Колледж Московского гуманитарно-экономического университета

Трагедия многих поколений…

Преподаватель словесности, член Российского Союза Писателей, участница сборников: «Тропа к духовным родникам», «Славянское слово 2022», «Под знаком Кирилла и Мефодия»

Гайкова Нина Николаева

Москва 2024 год.

Трагедия многих поколений

Вступление…

Трагедия времён сталинских репрессий…

Нет, наверное, человека о них не знающего. Не знающего, как приходили под покровом ночи – забирали - и нередко навсегда.

Беда эта почти каждой семьи коснулась. Долгое время о том молчали, часто из страха за своих близких, а ныне секретов нет.

И когда прикасаешься к Памяти зримо, видя фотографии убиенных, видя документы, видя могильные рвы, приходит осознание масштаба трагедии. Беда, почти век назад на землю нашу пришедшая, вдруг словно оживает и к тебе прикасается нелицеприятными вопросами – прежде всего, как повёл бы себя на месте убиенных.

Сгинули люди в годы тридцатые – а как? Может быть, тут же за углом пулю получили, чтобы дальше с «врагом народа» не «возиться» «Враг народа»… А народ кто в таком случае? Потерявшие стыд «шариковы»?...

А случилось это потому, что жизнь человеческая обесценилась. И не может быть иначе, если от Бога отвернулись.

Есть у ушедшего в неполные сорок семь поэта Владимира Григорьевича Волкова строки:

«За каплю каждую святой пролитой царской крови народ поплыл кровавою рекой».

И плыл уже лет двадцать.

Вся страна покрылась лагерями, местами казни, где великое множество людей смерть принимало. За что? За происхождение, за веру, от которой не отреклись, за то, что с властью несогласными были…

Есть в Подмосковье – ныне на одной из Московских окраин место, что словно в стороне от шоссе.

Вот и поехали мы туда – к памяти скорбной, к храмам, в память о той трагедии выросшим.

Когда-то были здесь деревянные дома – несколько лет назад ещё яблони осыпающиеся стояли. Небольшой парк, к которому подступают новостройки. И едва заметная надпись: «Дорога к храму». К какому? Храмов ныне по милости Божией великое множество возрождается. А чуть дальше - «Заповедник. Бутовский полигон».

Чем же знаменито место сие? Тем, что в 1937-1938 годах превратилось имение, а после место, где находили камень для строительства бут, в полигон…

На полигоне испытания военной техники проводят или элементы сборных строительных деталей, конструкций изготавливают...

А здесь жизни человеческие испытывали. Вернее – жизни отнимали. Иногда до 600 в день. Оттого и просуществовало место сие – «капище языческое» поклонения «новым мощам», как написал И.С.Шмелёв, год с небольшим – больше земля не вмещала. Людей, словно мусор, бульдозерами закапывали. Страшно вымолвить, сделали «свалку» из тел, из душ человеческих, «брошенных, как сор». Снова слова истинно русского писателя, чудом уцелевшего И.С.Шмелёва

А когда палачи «уставали», приговорённых связывали, бросали в машины - и выпускали выхлопную трубу…

Что случилось с людьми, совершавшими казни? Можно ли их людьми назвать? Отчего перевернулось сознание, а главное, русская душа, которой свойственно милосердие?

Как могли палачи потом в семьи свои приходить, как могли людям в глаза смотреть?

Ответа, наверное, не найти. Только вспомнить следует, что никто из них кончины «человеческой» не удостоился – кто-то спился, кто-то с ума сошёл, кто-то, возможно, в пьяном угаре, пулю в себя выпустил. Иначе быть не могло.

А кто-то в пьяном угаре детей «сделал», даже о том не помня. И выросли дети безблагодатными, весь мир ненавидящими – потому что примера благого не видели.

Помните, в последней серии знаменитого фильма «Следствие ведут знатоки» показан уцелевший палач? Готовый убить любого, тот, у которого рука не дрогнет – потому что ни жалости, ни желания подумать нет с тех самых пор – а скорее всего – раньше. И наркотики распространяет – потому что жизнь человеческая меньше битой посуды стоит…

Помните, как Ирод искал Божественного Младенца, чтобы убить, и убил 14 тысяч младенцев мужеского пола?! Он за это смерть от руки Ангела принял. Но почему свершилось то, что назвать язык не поворачивается?

Власть Ирода незаконной была – оттого и трясся нечестивый царь за неё день и ночь.

