояние, поведение, отношение к занятиям,
уровень
усвоения
знаний.
Наряду
с
традиционными
науками,
жизненное
пространство изучается и в других инновационных
направлениях, таких как
психо-дизайн.
При
организации
учебно-тренировочного
процесса
необходимо
предусматривать
то,
когда
и
в
какое
время
целесообразней
проводить урок, его длительность в соответствии с возрастом, количество раз в неделю и т.д.
Технологии
здоровьесберегающего
обучения.
Применяя
данные
технологии,
реализуются
следующие
задачи:
создание
организационно-
педагогических,
санитарно-гигиенических
и
других
условий
здоровьесбережения; «обучить здоровью» - формирование у обучающихся
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
укрепления
собственного
здоровья;
«сформировать
здоровье»
-
сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся; воспитание у обучающихся культуры здоровья и устойчивый
интерес
к двигательной деятельности.
Контроль за эффективностью всего комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся целесообразно проводить с помощью медицинского работника и психолога учреждения по следующим параметрам: гигиенические требования; организация здоровьесберегающей деятельности; организация образовательного процесса по принципам здоровьесбережения; эмоционально-психологический климат в коллективе; грамотность педагога по вопросам здоровья и его нервно- психическая устойчивость.
Информационные
технологии.
Деятельность
танцевального
коллектива
предполагает
постановку
танцев
и
проведение
концертных
выступлений
воспитанников.
Для
качественного
звучания
танцевальных
фонограмм,
соответствующих
современным
техническим
требованиям
используются
цифровые
видео-
и
аудиотехнологии.
Это
позволяет
накапливать
и
хранить
видео-
и
музыкальные
файлы;
менять
темп,
звуковысотность
музыкального
произведения;
производить
монтаж,
компоновку
музыкального
произведения.
Информационные
технологии
позволяют осуществлять сетевое взаимодействие с другими учреждениями,
трансляцию
передового
педагогического опыта.
Создание
коллектива-«спутника».
Основной
состав
–
это
талантливые,
умеющие
и
жаждущие
танцевать.
Они
представляют
коллектив
на крупных ответственных конкурсах, фестивалях, соревнованиях. А второй состав – «спутник» - выступают на менее ответственных мероприятиях. Это позволяет одним не «паразитировать» за счет таланта и энергии других, а также дает возможность всем участникам коллектива осуществлять исполнительную деятельность.
Управленческие инновации
Современная жизнь, развивающиеся рыночные отношения в стране требуют от руководителя хореографического коллектива не только узко специализированных профессиональных знаний, умений и навыков, но и умения стратегически смело, психологически грамотно и мудро находить и выстраивать пути развития коллектива, принимать решения и планировать деятельность коллектива, требуются знания психологических основ управления, основ экономики и права, высокой управленческой культуры.
Маркетинг
и
реклама.
Разработка
рекламы
необходима
для
привлечения
в группы детей, трансляции достижений коллектива, обмена
опытом,
продвижение имиджа
коллектива.
Основы
предпринимательства
в
работе
с
хореографическим
коллективом. Налогообложение, ведение бухгалтерии, предпринимательская
этика.
Использование принципов менеджмента. Менеджмент в хореографии
напрямую зависит от миссии и потенциала
хореографического коллектива.
Разделяют
стратегический
менеджмент;
программный
проектный
менеджмент;
организационный
менеджмент;
персонал-менеджмент;
риск-
менеджмент; финансовый менеджмент.
Информационные
обеспечение
менеджмента.
Информацию,
необходимую
для
осуществления
менеджмента
–
управления
в
хореографии
и
танцевальном
спорте,
можно
подразделить
на
мировоззренческую,
концептуальную,
методическую
и фактографическую.
Культурно-художественные
проекты
в
сфере
танцевального
общества.
Основанием
для
проектирования
инновационной
методической
работы являются: приоритетный национальный проект «Образование; план
реализации национального
проекта
«Образование» на областном, городском
и
муниципальном
уровнях;
программа
развития
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
детей
и
молодежи
или
творческого
объединения;
задачи
образовательного
учреждения
дополнительного
образования
или
творческого
объединения
на
текущий
год.
Основы
бизнес-планирования
.
Необходимость
бизнес-плана
для
руководителя
коллектива
в
сфере
хореографии
и
танцевального
спорта
состоит
в
том,
чтобы
решить
следующие
задачи:
изучить
перспективы
развития
будущего
рынка
образовательных
творческих
услуг
для
их
реализации; оценить затраты, которые необходимы для обеспечения качества
этих услуг и соизмерить их с ценами, по которым их можно будет продать,
чтобы
определить
потенциальную
прибыльность
задуманного
дела;
обнаружить
всевозможные
«подводные
камни»,
подстерегающие
новое
дело
в
первые
годы
его
реализации;
определить
критерии
и
показатели,
по
которым можно будет регулярно определять, идет ли все, как задумано, или
нет.
