Тренинг на сплоченность Цель: повышение сплоченности коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Задачи: Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей; Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга; Осознание себя командой. Возраст участников: 10 – 12 лет. Состав участников: 25-30 человек. Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. Структура тренинга: Орг. момент – 2 минуты; Вступление – 3 минуты; Разминка – 3 минуты; Основная часть – 27 минут; Рефлексия – 3 минуты; Орг. конец – 2 минуты; Программа тренинга: 1. Релаксационное упражнение ?Земляничная поляна?; 2. Игра ?Комплименты?; 3. Упражнение ?Что на что похоже?; 4. Игра ?Рисунок на спине?; 5. Упражнение ?Зеркало?; 6. Упражнение ?Замороженный реаниматор?; 7. Игра ?Животные?; 8. Игра ?Подарок?; 9. Игра ?Чего не хватает на человеке?; 10. Игра ?Бип?; 11. Релаксационное упражнение ?Ватная кукла?. Ход тренинга: Организационный момент. Помещение для тренинга заблаговременно подготавливают к проведению занятия – расставляют стулья по кругу по числу участников, подготавливают дополнительные материалы. Участники рассаживаются на стульях по кругу. Вступление. Ведущий представляется и говорит несколько слов о то, что будет происходить. Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. 1. Релаксационное упражнение ?Земляничная поляна? Цель: релаксация участников тренинга, погружение во внутренний мир, расслабление мышц тела, настрой на работу. Ход упражнения: Сядьте по удобней. Закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну. Какой она будет? Вы гуляете по ней, собираете ягоду, валяетесь на траве. Какое у вас настроение? Вы пробуете ягоду на вкус. Какая она. А теперь вы можете делать на земляничной поляне что захотите. Сейчас медленно откройте глазки. Какие чувства вы испытывали, находясь на земляничной поляне. 2. Игра ?Комплименты? Цель: формирование положительного отношения, развитие межличностного общения. Ход упражнения: 3. Упражнение ?Что на что похоже? Цель: поиск сходства между участниками тренинга, создание положительного настроя, развитие внимания, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Ход упражнения: Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов: - Ты похож на меня тем, что... - Я отличаюсь от тебя тем, что... Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему "Чем мы похожи"; затем 4 минуты - на тему "Чем мы отличаемся". По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими. 4. Игра ?Рисунок на спине? Цель: развитие тактильно – кинестетических навыков, сплочение коллектива. Ход упражнения: Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. 5. Упражнение ?Зеркало? Цель: сплочение коллектива, развитие мимики, жестов и мелкой моторики, дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность. Ход упражнения: Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого — в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп. 6. Упражнение ?Замороженный реаниматор? Цель: повышение мышечного тонуса, развитие тактильно – кинестетических способностей, снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения. Ход упражнения: Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо — с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, — вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.Признаками успешной работы "реаниматора" можно считать непроизвольные реплики "замороженного", его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьировать от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их "квалификации".Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, незримой стеной встающее между двумя людьми: партнеры как бы деревенеют друг перед другом, перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание, и, словно по незримому каналу, переживания и намерения свободно перетекают от одного к другому. В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции. 7. Игра ?Животные? Цель: сплочение коллектива, эмоционально-психологическое сближение участников, снятие внутреннего напряжения. Ход упражнения: 8. Игра ?Подарок? Цель: развитие жестов, мимики, пантомимики, сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Ход упражнения: ?Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие?. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. ?Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!? 9. Игра ?Чего не хватает на человеке? Цель: сплочение коллектива, развитие внимания, мышления, памяти. Ход упражнения: 10. Игра ?Бип? Цель: снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем, создание эмоционального настроя, эмоционально-психологическое сближение участников. Ход упражнения: Вся группа, за исключением водящего сидит на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача- угадать к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать "Бип", желательно "не своим голосом", чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а предыдущий садится на его место. 11. Релаксационное упражнение ?Ватная кукла?. Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия, релаксация, снятие эмоционального напряжения, ТОТ. Ход упражнения: Организационный конец Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: "Я понял...", "Меня удивило...", "Я почувствовал...", "Думаю...", "Мне понравилось..." и т.д. Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
Тренинг на сплоченность