А разве власть, революционным переворотом захваченная законна? Разве не страшит её любое «несогласие»?! Ответ очевиден. Всё самое омерзительное, что в Священном Писании предсказано было: и власть Ирода, и пиры Валтасара, и, наконец, мученическая кончина христиан, идолам не поклонившимся, - всё разом воплотилось…

Основное… Главное…Незабываемое…

Что-то увлеклись мы, об истоках зла размышляя

Ныне «выросли» здесь два храма православных. Один маленький деревянный - на той территории, где убиение свершалось. Массовое убиение – конвейер смерти, как назвал один из журналистов.

Здесь - на месте расстрелов - даже деревья словно в группы «собрались» - так смерть принимать, наверное, менее страшно. А главное – рвы – рвы, в которых люди закопаны - бульдозерами.

Настоятель протоиерей Кирилл Глебович Каледа рассказывал, что нашедшие, наконец, близких, здесь погибших, плакали, словно свершилось варварство вчера, а не несколько десятков лет назад. Чтобы доступ к документа получить, заявление надо было писать, и только детям разрешалось к памяти скорбной прикоснуться…

Большинство детей ныне в мире ином, а гриф секретности снят - заходи на сайт и читай. И невыносимо становится, когда имя убиенного родственника видишь спустя почти девяносто лет, хоть никогда живым не видел. Просто представляешь – насколько возможно

Кстати, а дед настоятеля по материнской линии тоже смерть здесь – в конце тридцать седьмого принял. Ныне причислен он к Лику Святых – и Бутовских, и Балашихинских. Владимир Амбарцумович Амбарцумов

А отец настоятеля - Глеб Александрович Каледа – ветеран Великой Отечественной войны тоже священником был…

Несколько лет назад появилась здесь Аллея Памяти. Все имена написаны – по дням гибели. Более двадцати тысяч.

Помню, первый раз думала, что молебен по убиенным служат – потому что звучал непрерывно набат. Нет, это каждый в память о близких своих в набат ударяет – и долго-долго звук колокола разносится, словно ещё и ещё раз напоминая, что такое не должно повториться…

Здесь маленький Храм деревянный – Храм намоленный. Конечно, прежде всего смотрят на молящихся Новомученики и Исповедники России. Образ их ныне почти в каждом храме пребывает. Здесь вокруг образа клейма, о чудовищных деяниях власти царя Ирода рассказывающие - и о расстреле Владимира Киевского – первого Мученика за веру, и об убиении Царской семьи, и о чудовищной расправе в Алапаевске...

А ещё есть в Храме Икона Тверских Святых, саблей побитая. Так слуги антихриста в злобе бессильной бесновались.

Здесь Образы Матери Божией, которые не везде встретишь, – Иерусалимский и Почаевский, словно напоминание о трагедии Мира Славянского...

Есть здесь и Мученики Эфесские. Удивительно – за одно только желание смерть за веру принять, идолам поганым не поклониться навёл Господь сон на отроков отважных и «разбудил» почти через два века. Для того, очевидно, чтобы стали они свидетелями того, что победил Крест идолов языческих. А вскоре снова уснули они – уже навсегда. И из Мира Духовного явились, чтобы повеление Господа царю передать…

А ещё на одном из Образов написаны были Слова Самого Спасителя: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне». Вот уж поистине о нашем времени лукавом. Ныне нельзя за верующими среди ночи прийти – так антихрист более хитрым стал, старается вековые устои разрушить. Потому каждому следует бдительность хранить, чтобы бесы в пропасть не утащили…

Вход на территорию один – второй лишь в особые Дни Памяти открывается. И у входа фотографии убиенных, цифры, за которыми тысячи жизней отнятых.

Вот фотографии воинов Первой Мировой. Сколько их среди убиенных? Выпускали залпы… по героям Отечества! По Георгиевским кавалерам, властью самозваной ошельмованных! Вспомнили о них, сто лет спустя – а ныне уже сто десять будет…

Люди, что случилось с вами, если Георгиевский Крест в одночасье обесценился, а защитники Отечества «врагами» стали?! Как могли мы, через двадцать лет после войны рождённые, внимать чудовищной лжи?! От незнания прежде всего…

Вот фотография расстрелянного 13-летнего мальчика. Ему два года приписали, чтобы расстрелять. Вспоминается невольно бунт в Тамбовской губернии в начале двадцатых, когда арестовывали начиная с 12 лет.

