Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
городского округа г.Долгопрудный центр развития ребёнка
детский сад № 6 "Звёздочка"
(МАДОУ детский сад № 6)

Тренинг учителя-дефектолога на родительском собрании в подготовительной к школе группе № 3 (помещение 3) на тему:
"На пороге школы".

Учитель-дефектолог

Никитина Елена Сергеевна





 

19 мая 2022года

Цель: Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребёнка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению. Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребёнка к школе.

Задачи:
- Повышение компетентности родителей: познакомить родителей с критериями готовности к обучению в школе;
- Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей, познакомить со способами коррекции;
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребёнка к школе;
- Сплочение группы, настрой на совместную работу;
- Обучение эффективным способам общения;
- Развитие навыков рефлексии у родителей.

Участники: учитель-дефектолог, родители, воспитатели подготовительной группы.

Оборудование и материалы: ноутбук, карточки со словами, запись спокойной инструментальной музыки, листы бумаги и ручки.

План проведения:

1. Вступительная часть. Приветствие. Регламент.
2. Теоретическая часть: Выступление учителя-дефектолога: "Психологическая готовность ребёнка к школе", "Что ребёнок должен знать к 6-7 годам".
3. Практическая часть. Задания "Первоклассник".
Игра - тест: определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребёнка.
4. Подведение итогов. Рекомендации родителям.
5. Рефлексия.

Ход тренинга:

1. Вступительная часть
Добрый вечер, уважаемые родители! Мне с большим удовольствием хочется поздравить вас, с тем, что вы уже не просто родители, а родители будущих первоклассников! Тема родительского собрания "Подготовка ребёнка к школе" выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш ребёнок впервые войдёт в школьный класс. И вы уже задаёте себе вопросы:
- Готов ли мой ребёнок к школьному обучению?
- Как он будет учиться?
- Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности?

Наверное, каждый ребёнок ожидает, что в школе всё у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. Но то, как он будет учиться и многое другое зависит от того, как ребёнок психологически подготовлен к школе.
Нужна ли при этом помощь родителей? Да. Каждый ребенок нуждается в поддержке родных ему людей, тем более в таком ответственном событии. Не стесняйтесь рассказать детям о том, как вы волновались и переживали, когда были первоклассниками, какой была ваша первая учительница и т. д.

В дошкольном детстве дети все свободное время посвящают играм. И это правильно. Не стоит запугивать детей тем, что с началом учебы они должны будут отказаться от игр. Во-первых, это неправда, а во-вторых, подобные угрозы могут лишь задержать готовность ребенка к обучению в школе.

2. Что это такое "Психологическая готовность ребёнка к школе"?
Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Необходимо помнить, что под "готовностью к школе" понимают не отдельные знания и умения, но их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя их уровень развития может быть разным, это:
- Физиологическая готовность - состояние здоровья;
- Психологическая;
- Социальная - взаимоотношения с окружающими, отношение к самому себе;

Какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"? Это, прежде всего интеллектуальная готовность, мотивационная готовность, волевая готовность, коммуникативную способность.
Интеллектуальная готовность - это показатель уровня познавательной сферы ребенка. Здесь выделяют функции внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. В школе ребёнку потребуются умения сравнения, анализа, обобщения, знания об окружающем мире, нормах поведения. Но главным компонентом выступит не столько объем знаний, сколько желание думать, самостоятельно решать и находить выход из проблемной ситуации.

Для формирования интеллектуальной готовности, необходимо побуждать ребенка - задавать вопросы, обогащать его словарный запас, обсуждать с ним явления окружающего мира. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребёнок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребёнок "не наигрался". Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые "не наигрались", придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребёнку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребёнка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребёнка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность - это умение ребёнка строить свои взаимоотношения с другими людьми:
- играть и общаться с другими ребятами;
- быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;
- общаться с взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;
- доброжелательность и отсутствие агрессивности.

В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению к школе.

Главная задача родителей:

Создать общую установку, общую позицию ребёнка по отношению к школе и учению. Такая позиция должна сделать поступление в школу радостно ожидаемым событием, вызвать положительное отношение к предстоящему учению с другими ребятами в школе и сделать само учение радостным и интересным занятием.

Качества, которыми должен обладать ребёнок, чтобы учиться
в первом классе:

- внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
- хорошая память;
- сообразительность;
- любознательность;
- развитое воображение;
- начальные навыки чтения, счета, письма;
- волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
- организованность аккуратность;
- дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.

Запомните:

При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым. Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата (сестры, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они не в его пользу) Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.

Особое внимание нужно уделить развитию речи и моторики ребёнка.

Речь.
Состояние словарного запаса: в словаре 6-7-летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
Состояние связной речи: учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.
Когда ребёнок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам. Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать

Что должен знать ребёнок 6-7 годам:

Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу.
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения) .
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года) .
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх - низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 - 35 минут) .
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

3. "Первоклассник"

Цель: показать родителям, как важно :
- Подготовить ведущую кисть руки ребёнка к обучению письма;
- Иметь большой словарный запас;
- Иметь физическую подготовку;
- Уметь пользоваться активной речью.

