Трансформация семейных отношений в современном обществе
Семья на протяжении всего процесса своего исторического существования имеет особое значение в развитии человека, выполняет важнейшие социальные функции и является необходимым структурным компонентом любого общества. Разработка проблемы семьи в социально-философском осуществляется с возникновением древнегреческой философии (середина I тысячелетия до н. э.).
Социально-философский подход к исследованию семьи отличается глубиной и разработкой целостной картины данной социальной общественности через призму основных категорий человеческого бытия: свободу, любовь, счастье, смысл жизни. Первые попытки определить место и сущность семьи мы находим в Античности: именно в это время понятие «семья» приобретает философский статус, брак и семья признаются как всеобщий закон и начало (Платон, Аристотель). Создается патриархальная теория семьи (Платон), и вводится тезис, определяющий семью основополагающей ячейкой государства (Аристотель), что заложило фундамент для последующих исследований проблем семейного бытия.
Платон вводит категорию любви, институт брака, а поскольку его взгляды представляются близкими тоталитарным традициям – закономерно выглядит и введение им также жесткого контроля со стороны государства за репродуктивным поведением для поддержания демографической стабильности. 1
В начале нового времени семья закреплялась в качестве единого, цельного, нерасторжимого организма с высокой степенью взаимозависимости и взаимоответственности всех членов семьи под началом мужчины - главы семьи, положив в основу взаимоотношений любовь.2
В эпоху Просвещения (XVIII в.) в зажиточных и образованных слоях общества меняется отношение к детям. Вместо прежнего "любящего небрежения", когда на детей смотрели как на "маленьких взрослых", за ними начали признавать право на особый, детский возраст с игрушками, шалостями, правом на ласку и особое внимание.
В структуре семьи условно можно выделить три блока взаимосвязанных отношений:
природно-биологические;
экономические, связанные с ведением общего хозяйства;
духовно-психологические, связанные в большей степени с чувствами супружеской и родительской любви, с заботой о детях, о престарелых родителях, с нравственными нормами поведения.
3
За последние годы, научный взгляд на семью стал более объемным: развитие ребенка стало рассматриваться сквозь призму взаимовлияния членов семьи друг на друга. И здесь уместно сделать упор на эффективность межличностных коммуникаций между членами семьи. Что способствует эффективным межличностным коммуникациям в семье? Чем более высок уровень развития вашей эмпатии, тем более успешно протекает общение, способствуя сближению с партнером. Используя в общении такой эффективный инструмент как эмпатия, мы поступаем абсолютно также как и при выборе и использовании коммуникационного канала.4
Семейный кризис и психологические проблемы внутри семьи существуют и развивается столько же, сколько существует и сама семья. Однако в современной обществе, где масштабы глобализации достигли общемировых пределов, а связь культур сильна как никогда, проблемы внутри семьи становятся всеобщими, отчего сам кризис становится все более опасным и неконтролируемым.
Серьезная проблема сегодня заключается в том, что с каждым годом происходит удлинение возраста ранней взрослости. В этот период личность овладевает ролями взрослого человека, в нем закладываются важные установки, связанные в том числе с вопросами семьи и детей. Традиционно периодом ранней взрослости считался возраст 21‒25 лет, сегодня же все меньше людей выбирают осознанное вступление в брак в этот период жизни.
Средний возраст вступления в брак в России сегодня ‒ от 25 до 34 лет.
Брак все чаще воспринимается как формальность, а не главенствующая цель союза. Причем формальность эта, как правило, обременительна, так как накладывает определенные обязанности и лишает многих личностных привилегий. Принимая во внимание все вышеназванные факторы, можно сделать однозначный вывод, что решение проблем семьи осуществимо только при взаимном желании супругов, а также с учетом значительного влияния извне, которое выражается в том числе через психологические факторы.5
Однако фактический брак имеет и негативные стороны, имеющие серьезные последствия для функционирования общества. Женщина, стараясь удержать мужчину, часто отказывается от материнства либо рожает только одного ребенка. В семье почти не формируются свои семейные традиции, что отрицательно сказывается на функциях семьи и на формировании семейного образа жизни.
Сегодня многие считают необязательным проходить через официальное бракосочетание, то есть получается, что институт брака перестал преобладать в числе базовых ценностей молодежи России. Отсюда снижение уровня рождаемости, увеличение числа внебрачных рождений, вариативных форм семейно-брачных отношений. Одним из отклонений от норм института семьи является развод. 6
Солидарность, дружелюбие, доверие в семье, являются самым действенным механизмом в преодолении трудностей, как социально-экономических, так и других возникающих проблем. Если не соблюдать правильных тенденции семьи, то и начинать строить семью не стоит. Каждая ошибка, совершенная в тенденции, как считают философы приводят к распаду семьи, в связи чего страдают члены семьи. 7
В настоящее время для общества как никогда необходима духовно прочная семья, способная воспитать нравственно и физически здоровую личность. Можно утверждать, что от нравственного здоровья подрастающего поколения зависит и здоровье нации. В процессе культурно-исторического развития менялась как форма семейных взаимоотношений, так и само содержание этих отношений, например, между супругами. Семья дарит личностное пространство, в котором индивиду тепло и уютно, а также эмоциональный комфорт, защиту и помощь.
Список использованной литературы:
Корсаков А.В.1 , Янковская В.В/ Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 8 (
с.
50) ▪ Часть 4 ▪ Август – 2020 - [статья электронная] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-normalnyh-i-destruktivnyh-mezhlichnostnyh-kommunikatsiy-v-semyah-v-psihologicheskom-konsultirovanii/viewer
Москалев Е.Н. Философские факторы сохранения и укрепления института семьи в российском социокультурном пространстве XXI века // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 98. № 3. С. 20
- 26.
[электронная
статья]
-
URL
:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskie-faktory-sohraneniya-i-ukrepleniya-instituta-semi-v-rossiyskom-sotsiokulturnom-prostranstve-xxi-veka/viewer
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IX
с.
14, 2019 / Философские науки / Ольга
Бочакова
- Доцент Университет св. Кирилла и Мефодия Факультет социальных наук Словакия
/
[электронная статья]
-
URL
:
https://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-eyo-novye-tendentsii-v-sovremennosti/viewer
Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2020. № 10
с.
259. Выпуск 40
Равочкин
Н. Н. Осмысление феномена семьи в истории социальной философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
(с. 1-3)
– № 1 (январь). –
*
[сайт электронный] – URL:
http://e-koncept.ru/2018/183004.htm
.
Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2020. № 10 (259). Выпуск 40
Корсаков А.В.1, Янковская В. В./ Международный научно-исследовательский журнал ▪ № 8 (с. 50) ▪ Часть 4 ▪ Август – 2020
Москалев Е.Н. Философские факторы сохранения и укрепления института семьи в российском социокультурном пространстве XXI века // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 98. № 3. С. 20- 26.
Социологические науки – инновационная наука №5 / 2019 - с. 233/ Давлеткалиева Д. Х. Студент 2 курса АГУ, г. Астрахань, РФ
Национальная ассоциация ученых (НАУ) # IX (с. 14), 2019 / Философские науки / Ольга Бочакова - Доцент Университет св. Кирилла и Мефодия Факультет социальных наук Словакия
Равочкин Н. Н. Осмысление феномена семьи в истории социальной философии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». (с. 1-3) – № 1 (январь).