Власть Ирода за себя боится – и разве не напоминает это убиение 14тысяч Младенцев Вифлеемских?!

Взрослые люди стреляли в отрока, а после в глаза людям смотрели?! Или сразу погибли в пьяном угаре, а может быть, рассудка лишились?! …

И, наконец, самому старшему из убиенных было почти82 года. Русский, православный офицер из славного рода, принявший сан священника, а после смерти супруги и монашество. Человек, одарённый талантом иконописца, духовного композитора и врача.

Его, неходячего, в тюрьму, а после на расстрел… скорая помощь везла. А потом и расстреливали…на носилках…

Врач, призванный помогать даже врагу, главная заповедь которого «Не навреди» везёт немощного Митрополита, чтобы смерти придать…

Кто обезумел, кто стал хуже зверя? Зверь не так жесток и не уничтожает себе подобных...

А вообще в литературе русской «зверь» чаще всего антихриста символизирует.

Вот стая «зверей» и уничтожила того, кому от Бога много талантов дано было. Не любила таких власть «черни»…

Убиенного звали Серафим (Чичагов) – в миру – Леонид Михайлович. Благодаря ему в 1903 году был официально прославлен Старец Серафим Саровский.

Митрополит Серафим тоже в Лике прославлен – День Памяти 11 декабря

Заключение. «Возрождающаяся Память».

В 2007 году, когда ещё приехавшие сюда или не родились, или младенцами были, начали Память из небытия поднимать. Везли с печально известных Соловков Крест, словно Крестный Ход по рекам России совершая.

Этот Крест прежде всех виден, когда подъезжаешь. А за ним словно вырастает большой белый Храм Воскресения Христова

Однажды, осенью 2007 удалось побывать в Нижнем Храме. Тогда всё только начиналось.

И вот стоят иконы - на полу, не занявшие ещё места своего. И вдруг прямо смотрят тебе в глаза убиенные в этот день ровно семьдесят лет назад…

Нет, наверное, слов, чтобы передать то, что в этот момент ощущаешь

Господи, ведь благодаря им, от веры не отрекшимся, мы ныне живы и в храм без опаски ходим!

Семья – «малая Церковь», - сказал Ф.М.Достоевский, «зародышевая клетка народной общности», - написал мыслитель двадцатого века И.А. Ильин. Во времена юности нашей говорили: «Ячейка общества».

Ни в какое сравнение, конечно, не идёт - только знают, наверное, многие, что были у власти антихриста мысли вовсе семью отменить. А детей в лагерях воспитывать, подобно, наверное, зверям в клетках. А если что-то не так, уничтожать…

Короче, люди должны были стать как животные, и «руководствоваться» только инстинктом размножения?

Нет, как животное, человек быть не может - он может быть только хуже, потому что животное Волю Творца исполняет и от рождения греха первородного не имеет. А с человеком что? Человечеству просто гибель предрекали.

И вот встали на пути слуг антихриста простые люди, от Христа не отрекшиеся, не захотевшие стать «винтиками и колёсиками». И смерть приняли, людьми, христианами оставшись. Как в те века далёкие, когда у власти нечестивые римские императоры стояли.

Святые Новомученики и Исповедники! Вымолите Россию…

В белом величественном Храме всё о подвиге Новомучеников напоминает. Вот главные Святыни у Алтаря – Образ Новомучеников – без клейм, и образ Бутовских Мучеников. Он от клейма отличается – клеймо расстрел изображает, а здесь Мученики в длинных одеяниях, подобно древним Святым. И во рвах лежащие.

Кстати, когда смотрим мы на изображение расстрелов, то невозможно не увидеть, что дающий команду стрелять словно от Святости убиенных инстинктивно загораживается. Потому что они будут сегодня в Раю, а палачам бездна уготована.

Сказал когда-то русский мыслитель Н.М.Тарабукин: «Тишина и бесстрастие – вот философский смысл иконы» - т.е. не может быть на Образе Святом «ни труса, ни хлипкой грязцы, ни кровавых костей в колесе», - как написал в тридцатые годы О.Э.Мандельштам.

Иначе, в храме невозможно пребывать было бы, если мученическая кончина изображена – и во времена нечестивых римских императоров, и в окаянные времена века двадцатого...

Вглядимся в росписи настенные.

Вот печально известные Соловки – и Святой с камнем на шее… Говорить больше не о чем.

Вот расстрел Владимира Киевского у стен Лавры. Он попросил у палачей несколько минут, чтобы помолиться перед смертью.