Родителям предлагается выполнить ряд заданий.

1. Упражнение "Напиши по образцу" 
- Для того, чтоб нам как можно лучше было понять своих детей, давайте попробуем с вами написать небольшое слово каллиграфическим почерком. Сложно это или нет - разберёмся на месте!
Цель: показать родителям, как важно подготовить ведущую кисть руки ребёнка к обучению письма.
- На экране появляется слайд с образцом написанного слова "Сентябрь". Родители должны переписать эти слова : правши - левой рукой, левши -правой.
Обсуждение: было ли комфортно, удобно или сложно выполнять задание.? Какие ощущения испытывали при выполнения задания и т. п.

2. Разрезать ножницами бумагу по контуру
- Родители делятся на пары. Один в паре берет в одну руку ножницы, второй бумагу с контурным выделением. Они в паре должны вырезать фигуру, работая каждый только одной руке. Можно передвигаться.

3. Упражнение "Пройди по кругу"
- Родители становятся в круг. Каждый кладет свою руку на плечо соседу и замыкают круг. Не разрывая круг родители должны пройти круг по часовой стрелке. Затем должны присесть и встать все вместе, не разорвав круг. Здесь важно отметить, как сложно выполнять задания без физической подготовки.

4. Упражнение "Пойми меня"
- Родители делятся на пары. Один в паре закрывает уши (либо надевает наушники с музыкой, второй шёпотом произносит ему слово. Задача родителя угадать, что он сказал.

5. Упражнение "Без слов"
- Родители делятся на пары. Один в паре читает карточку, на которой изображено слово. Он должен жестом показать это слово. Второй угадать.
Усложнение: одним словом объяснить слово.

Мы, взрослые, часто возмущаемся из-за камушков, стеклышек и железок, принесенных ребёнком в дом для игры, возмущаемся по поводу "бесцельного" перевода пластилина, бумаги и красок, из-за ножниц, которыми нарезано "всякой дребедени". Но эти занятия - часть кипучей жизнедеятельности, и результаты которой помогают развитию мелкой моторики рук, развитию умения координировать движения рук и глаз и, тем самым, определяют продуктивность умственного развития ребенка.
Формирование навыков письма - это задача первых лет обучения в школе. А штриховка, раскраска, лепка, игры с мелкими конструкторами, мозаиками и вкладышами прекрасно готовят руку предстоящей трудной работе.

Игра-тест: Определить в степень беспокойства родителей в связи с приближающимся школьным обучением ребёнка.

- Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает чувство радости и уверенности в связи с этим событием;
- Похлопайте в ладоши, только те, кто испытывает умеренное беспокойство;
- Похлопайте в ладоши, только те, кто уже испытывает сильное волнение, беспокойство.
А как вы думаете, от кого или от чего зависит нормализация в улучшении вашего самочувствия или что должно измениться, чтобы вы чувствовали себя лучше? (Ответы родителей).
Беспокоятся и переживают почти все родители за своё чадо, и это вполне нормально. И мы, педагоги тоже беспокоимся за своих выпускников. Мы тоже хотим, чтобы ваши дети хорошо учились в школе, поэтому, нам необходимо общими усилиями как можно лучше подготовить наших детей к этому этапу жизни, найти возможные пути преодоления различного рода трудностей, возникающих на нашем пути.

4. Подведение итогов
- Итак, что же является фундаментом успешной подготовки ребёнка к школе?
1. Физическое здоровье ребёнка.
2. Развитый интеллект ребёнка.
3. Умение ребёнка общаться со сверстниками и взрослыми.
4. Выносливость и работоспособность.
5. Умение ребёнка читать и считать.
6. Аккуратность и дисциплинированность.
7. Хорошая память и внимание
8. Инициативность, воля, и способность действовать самостоятельно.

Рекомендации родителям:

- Развивайте общую и мелкую моторику ребёнка: больше рисуйте, раскрашивайте, лепите из пластилина, собирайте бусы.
-Работайте над развитием познавательных способностей ребенка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
- Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т. п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
- Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое не будет получаться сразу.

Если ваш ребёнок испытывает трудности в овладении письмом, ни в коем случае не ругайте его за множество ошибок, не упрекайте в лени и невнимательности. Это было бы равноценно, например, обвинению ребёнка, страдающего церебральным параличом, в неуклюжести и неловкости.

Итак, родителям необходимо помнить, что развивая речь ребёнка, мы закладываем основу для формирования высших психических функций (воображения, памяти, мышления, и, следовательно, для успешного обучения ребенка в школе.

Самое главное, что вы должны оставаться для вашего ребёнка любящим и понимающим родителем и не берите на себя роль учителя.

5. Рефлексия