Методика
«фандрайзинга»
для
формирования
финансовой
базы
хореографического коллектива. Фандрайзинг представляет собой отдельную
профессиональную управленческую область по поиску субсидий и денежных
средств.
Он
является
основой
формирования
бюджета
некоммерческих
организаций
в
социально-культурной
сфере
за
счет
привлечения
средств
потенциальных
спонсоров
и
меценатов
из
числа
предпринимателей,
благотворительных
фондов,
частных
лиц
и
государственного
сектора
управления.
Инновационные подходы в обучении требуют внимательного и аккуратного внедрения. Необходимо конструктивное обоснование необходимости той или иной инновационной технологии, системный подход
в обучении. Требуется учитывать возрастные и психо-физиологические особенности, уровень подготовки учащихся, материально-техническую оснащенность, опыт и знания педагога. Применение инновационных подходов в обучении хореографии и танцевальному спорту позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный и воспитательный процессы в творческом коллективе и активизировать обучающихся.
В последнее время наметилась оппозиция таких понятий как Традиции
– Инновации. В официальном педагогическом сознании традиционализм или педагогический консерватизм стал пугающим пережитком, в то время как педагогическая инновация стала рассматриваться как основной путь выхода из создавшегося кризиса. Процесс интеграции традиционных и инновационных подходов в хореографическом образовании требует учета исторических достижений, систематизации и осмысления реального опыта, а также исключения необоснованной трансформации теории и практики хореографического искусства.
Заключение
Каждый, в ком есть «педагогическая жилка», желание общаться с детьми, помогать людям, передавать им свои знания и опыт, может стать хорошим педагогом, тренером, преподавателем дополнительного образования, руководителем творческого коллектива. А для этого нужно обогащать себя духовно; постигать закономерности формирования человека, способы коррекции его поведения и ценностных ориентаций в соответствии с нравственно-эстетическим идеалом; развивать и актуализировать свой творческий потенциал, т.е. личностные качества, которые способствуют благотворному воспитательному влиянию на окружающих и, в первую очередь, на детей; овладевать прогрессивными идеями и технологиями в области педагогики, методикой обучения и воспитания; изучать и использовать лучший опыт старших коллег; активно участвовать в просветительской, благотворительной, организаторской деятельности – иначе говоря, целенаправленно работать над приобретением основ индивидуальной педагогической культуры. И твердо верить в свое признание и успех.
«Ни одному школьному предмету недоступно эмоциональное воздействие на детей и подростков в такой же мере, в какой это доступно искусству. Ни один учебник по силе воздействия не может встать в ряд с художественной литературой, музыкой, живописью, театром, кино… Нет таких предметов и нет таких учебников, которые могли бы выполнить ту особую воспитательную роль, какую способно выполнить искусство» (Д.Б.Кабалевский)
Библиографический список:
Алферов А.А.
К вопросу об интеракивности в образовательном
процессе / А.А.Алферов // Актуальные вопросы развития искусства балета и
хореографического
образования:
сб.
материалов
всеросс.
науч.-практ.
конференции,
04
июня
2013
г.;
МГАХ
/
науч.
ред.
И.А.Борзенко,
Н.А.Вихрева.
– М.:
МГАХ,
Богородский
печатник,
2014.
–
С.
13-15.
Валукин
М.Е.
Эволюция
движений
в
мужском
классическом
танце
/
М.Е.Валукин. – М.:
ГИТИС,
2007. – 248
с.
Кононова
Т.М.
Модернизационные
процессы
в
сфере
образования:
интернет-технологии
и
их
роль
/
Т.М.Кононова
//
Вестник
ТГАКИиСТ.
– Тюмень,
2014. -
№
2.
–
С.
218-221.
Медведь, Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе
дополнительного
образования:
Учеб.пособие.
/Э.И.
Медведь.-М.:
Центр
гуманитарной
литературы «РОН»,
2002.-48с.
Пуртова,
Т.В.
Учите
детей
танцевать:
Учеб.
Пособие/
Т.В.
Пуртова, А.Н.
Беликова, О.В, Кветная.
–М.:Гуманит. изд.центр ВЛАДОС,
2003.-
250с.:ил.
Соболь
В.А.
Искусство
–
педагог
–
ученик:
этика
и
эстетика
хореографической
деятельности
/
В.А.Соболь.
–
Тюмень:
ГАУ
ДОД
ТО
«Областной центр дополнительного образования детей и молодежи», 2009. – 36 с.