Святой Владимир одно время у нас, в Храме Преображенского полка служил…

Вот суд над Митрополитом Вениамином Петроградским.

Есть в иконографии такой приём – поправших в себе Образ Божий писать несуразными, непропорциональными внешне – в общем – уродами. Наиболее яркий пример того – на стене при входе в Донской Монастырь – но и здесь тоже. Произносящий приговор несоразмерно высок, а ещё он словно пьян или с похмелья. А может быть и был на самом деле. Как омерзительны палачи! Неслучайно написаны они цветом болотных бесов…

С Митрополитом Вениамином погибли двое юристов, ныне к Лику причисленных. Иван Михайлович Ковшаров и Юрий Петрович Новицкий. Юристы-Мученики – они на образах иконописных явлены в той одежде, что на службу ходили. В этом тоже глубокий смысл.

При входе на потолке Сонм Мучеников века двадцатого – среди них Иван Михайлович, а в некоторых храмах, например, в Тропарёве, Юрий Петрович написан среди Сонма Святых всех времён…

А вот убиение Царской Семьи. Теперь мы знаем, что убила их секта хасидов ножами ритуальными. Преступление, о котором предпочли «забыть из толерантности». Какое слово поганое - знали бы что стоит за ним! …Ну да не об этом сейчас.

Здесь изображён расстрел – как долгие годы считалось. И некоторые палачи словно из-за угла стреляют – потому что преступление «бесы болотные» совершают.

Вот трагически известный Алапаевск – убиение Елизаветы Фёдоровны, Инокини Варвары и членов семьи Романовых. Из шахты несколько дней пение Херувимской раздавалось. А Елизавета Фёдоровна перед скорой смертью как сестра милосердия помощь оказывала – перевязывала раны, оторвав подол платья.

Недостало у палачей даже малой капли милосердия, чтобы расстрелять, а не сбрасывать в шахту живыми. Специально, наверное… Тоже без комментариев…

Конечно, гибель Царствующей династии не здесь происходила – и почти на двадцать лет раньше. Но новоявленному Ироду надо было от Власти Законной, Богом данной избавиться. А полигон в Бутове, как и Коммунарка, как и Левашовская пустошь, как и Сандармох – «последствие». Потому что «За каплю каждую святой пролитой царской крови народ поплыл кровавою рекой»...

А вот в красном одеянии старший из убиенных – Митрополит Серафим. Словно вознёсся он над местом массовых убиений. Он белый Храм этот в руках держит – а внизу маленький Храм деревянный – тот самый - и рвы...

Напротив образ глубоко почитаемого всем Миром Христианским Святителя Мирликийского. Пришедший из века четвёртого Святой Николай стал словно всех дел наших «участником». Он тоже над бутовскими рвами и над Храмами. Словно молится он, сам когда-то чудом гибели за веру избежавший, за всех, верность Христу в годы окаянные сохранивших…

Вот и всё, наверное, осталось добавить, что есть в обоих Храмах Образ Мученика третьего века Уара – великая Милость Божия, христианам дарованная, - молиться за тех, кто умер, Святого Крещения не сподобившись.

При входе в Храм Образы Святого Мученика Серафима и Святого Исповедника Патриарха Тихона, не расстрелянного только потому, что Европа припугнула Советское государство тем, что продовольствие поставлять прекратит. (Другая немного Европа тогда была…). Впрочем, последние дни жизни Святого Патриарха с Донским Монастырём связаны...

Лет через десять после Бутовского Храма – в год столетия октябрьского переворота в Сретенском Монастыре – недалеко от печально известной Лубянки вознёсся в небеса устремлённый, величественный Храм Воскресенья Христова. Похожий чем-то на Бутовский – главным образом, сутью своею. Там тоже при входе Образ Патрираха-Исповедника и, конечно, в тюремной больнице скончавшегося Святого Архиепископа Илариона.

Кстати, один из братьев Святителя Илариона тоже смерть на полигоне близ села Бутова принял…

Мы назвали беседу нашу трагедией многих поколений, потому что так или иначе невольно будет люди разделяться на потомков убиенных и палачей.

Дай Господь нам молитвою преодолеть разделение мира сего – и понять, что «выигравших» в таком противостоянии нет…

Святые Новомученики и Исповедники Земли Русской. Вымолите Отечество наше многострадальное. Вразумите тех, кто забыл о происходившем в веке окаянном, чтобы никогда не повторилась трагедия.

Молите Бога о нас…